Поэмы в творчестве Генриха Ужегова

 Ужегова Генриха Николаевича в России знают,  в основном, как автора  68 книг по народной  медицине. Наверно, нет в России такого города, где   нельзя было бы найти  его книг по здоровому образу жизни  и лечению  многих болезней  средствами  фитотерапии. Но как поэт и писатель Генрих Ужегов известен  только на  юге нашей  страны.  Врач, моряк, поэт и писатель  написал около 30 поэм, законченных и незаконченных. Всего из - под  его пера вышло 136 книг. В это число входят и сборники стихов, и книги прозы, и  труды  по народной  медицине.  Но особое место  в творчестве этого автора занимают поэмы, которые  различаются по тематике, сюжетам и стилю, характеру  героев.  Именно жанр поэмы стал постоянной творческой, лабораторией   поэта, и  в литературном наследии  Ужегова  им принадлежит  первое  место.

Но, вернёмся   к истокам. Что такое  поэма?   Поэма зародилась в древности. Так определяли жанр произведений Гомера (VIII-VII в. до н. э.). Вергилия (70-19 г. до н.э.) и др. К своей современной форме поэма приблизилась в первой половине XIX в. Поэмой называют лиро-эпическое стихотворное произведение, в котором изображены значительные события и яркие характеры, а повествование о героях сопровождают авторские размышления.   Словарь Ожегова  характеризует поэму, «как  большое стихотворное  произведение,  в котором раскрывается историческая, героическая или возвышенная лирическая  тема».   
   Впервые русская героическая поэма, как жанр, получила развитие в творчестве М. В. Ломоносова («Петр Великий»), В. К. Тредиаковского («Тилемахида»), А. П. Сумарокова («Димитриада») и А. Н. Майкова («Освобожденная Москва») и М. М. Хераскова («Чесменский бой» и «Россиада»). Это направление  в литературе было продолжено  А. Пушкиным («Бахчисарайский  фонтан»,   «Полтава»,  «Домик в   Коломне «, «Кавказский пленник»),  М. Лермонтовым («Демон», «Мцыри» ), Некрасовым («Кому на Руси жить  хорошо»).

Послереволюционный период в советской литературе ознаменован новым расцветом поэмы, открывающей возможность наиболее полного художественного воссоздания состояния мира и человека. Свидетельство тому – поэмы «Двенадцать» А. Блока, «Хорошо!» В. Маяковского, «Анна Снегина» С. Есенина.

В годы Великой Отечественной войны (поэма сближается с героической песней балладного типа Твардовский). Построенная на нравственной проблематике, она раскрывает судьбу героической личности, глубину его характера. При этом сюжетно-повествовательное начало отходит на второй план. Заметными вехами на пути развития стихотворного эпоса стали поэмы «Середина века» В. Луговского, «За далью даль»  и  «Василий Тёркин» А. Твардовского, «Достоинство» С. Васильева, «Поэма времени» А. Софронова.

В 21  веке  жанр  поэмы  продолжили известные  русские поэты  Е.  Евтушенко, Ю. Кузнецов,
К. Ваншенкин, И. Бродский,  Игорь Холин, Генрих Сапгир, Елена Шварц   и др.

