Конкурс 5. Салон вдохновения. Отчалившая Русь

              Дорогие друзья!

  Открываются двери для всех в наш Салон Вдохновения. С вами, дорогие друзья, гости и участники, снова я, хозяйка салона Татьяна Игнатова.  Объявляется новая тема:

                ОТЧАЛИВШАЯ  РУСЬ

  У нас в гостях великий русский композитор Георгий Свиридов.

 Мне посчастливилось быть на концерте в Большом зале Московской консерватории с личным его участием, когда композитор сам аккомпанировал за роялем профессору Московской консерватории, Евгению Нестеренко (бас). Меня поразила необычайная скромность талантливого самобытного композитора. Такими могут быть только настоящие творческие люди, далёкие от славы и светской суеты, которые затмевают главное для гения - то, чему посвящается вся жизнь. Давайте получше познакомимся с этим замечательным человеком и его творчеством, связанным с творчеством русских поэтов.

   Композитор Свиридов родился 16 декабря 1915 года в Фатеже (Курская область) в семье местных интеллигентов. Отец служил на почте, мать была преподавательницей. Маленького Георгия родители по старинной традиции называли Юрой. Взгляды на жизнь у Василия Григорьевича и Елизаветы Ивановны были крайне противоположными.
Революционно настроенный отец целиком и полностью поддерживал большевиков. Мама будущего композитора, выросшая в богобоязненной семье, была убежденной монархисткой. С юности она стала петь в церковном хоре, и это не могло не отразится на музыкальных пристрастиях маленького Юрия.

  Любовь к вокальному творчеству возникла у Георгия под влиянием детских впечатлений. В конце жизни, когда настала пора переосмысления всех ее событий, он вернулся к своим истокам, стал писать музыку на религиозные темы.

    Его отец, Василий Григорьевич, ушел из жизни очень рано. Он погиб в схватке с деникинцами. Юре в то время было только четыре года, его сестренке Тамаре – едва исполнился год. Овдовевшая женщина, остро нуждавшаяся в заработке, вместе с детьми уехала в Киров, где жили ее дальние родственники.

   Композитору навсегда запомнился один случай из того далекого времени. Елизавета Свиридова трудилась не покладая рук, ей надо было кормить двоих детей. Часто за свою работу она получала не деньги, а натуральную плату. Как-то раз женщину поставили перед дилеммой – выбрать корову или немецкий рояль. Свиридова остановила свой выбор на инструменте, поскольку уже успела заметить необычайную музыкальную одаренность Юры.   Мальчик высоко оценил поступок матери. Однако его привлекала не только музыка, но и литература. Особое внимание он уделял стихам, много времени тратил на чтение произведений русских, иностранных поэтов. Он был необычайно талантлив. Однажды для участия в концерте Юрий стал самостоятельно осваивать игру на балалайке, и быстро преуспел в этом. На концерте его назвали одним из лучших подростков, выступавших на музыкальном торжестве.

   В четырнадцать лет юноша стал учеником курской музыкальной школы. Он попал в класс Веры Уфимцевой. История поступления в учебное заведение тоже напоминает легенду. У юного Свиридова не было нот, он не мог сыграть музыкальное произведение. Подросток блестяще вышел из положения, покорив строгую комиссию маршем собственного сочинения. Так началась музыкальная биография великого русского композитора.

 После окончания консерватории музыканта пригласили на работу в Ленинградскую филармонию. В это время он много занимается инструментальной музыкой. В начале войны филармонию эвакуируют в Новосибирск. В Сибири молодой композитор создает целый ряд вокальных произведений.

  Большую помощь в работе музыканту оказало трепетное отношение к поэзии, глубокое знание творчества русских и зарубежных поэтов. Он вдохновлялся стихами Шекспира, Аветика Исаакяна, Роберта Бернса. Георгия Васильевича привлекало и творчество поэтов из Поднебесной – Хэ Чжичжана, Ван Вэя, Бо Цзюйи.

   Русские, советские поэты тоже не остались без внимания композитора. Особенное значение для него имело творчество Есенина. Этому поэту Свиридов посвятил свое произведение «Памяти Сергея Есенина». Творчество Маяковского вдохновило его на создание «Патетической оратории». После Свиридов написал кантату на стихи Пастернака. Вокальные произведения на стихи Лермонтова, Прокофьева, Некрасова также стали очень популярными в Советском союзе и за его пределами.

    Еще одним преподавателем будущего композитора был Мирон Крутянский. Именно он порекомендовал юноше продолжить обучение в северной столице. В 1932 году Георгий стал студентом Ленинградского музыкального техникума, где учился на курсе пианиста Браудо.
Уже в 1937 года Георгий Васильевич становится членом Союза композиторов. В качестве выпускной работы юноша подготовил три прекрасные композиции – симфонию для камерного оркестра, первую симфонию, концерт для фортепиано.

 Песенное творчество всегда привлекало композитора. Он всегда придавал огромное значение голосу, считая его инструментом, данным Богом. Что касается инструментальной музыки, то ее первыми сочинителями в нашей стране были скоморохи, и она долгое время считалась видом искусства, предназначенным для низших слоев общества.

