Веревка святого ордена
Франциск Ассизский..,- задумчиво произнес Жан, оправляя лимитирующмй бандаж,- вот значит как...три узла* на лине и не более того?,- продолжал он рассуждать разглядывая изображение святого, имя которого получил при крещении.
-О...Жан-Филипп-Джованни, собственной персоной!,- вдруг раздалось за его спиной,-Что ты делаешь дружище в этом Богом забытом месте?! Неужто нашего числа прибыло и ты прибился к миноритам вместе со своим лагом,а(?), лотовый ты человек!,- радостно орал босоногий кордильер огромного роста с повадками медведя.
Ну что ты встал, неужто все узлы считаешь?!,- продолжал громогласить Хельмут.** Да-да, поспешай медленно, все верно ,особенно когда над кормой ворон*** ,- уводил он друга в трапезную,предвкушая откровенный разговор от сердца к сердцу.Ну что ты право? Али тебя сам Святой Франциск угостил своим линьком****, что,верно?Неужто угадал?!- хохотал он сгребая Жана по пути.
Но, заметив, что тот не смог удержать болезненную гримасу - тут же остановился, словно раздернул свою снасть, и разглядывая друга с ног до головы глухо произнес:
- Ты...цел вообще?
Жан, окунувшись в полную сочувствия синь взгляда Хельмута смущенно улыбнулся:
-Дышу покуда...
-Что? Говори.
-Дельфин**** сорвался со стрелы.
Глава четвертая
-Куда теперь?
-В Тарн Отче...
Старик молча склонил голову и стиснув ладонь в кулак тихо произнес:
-Слава – это когда тебя знают люди, которых ты видишь в первый раз.И самое удивительное, а порой даже страшное, в том, что действия многих непредсказуемы.Венцы славы легко превращаются в венец тарновый, но...шоу, как известно "должно продолжаться..." Слава опьяняет конечно подобно хаоме, заставляя прославленных шагать через моря и реки,но послушай меня, Альби...
-Коллеги отличаются от друзей и врагов тем, что не являются ни теми- ни другими, они запросто могут ...съесть вас даже не поперхнувшись,- остановил его Жан. На холмик, который останется после вас они , весьма вероятно... покладут , сказал он подчеркнуто,-покладут веночек с надписью не от...врагов, не от...друзей, а просто "от коллег"...Ну что ж..я понимаю, конечно, что терновый венец -это символ неразрешимых проблем , проблем за пределами возможного, но...
Старик молчал напряженно глядя ему в глаза.
-...Не переживай так отец, я успел оставить "последнюю" записку в глубине выдвижного ящика моего письменного стола,- тихо произнес Жан глядя старику в еще зоркие глаза.
-"...у меня есть брат- близнец и он действует...Зеркально(Я^R) .",- прочел Торси, -а...(?!) вот значит кто Он, твой Близнец, Энтони!,- облегченно вздохнул он разглядывая сложный вензель.Ну...завязал так завязал,- улыбался Жан-Батист Кольбер любуясь работой студента Академии надписей и литературы, основаннной его старшим братом-министром финансов Франции Жаном-Батистом Кольбером .
Да-да, это был именно он- отставной, вопреки завещанию короля, включившего маркиза в регентский совет при малолетнем Людовике XV -тот самый Жан-Батист Кольбер,маркиз де Торси — французский дипломат и министр иностранных дел Франции при Людовике XIV, отстраненный от государственной деятельности регентом французского королевства Филиппом II Орлеанским еще в 1715 году.
Ныне он,сын министра иностранных дел Шарля Кольбера, племянник министра финансов Жана-Батиста Кольбера, маркиз де Торси, который, будучи блестящим студентом, учился искусству дипломатии у своего отца, сопровождая его во многих дипломатических миссиях и показал себя настолько способным, что в 1689 году Людовик XIV разрешил ему унаследовать должность министра иностранных дел после смерти отца-Шарля Кольбера(!)-ныне "всего лишь" возглавляет почтовое ведомство и пишет мемуары ведя свой дневник.(Благо, что он успел распорядился создать в Версале архив дипломатического ведомства.)
Кто как не он знает цену Рисвикскому миру, переговоры о котором начал его отец перед своей смертью , миру , в котором Франция выступала против «Великого альянса» завершившему девятилетнюю Войну Аугсбургской лиги.
Именно в этот значимый для Франции период Торси унаследовал должность отца и был министром с 28 июля 1696 года по 23 сентября 1715 года.