     В настоящее время в русской поэзии осуществляет свою творческую деятельность большое количество талантливых поэтов, которые пишут силлабо - тонические стихи. Однако, к сожалению, такие поэты зачастую обделены вниманием литературоведов и критиков. Особенно это относится  к поэтам «периферии»,  к числу  которых  можно отнести и кубанского   поэта Ужегова  Генриха Николаевича, чьё  поэтическое  мастерство  пока известно только на Кубани и юге России. В своих произведениях  этот поэт  никогда  не использовал  готовые художественные конструкции для того, чтобы самому запечатлеть в слове поразившие его ситуации, характеры, почерпнутые из столь не похожего на реальную жизнь мира романтической литературы.  Героический тип личности стал центральным в  его поэмах, а лирическое начало играет  не последнюю роль. Поэмы  Генриха  Ужегова удивительно созвучны поэтам Серебряного века.  Некоторые из них   сентиментальны и местами безжалостны,  другие наполнены болью и неприкрытой искренностью. Его стихи кажутся неуловимо знакомыми, но при этом совершенно новыми. Он умеет сказать простыми словами о любви и разлуке, боли и счастье. Простота изложения, ясность мысли,  чёткая рельефность изображения – вот  основные  черты, отличающие его от многих современных  поэтов.  Поэмы  этого автора  разномасштабны, но все их объединяет чувство  любви к Родине большой и малой, чувство любви  ко  всем героям, которых
он описывает.
   Поэмы Ужегова могут быть разделены на две большие группы: поэмы  исторические и лиро-эпические.
К первой группе  поэм можно отнести:  «Кондрат  Рылеев», «Ермак», «Поручик  Лермонтов», «Двойник Наполеона», «Волхвы Ивана Грозного», «Отцвели хризантемы», «Дмитрий Донской», «Капитан Колумб»,  «Двойник  Наполеона», «Три жизни княжны  Таракановой» и ряд других.
    Композиционное построение поэм – эпическое по своей основе – даёт последовательное и связное изложение событий, а так же здесь присутствует объективная манера изложения литературного материала. Напряженное развитие поэтической мысли, стремительность действия, которому предшествует краткая экспозиция, «вершинность» композиции — сосредоточенность действия вокруг нескольких драматических ситуаций,  создают общую атмосферу тайны. Здесь же мы видим обилие развернутых монологов-исповедей и диалогов, состоящих из кратких, быстрых, отрывочных реплик.  Все эти характерные черты романтической поэмы  присутствуют  в произведениях Генриха Ужегова.

Его поэмы  охватывают  громадное количество людей: цари, полководцы, герои. Они  отражают  действительность, жизнь общества на каком-то этапе  его развития.  При этом каждый из героев, являясь типичным  обобщением той или иной группы общества, не просто безличный винтик в системе целого, а самостоятельный, свободно действующий персонаж.
  Так  в поэме «Кондрат  Рылеев»  мы видим  героя,  совершенно не приемлющего современного ему  общественного строя и видим  человека, захваченного преддекабрьскими веяниями характерными для  большей части дворянского общества  начала 19 века.

«…Когда  ж орда французская
На Русь пошла войной,
Взметнулась  сила русская
Кипящею волной.

До Франции дохлынула,
Подковами стуча,               
И пол-Европы сгинуло
От русского меча.

Чего там церемониться,
Мы были соль земли.
И дух французской вольницы
В Россию привезли.

И   начались  собрания,
Речей  свободных вал…               
Рылеев за восстание
Всегда голосовал…

После неудавшегося  восстания,  герой погибает, но мы  видим, что  дух его не сломлен даже  в последние  моменты  жизни.

В другой  поэме Генриха Ужегова  «Волхвы  Ивана Грозного»  описываются  исторические события, которые происходили   в Российском государстве почти пятьсот лет назад. Захватывает уже вступление  к поэме:

Россия-мать! Твоя дорога
Во все эпохи горяча.
Бредёшь ты между верой в Бога
И эшафотом палача.

Как много  лет  ещё, родная,
Твой  будет длиться Скорбный  Путь,   
И  будешь ты идти,  не зная,
Куда  идти, когда свернуть?

Пройдёшь ты через словоблудье,
Через разруху, слёзы, кровь.
Но час от часу крепче будет
К тебе народная любовь… .

В основе сюжета поэмы — событие, вполне вероятное для эпохи Ивана Грозного, причем, некоторые факты, возможно, были почерпнуты поэтом из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина: в IX томе.  Автор  не стремится к многостороннему изображению своих героев  («Ивана Грозного», Бельского …), а выделяет  лишь главные черты их характера.
Образ Ивана Грозного — центральный образ первой части поэмы. Здесь царь предстает как грозный, гневный, своенравный, подозрительный деспот — в полном соответствии с трактовкой Грозного в официальной историографии.
Автор пытается  «вжиться»  в то непростое  время и   говорит в поэме языком народной поэзии, стараясь выразить свое, близкое к народному, понимание эпохи Ивана Грозного. Он  не принимает  концепции Карамзина и славянофилов, считавших деспотизм Грозного следствием извращенности его характера. А попытался восстановить облик царя таким, каким его сохранила народная память в исторических песнях, созданных в XVI в.