  Долгое время Свиридов занимался работой над собранным фольклорным наследием родного края. Это позволило композитору открыть особую страницу в музыкальной академической традиции. Так был создан цикл «Курские песни», предназначенный для хора, симфонического оркестра.

    Самым плодотворным периодом творчества периода критики считают 70-е годы. В это время он переосмысливает творчество Пушкина, по мотивам произведений гениального автора создает знаменитую «Метель». Самыми прекрасными «музыкальными иллюстрациями» стала его композиции «Зимняя дорога», «Тройка», «Вальс».

   Большой популярностью пользуется и другое произведение Свиридова, названное «Время, вперед!». История создания этой сюиты весьма интересна. Композитор писал его для кинофильма Михаила Швейцера, затем решил оформить в сюиту. Музыкант всегда долго работал над своими композициями, но на это произведение он потратил не более часа. У Георгия Васильевича просто не было времени, он торопился на рыбалку, которую любил так же страстно, как музыку и стихи.

   Настоящей же вершиной творчества Свиридова музыкальные критики и благодарные слушатели считают «Отчалившую Русь», поэму, написанную на стихи Есенина.
На протяжении 1976—1977 годов он работает над  «Отчалившей Русью» для голоса и фортепиано.

   «Отчалившая Русь» — одно из значительнейших произведений Свиридова. Сам композитор пишет в цитированных выше дневниковых записях, что сочинение отличает «необыкновенная мелодическая яркость... богатство, разнообразие и чистота гармонии. Вот уж поистине русская музыка — новая, светлая, кристально чистого стиля. «Отчалившую Русь» можно сравнить с огромной фреской старинного письма, с ее разнообразием. Почему? В ней присутствует и нежная лирика, и страстные патетические монологи, и трагические картины. Все это напоено ослепительным светом. Произведение это представляет исключительные трудности для исполнителя, который в течение получаса должен приковывать внимание слушателей к своей речи, к своему непрерывному напряженному монологу. «Отчалившая Русь» исполнена необыкновенного напряжения, которое властно захватывает внимание слушателя. Напряжение чувств, это какая-то раскаленная материя. Искусство огромной духовной высоты, лишенное какого бы то ни было физиологизма, натуралистичности».

Свиридов определил это свое сочинение как поэму в двенадцати песнях. Хотя по структуре это вокальный цикл, композитор четко разграничивал рамки собственно вокального цикла, к жанру которого относил произведения более узкие по содержанию, и поэмы — так он определял циклические вокальные сочинения с более глубокой философской основой. В данном случае ему было ясно, что создается именно поэма — размышление о судьбах родины, о роли поэта.

В качестве текстовой основы он избрал не только отдельные стихотворения разных лет: «Осень» (предположительно 1914), «Я покинул родимый дом...» (1918), «Отвори мне, страж заоблачный...» (1918), «Серебристая дорога» (1917), «Где ты, где ты, отчий дом...» (1917), «По-осеннему кычет сова...» (1920), «О верю, верю, счастье есть...» (1917), но и отрывки из стихотворений «Пантократор» (1919) — «Там, за Млечными холмами», «Октоих» (1917) — «О родина, счастливый и неисходный час», 1-я часть «Иорданской голубицы» (1918) — «Отчалившая Русь», давшая название всему произведению; части поэм «Пришествие» (1918) — «Симоне, Петр... Где ты? Приди...» и «Сорокоуст» (1920) — «Трубит, трубит погибельный рог!»

На страницах дневниковых тетрадей Свиридов подробно описал замысел:

«Первые две вещи — пейзаж и лирика.

С №3 начинается символика.

№3—4 — символическая лирика.

Важный символ лошади.

Лошадь — сказочный легендарный конь, символ поэтического творчества. №4 — извечный путь художника, путь человека.

«Отчалившая Русь» — образ России. Русь в виде летящей птицы. Россия в ее космическом полете, в образе летящего лебедя.

«Симоне, Петр» — отрывок древней легенды.

«Где ты, отчий дом» — картина революционных потрясений, гибель родного дома.

«Там, за млечными холмами» — космическая картина; космос, в котором души предков летают в вихре космического огня.

Отрывок из поэмы «Сорокоуст» — это явление железного гостя. Трагический монолог. Трагическое ощущение гибели патриархашно-го крестьянского уклада.

«По-осеннему...» — опять поэт. Извечность поэзии, извечность появления поэта.

«О, верю, верю, счастье есть».

«Звени, златая Русь!» Бесконечная вера в Родину, в ее лучшие, духовные, творческие силы. Торжественный гимн венчает сочинение. Вера в приобретение Родины.

