Мессир Часть 72
Дисковое крыло.
В июне 1939 г. на выставке в Лейпциге была продемонстрирована первая действующая модель винтового самолета с дисковым крылом конструкции Артура Сака - A.S.1. (Arthur Sack Modell Nr.1), однако проект А. Сака никогда не рассматривался в качестве потенциальной боевой машины, т.к. поршневой двигатель не позволял развить скорость, при которой дисковое крыло могло создать подъмную силу, достаточную для того, чтобы нести механическое оружие того времени. Именно по этой причине первый аппарат его конструкции, пилотируемый человеком, был создан только в начале 1944 г. Самолет получил наименование A.S.6 V1 (Arthur Sack Modell Nr.6), где приставка "V1" означала - первый ислледовательский образец (Versuchsmuster).
Вертикальный взлет.
Работы по проектированию аппаратов вертикального взлета были закончены в первой половине 1940 г. В июле 1940 г. был открыт заказ на выпуск 30 опытных образцов и 15 машин установочной серии. Первый в мире серийный вертолет Flettner Fl-282 (Hummingbird) предназначался для ведения воздушной разведки и проектировался как двухместная машина не несущая оружия. Проблемы с обеспечением подъемной силы были таковы, что три опытных образца Fl-282, выпущенные в 1941 г., с закрытой плексигласом кабиной, могли поднять только одного пилота, а чтобы сделать машину двухместной, остальные образцы серии пришлось поставлять с открытой кабиной.
Применение на летающем крыле механизма изменения вектора тяги в сочетании с газотурбинным двигателем, масса которых была в 3-4 раза меньше, чем у эквивалентного "поршневика", позволяли создать практическую конструкцию дисколета.
Дисколеты.
Дисколет - это универсальная машина, объединяющая свойства вертолета и летающего крыла, но их одновременное использование в одном аппарате не имеет в настоящее время ни экономического, ни военного обоснования. Однако это не означает, что такой аппарат невозможно создать, и последний патент на конструкцию дисколета датируется 1994 годом [подробнее].
Аэродинамика летающего крыла, но без вертикального взлета успешно используется в современной авиации, а технология вертикального взлета, без использования свойств летающего крыла - в современном вертолетостроении.
Некоторые из приводимых далее сведений о проектировании и строительстве дисколетов носят достаточно спорный характер, но имеют право на упоминание в качестве одного из технически возможных направлений развития реактивной авиации.
В настоящее время наиболее известны следующие основные типы германских дисколетов периода Второй мировой войны: диск Шривера-Хабермоля (1940); летающий блин Циммермана (1942); диск Белонце (1945); диск "Омега" (1945); Фокке-Вульф. 500 "Шаровая молния" ("Kugelblitz", 1945).
Последний аппарат (Fw.500), выпуск которого планировалось начать в 1946 г., был наиболее близок по конструкции к современным противотанковым вертолетам и вполне мог оперировать на дистанциях, сопоставимых с дальностью полета Ме 163 (ок. 100 км).
В конце 1944 г. попытку создания дисколета, не несущего оружия, предприняла фирма Focke-Wulf, но кроме эскизов каких-либо данных по его проекту не обнаружено [подробнее]. Скорее всего командование германских ВВС просто не нуждалось в разведывательном дисколете, т. к. на вооружении Luftwaffe уже находились вертолеты Fl-282 и фирма сразу приступила к разработке боевой машины - Fw 500 [подробнее].
По утверждению Андреаса Эппа, немецкого инженера и изобретателя, первый летающий диск его конструкции диаметром 6 м в 1941 году успешно прошел летные испытания на ракетном полигоне в Пенемюнде, после чего был продемонстрирован на совещании в министерстве авиации (RLM), посвященном разработке новых технологий в авиастроении.
"Геринг, - пишет Эпп, - решился на опытную серию из 15 единиц. Уполномоченным от правительства был назначен министр промышленности Альберт Шпеер".
В 1942 году первая группа разработчиков летающих дисков в составе Рудольфа Шривера, бывшего сотрудника генерала Вальтера Дорнбергера в Пенемюнде, и инженера Отто Хабермоля начинают разработку промышленных технологий для производства летающих дисков на заводе Шкода-Летов около Праги.
Вторая команда SS Sonderb;ro-13, филиалы которого находились в Праге, Дрездене и Бреслау (Вроцлав, Польша), вела разработку теоретических основ проектирования дисколетов. Первый летающий диск был испытан в Пенемюнде в сентябре 1943 г., что совпадает с показаниями не только военнопленных (Василий Константинов), но и бывших солдат и офицеров вермахта, ставших свидетелями испытательных полетов некого "металлического диска размером 5-6 метров с каплевидной кабиной в центре".
Промышленный образец боевого дисколета диаметром 68 м с установленной на плоскости днища башней от САУ "Пантера" и спаренным зенитным пулеметом на башне был изготовлен в Бреслау в конце 1944 г. Одновременно была построена аэродинамическая модель (1:2) диаметром 34 м. В качестве силовой установки дисколета использовался оригинальный вихревой двигатель Виктора Шаубергера (V. Schauberger) и 12 вспомогательных реактивных двигателей Jumo-004B, размещенных по периметру аппарата и реализующих эффект Коанда. За создание корпуса отвечали Ричард Мите (Richard Miethe) и Рудольф Шривер (Rudolf Schriever).
Аппарат был назван "Диском Белонце", по фамилии главного конструктора "Бюро-13" Джузеппе Белонце (Giuseppe Ballenzo, 25.11.1876 - 21.05.1952). После начала в 1944 г. авианалетов на ракетный полигон в Пенемюнде, где проводились испытания и доводка дисколетов, Митте и Белонце со своим изделием переводятся в Прагу, и на пражских заводах "Ческо-Морава" начинается подготовка к выпуску нового оружия.
Свидетельство о публикации №121032003724