В поэме «Отцвели хризантемы»  автор рассказывает историю, о бессмысленном и жестоком  убийстве  Николая  Харито – автора бессмертного романса «Отцвели уж давно…». Эта история
произошла в  1918 году  на его родине  в  городе Тихорецке.  Сама природа   как-бы  оплакивает бессмысленную смерть героя:

Как же ты печальна
Осень на Кубани.
Как же вы безлюдны
Голые поля.

Пасмурная серость
Скукой душу ранит.
И стоят уныло
Свечки-тополя.
 
Тучи наплывают
Бесконечной  цепью.
Целый день  лениво
Дождик моросит.

Птицы улетели.
И туман над степью
Неподвижно - белым
Саваном висит.

Глубоким сочувствием и большой  любовью  пронизаны  последние строки поэмы:

…И  раздался выстрел…. На  песок аллеи
Тихо и без стона Николай упал.

На   случайный  выстрел   выбежали гости,
Помощь оказали, только что с того…
На столе  венчальном, словно на погосте,
Положили тело мёртвое его.

Так и не допил он своего бокала,
И прошёл по жизни только лишь затем,
Чтобы в целом мире  музыка рыдала
Над  кустом увядших белых хризантем.

Этому  произведению   созвучна  другая  поэма Генриха  Ужегова «Поручик  Лермонтов». Здесь  с чувством глубокого душевного волнения и большого горя  автор описывает  дуэль и смерть  великого поэта:

…А  к барьеру уже суетливо      
Быстрым шагом Мартынов шагнул.
И прицелился  неторопливо,
И в глаза Михаилу взглянул.

Тот  как - будто сошёл с пьедестала,
Не  коснулся лица его страх,
Лишь  улыбка  презренья  играла
На  чуть – чуть  побелевших  губах.

Словно Лермонтов был из гранита,
Словно жизнь отошла от него.
Он презрительно,  как на бандита,
На  врага  посмотрел своего.

Лес гудел напряжённо: - Не надо,
Не стреляй, пока есть ещё  срок.
Но Мартынов, не выдержав взгляда,
Торопливо   нажал на курок.

Отчего не  случилась осечка?
Отчего не заел пистолет?..
Словно сбитая выстрелом свечка,
Как подкошенный рухнул поэт.

Непрерывные  грома раскаты
Проводили ещё одного.
И стояли деревья – солдаты
В карауле у тела его…

    Поэма «Ермак»  несколько отличается от других исторических поэм  Генриха  Ужегова.    В поэме два героя, равных друг другу не только по силе характера, но и по силе страдания, а следственно, по концепции  Ужегова, этически равноценных. Они носители двух противоположных «правд»,  но если для  Ермака на первом месте — «правда» индивидуального чувства,  правда  завоевателя, то Кучумом движет «правда»   собственности, традиции, обычая. Таким образом,  в поэме прослеживаются  как герой-протагонист, так  и герой-антагонист.  И примечательно то, что именно героя - антагониста так  пронзительно и остро любит прекрасная   Сузга, до самой  своей  смерти   преданная   любимому  человеку.
О поэмах  второй  группы, поэмах  лирико – эпического характера  можно говорить много.  В этих поэмах на первом месте стоят высокие  чувства:   любовь, преданность, чувство чести и собственного достоинства  каждого героя.  Сюда  можно  отнести:  «Балладу о таёжной любви», «Утёс»,  «Ахтамар».
В  поэме – балладе «О таёжной  любви»  автор  ставит на первое место   большую и светлую   любовь юноши-сибиряка  к красавице  - Татьяне, которая живёт с отцом  в таёжной глуши.  И в этой ситуации, чтобы  дойти до своей  любимой, юноша  пробивает в дебрях просеку, ведущую   к дому  его мечты.

…И на крутом, заросшем берегу,
Где сосны выплывают из тумана,
Просеку, уходящую в тайгу,
Увидела красавица -Татьяна.

И у ее ближайшего конца
Какой-то парень прислонился к ели.
Черты его усталого лица
Татьяна различала еле-еле.

Но все ж узнала девушка того,
Что приставал с вопросами своими...
А он стоял, не видя ничего,
Шепча любимой сладостное имя.

Ну, вот и все. Сказать теперь пора,
Что для влюбленных кончились печали.
И с той поры в тайге два топора,
Как два сердечка, радостно стучали.