Две последние части сочинения носят торжественный, гимнический характер. Они наполнены верой в Родину, в ее могучие, духовные, творческие силы. Это музыка торжественного, светлого, гимнического характера, похожая на древние гимны. Широкая мелодия гимнического напева сопровождается развитой фортепианной партией, к концу сочинения достигающей грандиозного звучания в своей светлой, торжественной колокольности...»
_____________

   Родившийся в эпоху царской России, переживший период советской России, Свиридов умирает в наше время перед началом 21 века. В его творчестве отразилась вся история: от патриархальной России через революционные веяния и потери "отчего дома" к нашим дням, а  его музыка вместе с болью, трагизмом,  впитала много света, надежды и любви. Именно это он находил в поэзии великих поэтов, строки которых сопровождали его оратории. Такое трепетное отношение и к истории, и к нашему наследию может отразиться и в нашем с вами творчестве. И пусть взгляд Георгия Свиридова вдаль, как мы видим на этом портрете будет обращён к вам, к тому, что вы можете сказать о России в своём творчестве. Недаром тема нашего конкурса так  и называется "Отчалившая Русь". Куда отчалившая?

  Очень хотелось бы предоставить простор для вашей фантазии, дорогие друзья, гости нашего салона! Очень надеемся на творческую атмосферу для создания разноплановых произведений.

   Каждый автор, как литературного произведения, так и живописного, волнуется за своё детище. Не будем забывать об этом и поддержим своими откликами, придав уверенности тому, кто этого заслуживает действительно! И тогда талант будет расцветать ещё больше на радость всем! Не упустите возможность поучаствовать в этом таинстве творческого процесса!

*********************************
 
   Итак, предлагается написать стихотворение на тему  "Отчалившая Русь". Жанр может быть любым. Любая фантазия на тему - любое представление будет очень интересно для всех гостей Салона вдохновения! Обращаем особенное внимание на оригинальный подход к творчеству.  Ваше стихотворение будет как входной билет, чтобы занять своё место в салоне. А в будущем, возможно, среди лучших стихов постоянно действующего вернисажа будет именно Ваше стихотворение. Мы откроем постоянно действующую выставку из лучших работ по всем номинациям. Кстати, кто уже у нас был, знают, что будут разыгрываться 3 номинации: оригинальность раскрытия темы, совершенство формы, приближение к настоящей поэзии.

Принимается ОДНО стихотворение от каждого автора.

 Располагайте свои произведения в рецензии открыто, чтобы все оценили Вашу работу, но для этого надо представиться, примерно так:

Иванова Мария Петровна "Название" ссылка на публикацию

  Салон Вдохновения - "Отчалившая Русь" будет открыт 10 дней. До 27 МАРТА 2021 ГОДА!

Потом у нас будет время обсудить и оценить все наши работы по трём номинациям.
***

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В САЛОНЕ
------------------------

1. Вежливость по отношению ко всем, включая ведущую. Культурное обращение даже в обсуждении. При нарушении этики общения и поведения гостю будет отказано в общении в рамках данного проекта.

2. Принимаются РИФМОВАННЫЕ стихи, сочинённые СПЕЦИАЛЬНО для Салона Вдохновения!

3. Объём стихотворения – от 8 до 30 строк.(+2 строки)

4. Стихи могут быть любого жанра. Не принимаются переводы.
Откровенный стёб – в запрете! Юмор – только в «английском» стиле, без «клубнички». Никаких «пародий», «приколов» и «эпиграмм».

5. Стихи агрессивной политической направленности  отклоняются, поскольку могут восприниматься участниками неоднозначно и приводить к нежелательным острым дискуссиям. Но гражданская лирика в виде философского рассуждения рассматривается.

6. Стихи с упоминанием имён авторов сайта не принимаются.

7. Ведущая имеет право отклонить стихи, имеющие двусмысленное  или пошлое содержание.

9. В голосовании и обсуждении принимают участие  авторы конкурсных стихов, а также и гости салона, которые не подали свои работы.

10. Стихотворение автора, не принявшего участия в голосовании, не будет представлено в итогах.

Наш премиальный фонд:  300 баллов в каждой номинации.

Отдельный специальный приз будет присвоен от ведущей, хозяйки салона. Этакое поощрение за понравившееся более всего произведение.

Внеконкурсной ветви не предусматривается!

Все вопросы и предложения по проведению сего проекта присылайте  на эл.почту хозяйке салона:
                ignattur@gmail.com

   Сюда можно присылать свои живописные или акварельные работы! Но только свои! Нас интересует творчество самих авторов, гостей салона, а не кого-то другого! Так мы будем знакомиться лучше друг с другом. Сам автор живописной работы, предполагается, тоже будет участвовать в наших конкурсах.

 Хозяйка Салона Вдохновения Татьяна Игнатова
/авторская страница - http://stihi.ru/avtor/ignattur/

Иллюстрация: Татьяна Игнатова "Георгий Свиридов", холст, масло, 2014.


Рецензии
Салон временно закрыт для подготовки Вернисажа Вдохновения! Всех участников благодарю...

Маллар Ме   28.03.2021 01:38     Заявить о нарушении
Вернисаж с работами участников открыт! Приглашаются все! http://stihi.ru/2021/03/28/605

Маллар Ме   28.03.2021 02:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →