Хор на Клиросе
Первый хор православной Руси.
Клирос ожил, и с древней той даты
Зазвучали стихиры, кондаки;
Голоса - тенора и басы.
В домовом Благовещенья храме
Состоялся желанный дебют,
А до этого - спевки часами
Под иконами и под цветами;
Послушание - творческий труд.
Не в одном дьяки пели соборе,
Пели в царских палатах князьям. …
Не хватало высот в мужском хоре -
Тесситуру высоких нот скоро
Детским отдали голосам.
Но на Клиросе не было женщин,
Петь с мужчинами - строгий запрет.
Значит красок гармонии меньше,
Партитура бедней, звуки мельче. .
Так служили четыреста лет.
Ввел Архангельский клирос совместный,
Женский голос в правах утвердив,
Дирижер, композитор, хормейстер.
Всему миру стал вскоре известен
Его смешанный хор-коллектив.
Малочисленна первая спевка,
Двадцать певчих, включая детей,
Но рождается новая веха:
Хорового искусства успеха
И в миру, и под сводом церквей.
На начало двадцатого века
Это главный на Клиросе хор
В ВЕРЕ он укреплял человека,
Как духовный был пастырь и лекарь,
Им любой бы гордился собор.
***
Хор Пилецкого* в самом начале,
Как хор дьяков, был чисто мужским
Трое певчих нестройно звучали,
Но под фикусом страстно мечтали
Вскоре сделаться хором большим.
И не важно, что первые ноты
Разъезжались и были глухи,
Повторяя стихиры раз в сотый,
Смыслом будто бы мёдами соты,
Наполнялись распевов стихи.
Начинали на частной квартире,
И случилось одно из чудес:
Звуки сами в гармонию слились,
Но соседи за стенкой крестились:
С потолка мела сыпалась взвесь.
И на Пасху ещё одно чудо:
Приглашение в Смоленский собор.
Хоть на Клиросе петь было трудно,
Это самое сладкое блюдо
Укрепило Пилецкого хор.
Помогали не только молитвы,
Проводился тотальный опрос,
И к камням всей округи прилипли
Объявленья «Хор церкви на Ити
Ждет мужчин», и состав быстро рос.
Для пятнадцати новых хористов
Богдановича скромный музей
Стал нежданно везением чистым,
Местом спевок, рождения мысли
Петь под сводами разных церквей.
И действительно, хор приглашали
В храмы города, в сельский приход.
Накопилась программа большая,
Песнопений, и сила мужская
В спевках свой находила исход.
Возвращались домой очень поздно,
Все трезвы к удивлению жен.
И духами не пахло, возможно ль?
Непонятно … и женам нервозно,
Те с проверкой явились гуртом.
Да, заслушавшись, так и остались,
Оказалось, не каждый поет.
Но с молитвою все зазвучали,
И с усердием ноты читали,
Не держа никогда прежде нот.
Получилось, как в классике жанра,
Хор на клиросе смешанным стал
Петь духовные вещи желая,
По плечу Чесноков и Арайя,
Все с листа, только ноты давай!
Постоянные службы в Смоленской,
Привлечение к спевкам детей,
Репетиции с радостной рентой,
Красотой подкреплённые женской-
С каждым днём атмосфера теплей.
И сегодня, пусть статус - любитель,
Держит каждый при пении строй,
Домом сделалась церковь на Ити
Регент стал дирижером событий,
Хор - единой и дружной семьёй!
15.03.2021
* РУКОВОДИТЕЛЬ(певец, хормейстер и капельмейстер) духовного хора,
поющего на Клиросе церкви Смоленской божьей матери, расположенной
в Ярославле в месте впадения реки Ить в Волгу.
Свидетельство о публикации №121031802939