В этой  поэме – балладе, поэме, которую жители Сибири считают  былью, автор сумел  явственно  показать,   как большая любовь может идти на великие жертвы, и чем любовь настоящая отличается от любви надуманной.

Одна из характерных черт   романтической  поэзии — постоянное обращение к  природе. Именно природа для романтика — высший авторитет. Романтизм открыл для искусства человека в его связях с природой, в самом человеке писатели-романтики стремились подчеркнуть природное начало.
Чисто  романтическими поэмами можно назвать поэмы «Ахтамар» и «Утёс». Как в одной, так и в другой  превалирует   тема  южной  природы и большой, красивой  любви, любви до конца.

…В семнадцать лет пришла к нему любовь,
Как провиденьем посланная сила.
И эта неожиданная новь
Подростка  в свои сети захватила.

Была любовь пронзительно -  чиста,
Как след росы на листике берёзы,
Как  ангела безгрешного уста,
Как  малыша обиженного слёзы.

Как - будто в жизнь  спокойную его
Упал из зазеркалья  лучик света.
И  юноша был счастлив оттого,
Что  в мире есть  красавица Жаннетта…

Любовь юноши оказалась трагичной – девушка погибла в кораблекрушении. И мальчик, уже превратившийся  в мужчину,  воздвиг на утёсе маяк в её честь. И этот маяк помогал морякам  в их трудной  и опасной  работе.
В поэме «Ахтамар»  из-за рокового стечения обстоятельств  погибает юноша, плывущий на остров  к любимой. Волей жестокого отца костёр ,  служивший  маяком  для  пловца, был потушен и  влюблённый, оставшись без ориентира, утонул.   

…Под крики восторга и звуки фанфар
Всегда из дворца выходила Тамар…

Трём принцам  она отказала уже
И царь Арташез опасался в душе,

Что девушку могут  увлечь  и украсть.
И тут не помогут ни деньги, ни власть.

Не спал он ночами. И вот, наконец,
Построил для дочери новый  дворец

На острове диком, средь озера Ван,
Где часто клубится холодный туман…

Но влюблённого   не  могут остановить   ни  озеро, разделившее его  с любимой,
 ни гнев  царя-отца:

… Вот ночь наступила. Она всё решит.
И снова Азат на свиданье  спешит.

Плывёт он  с надеждой на счастье, и вдруг:
Огонь путеводный внезапно потух.

Куда ему плыть? Берега не видны
И в небе  бездонном  ни звёзд, ни луны.

Всю силу любви,  весь душевный пожар
Вложил   он  в  простые слова: - Ах, Тамар!

- Мне больше не светит маяк твоих глаз!
  Скажи, почему огонёк твой погас?

Тут мягкая сила сковала его.
И больше  не чувствовал он ничего…

Генрих Ужегов – человек верующий и  в своём творчестве он не смог уйти от темы  религии. Эту  тему  он пытается раскрыть в поэмах  «Сказ о граде - Китеже», «Рождение Иисуса», «Жизнь и смерть Иоанна Крестителя»,  «Агасфер».  Сами названия поэм говорят об их содержании.  Так,   в поэме «Сказ о граде Китеже»  о  великой  силе любви к своей Родине, о силе, которая  помогла  разгромить врага, вторгшегося  в её  пределы.

…Говорят, что град   белокаменный,
Могут видеть лишь только  те,
Кто пришёл сюда  с верой  пламенной
И в  духовной жил  чистоте.

У кого в груди сердце чистое,
Кто бежит от чужих щедрот,
Кто в любой беде может выстоять,
Положить главу за народ…

Наши прадеды в древнем Китеже
Честь  народную  сберегли.
Поклонитесь же, поклонитесь же,
Поклонитесь им до земли.

А в поэме «Агасфер»  автором взят  за основу  библейский  случай из  жизни Иисуса, когда  его, изнемогающего под тяжестью креста,  оттолкнул и ударил  - иерусалимский сапожник Майкоб Адер, впоследствии  получивший  имя Агасфера.  За свой  поступок Агасфер был наказан бессмертием. А быть бессмертным, видеть всё то, что происходит на земле – это  вечное страдание.

«… - Я – Агасфер. По воле рока
Мне недоступна доброта.
Я тот, кто оскорбил  жестоко,
На казнь идущего Христа.

