Демокрит. Математика и тело
Геометрия берёт тела как пространственные величины, не рассматривая того, что составляет суть этих пространственных величин. Но такая, уже достаточно крупная абстракция ещё не настолько смущает нас, как число. В геометрии мы получаем величину, которую возможно делить до бесконечности, а с другой стороны мы получаем точку, которая заранее неделима - из этих двух противоположностей мы никак не можем составить нечто одно. Прикасаясь к так называемой "логичности" математики в этом пункте, мы сразу же оказываемся в апории - линия это не сумма точек, а саму линию нельзя разделить до конечной точки.
Между тем математика нисколько не смущается своей не логичностью, скорее наоборот - только за счёт неё она и работает. Всё, что лежит между этим разрывом "точки и линии" (соответственно линии и плоскости и т.д.) - всё это и есть её "математический объём".
Но может ли математика быть "телесной"? Только и делая, что изучая тела, математика манифестирует себя как анти-телесная наука.
Математика подвергает тела аналитике, то есть в конечном счёте вторичному способу их обработки. Геометрия превращает тела во внешние пространственные величины, алгебра анализирует эти "внешние пространства" и анализирует также их такое же внешнее движение.
Физика перенимает математический метод для осознания физической сущности тел - но в этом ли заключается физическая сущность тел?
Когда физика вскрывает "внутренности" своих тел - она просто впрыскивает туда, вовнутрь тот же самый внешний математический принцип. Может ли физика ответить на вопрос - что есть тело, которое держится некоторыми силами? Для того, чтобы ответить на этот вопрос физика должна была бы ответить на вопрос: что есть сила? Однако силу не удаётся разложить по пластунски на "математический манер" и поэтому физика не знает "что такое сила".
Всякая внутренняя сущность оказывается недоступной ни нашей физике, ни тем более математике, которая вообще на это не претендует.
Но остаётся самый главный вопрос - кто же будет мыслить тело?
Каким образом нам следовало бы его мыслить? Неужто как изнутри просчитанный математический объём вкупе с неизвестными силами или же как-то иначе? Есть ли у нас какие-то альтернативы?
Только философские догадки, презирающие и такую физику, и такую математику. Например, догадка о том, что тело есть способ внутреннего локального согласия-движения атомов, как говорил Демокрит, что тело есть мир. Или ещё лучше так: тело есть возрастающая сила мира.
В такой диспозиции, тело нам дано как сам себя улавливающий вихрь согласного движения многих атомов. Заострю ещё больше, чтобы звучало ещё точнее: тело, это в конечном счёте - достигнутое СОГЛАСИЕ. И даже не столь важно за счёт каких сил. Важнее - само равновесное состояние, в котором согласуются не только дружественные друг другу атомы и не только случайные недружественные им, но согласуется ещё и сама граница данной локальности. Демокрит задал нам образ. Он оставил нам в наследство не расчёты и исследования, а умное воображение. То есть такое воображение, вслед за которым должна продвигаться мысль.
Тело - это тройное согласие: подобного с подобным, необходимого со случайным и локального с универсальным. Божественная троица?
Очень даже может быть... Главное, что такой образ можно успешно применять и в органике.
Мы даже можем сказать, что тело это первая победа бытия над небытием.
Если атом это синтез "ничто" и "нечто" (пустоты и вибрирующего атома), то тело это победа такого синтеза над всеми мрачными возможностями "ничто" - победа выбранного направления.
"Мир бесконечен и лежит над пустотой" - Демокрит.
"Скажи, что выход из мира невозможен! Только в мир — ;;;;;;" - В. Бибихин.
Свидетельство о публикации №121031703991