- С тех пор  я сотни лет скитаюсь.
За мною следом ходит страх.
Я  перед каждым  встречным  каюсь
В  своих пороках   и  грехах.

- И состоянье это длится
Уже почти две тыщи лет.
К чему, отшельник,   мне стремиться?
Мне жизни нет и смерти нет…

- Судьба к живущим беспристрастна.
Года проходят, словно сон.
Не смерть страшна, а жизнь ужасна, -
Сказал когда-то  Соломон…

Все поэмы  Генриха Ужегова проникнуты великой  темой  любви  к своей Родине, однако, чисто гражданскими поэмами можно назвать только две:  «Беловежская пуща» и «Судьба женщины».
В первой  из них он  не прячет свой гнев  и презрение к  предателям, допустившим развал великого Советского Союза, и подчёркивает – им никогда  не будет прощения  от потомков. Поэма  представлена  в виде разговора двух пожилых женщин, одна из которых  говорит:

… - Раздербанили  державу,
Растащили  по углам.
Позабыть былую  славу
Предлагают  нынче  нам.

- Как такое  вдруг  случилось
И откуда  столько зла?
Украина отделилась,
Белоруссия  ушла.               

- Как-то грубо, по - медвежьи
Стал  вести себя  Кавказ.
Три Иуды   в Беловежье
Подсидели  крепко нас...      

И дальше:

 …Задержавшись  на минутку
Перед входом  в главный  зал,
Леонид как – будто  в шутку
Другу  минскому, сказал:               

- Хватит гнуть на русских спину.
Станиславович, не трусь.
Я возглавлю Украину.               
Ты возглавишь Беларусь.            

А Борис,  пока  он  в силе,
Как потомственный  москаль,
Пусть берёт  себе Россию.
Нам ни капельки не жаль…

И действительно, нет, и никогда не будет прощения  Иудам из партийного руководства великой  страны.
         
Поэма «Судьба женщины» -  чисто биографическое  произведение. Ни один факт, приведённый в поэме, не выдуман, и жестокая  правда  о войне  показана  здесь  с обжигающей душу  силой.  Тем более, что судьба женщины – это судьба матери автора этой  поэмы.

 Как уже говорилось  выше,  современные критики  обращают мало внимания на поэтов и писателей  из «глубинки».  Тем ценнее   мнение  великого русского поэта  Николая  Александровича Зиновьева, высказанное им  в предисловии  к одному  из поэтических сборников  Генриха Ужегова.

 «И не вооруженным глазом видно, что приведенное стихотворение отве¬чает всем критериям истинной поэзии.
Стихи и поэмы Генриха Ужегова несут помимо эмоционального заряда и мощный заряд нравственный. Его поэзия трансформирует в человеке не только добрые чувства, но и формирует в его душе более высокие духовные начала. Я не сторонник "выдергиванья" из стихотворения понравившихся строк (это равносильно фрагментарному знакомству со скульптурой), то есть по детали нельзя составить полного представления о целом. Хотя у читателей будет еще возможность познакомиться с мыслями и чувствами поэта, я хочу привести еще одно стихотворение:

Жизнь в черно-белую полоску,
Как придорожные столбы.
И человек подобен воску
В руках изменчивой судьбы.

А время скорость набирает,
Идет к границе световой.
И ни одна душа не знает,
Что за чертою роковой.

Не вдаваясь в построчный анализ, видно, как двоится смысловая нить стихотворения, как ширится и уходит в бесконечность первичный замысел автора.
Я по-хорошему завидую читателю, которому предстоит впервые познакомиться с внутренними миром души, высказывающейся образно и емко, доходчивым, не рядящимся в модные одежды авангардизма, языком.
Перефразируя известное  высказывание  И. С. Тургенева  в  письме  к  А. А. Фету, закончу свою, далеко не исчерпывающую глубину микрокосма поэта заметку, следующими словами:
"Об Ужегове не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказы¬вает, что он не чувствует истинной поэзии".

     С произведениями Генриха  Ужегова читатели могут ознакомиться на сайтах
         -  стихи. ру    (stihi.ru)
         -  МФВСМ – словарь рифм  (http://stihi.ru/avtor/velstran13)   
         - Библиотека Мошкова  lib.ru  (раздел «современная  поэзия»)

                ЖИДКОВА  АНГЕЛИНА
               


Рецензии