(Продолжение следует)
Второй (женский) орден святого Франциска — называется орденом бедных кларисс, основан в 1224 году святой Кларой, сподвижницей святого Франциска.
*Лаг — прибор, предназначенный для измерения скорости движения судна.
В древности в качестве лага использовался (и используется по сей день на небольших судах) ручной, или секторный лаг. Он представляет собой доску треугольной формы (сектор) с привязанной к ней верёвкой (линем, лаглинем) и грузом. На лине на одинаковом расстоянии друг от друга завязываются узлы. Доска выбрасывается за корму и пересчитывается количество узлов, ушедших за борт за определенное время (обычно 15 секунд, 0,5 минут или 1 минуту). Отсюда пошло измерение скорости судна в узлах, 1 узел численно равен 1 морской миле в час.
Линь (от нидерл. — «тонкая верёвка белой пряжи») — тонкий (до 0,5 дюйма) корабельный трос из растительного материала. Двухнитевой линь носит название «шкимушгара», трёхнитевой — «юзеня».
****Линек- Короткий отрезок такой верёвки с кровавыми узлами на конце называли «линьком» и применяли для телесного наказания матросов на парусном флоте.
Лот (нидерл. lood) — гидрографический и навигационный прибор для измерения глубины водоёма.
Иногда на нижней части гири формировалось углубление, в которое вкладывалось сало или смесь сала и толчёного мела, чтобы к нему прилипали частицы грунта для определения характера дна.Первоначально глубины измерялись обычным лотом лишь вблизи берегов. Впервые попытался измерить большую глубину Магеллан в начале XVI века в Тихом океане, но это ему не удалось. Вплоть до XIX века даже великие океанские путешественники не знали глубины океана в проплываемых местах
Лотовый — человек, который бросает лот.
Раздёрнуть снасть — полностью отпустить, ослабить снасть.
Морская миля.Скорость в узлах .Международная морская миля (International Nautical Mile) равна ровно 1852 метрам. единица измерения расстояния, используемая в мореплавании и авиации.
Первоначально морская миля определялась как длина дуги большого круга на поверхности земного шара размером в одну угловую минуту. Таким образом, перемещение на одну морскую милю вдоль меридиана примерно соответствует изменению географических координат на одну минуту широты.
Поскольку Земля на самом деле имеет форму не шара, а геоида (приплюснута с полюсов), одна минута меридиана соответствует примерно 1862 м на полюсе и 1843 м на экваторе (в среднем около 1852 м).
Термин «геоид» был введён в геодезию 1873 году учеником Гаусса, немецким математиком и физиком Иоганном Бенедиктом Листингом для обозначения геометрической фигуры, более точно, чем эллипсоид вращения, отражающей уникальную форму планеты Земля.Если бы Мировой океан имел постоянную плотность, не подвергался воздействию приливов, течений и других погодных условий, его поверхность была бы близка к геоиду. Постоянное отклонение между геоидом и уровнем моря называется высотой морской поверхности. Если бы толщи континентов были пересечены рядом туннелей или каналов, уровень моря в этих каналах также почти совпадал бы с геоидом.
Датум (лат. Datum) — набор параметров эллипсоида, референц-эллипсоида или квазигеоида, зафиксированный в определённый момент времени.
Магнитное поле Земли, прецессия и нутация земной оси, дрейф материков не равномерны и не постоянны, что вызывает ряд трудноучитываемых источников неоднозначностей при формировании систем координат. Так любая система координат имеет «Начало» зафиксированный на какой то момент времени в каком то месте (точке пространства). Однако с течением времени и под влиянием различных учитываемых и не учитываемых факторов эта точка будет гарантированно смещена в пространстве.
**Гельмут или Хельмут (нем. Helmut, Hellmut, Helmuth, Hellmuth) — мужское имя германского происхождения. Второй слог в переводе с древненемецкого означает „мужество“, „храбрость“. Насчёт первого слога ясности нет. Он может происходить от слова «hell» (светлый), «helm» (шлем), «heil» (здоровье), «H;lle» (ад) или «Held» (герой). а может и означает все это и сразу(!))
***Абордажный ворон (также Корвус; лат. corvus — ворон) — приспособление, применявшееся в римском флоте для абордажного боя. Широко известен со времён Первой Пунической войны против Карфагена.В своей третьей книге цикла «История» Полибий описывает эту разновидность штурмового трапа как мост 1,2 метра шириной и 10,9 метров длиной с невысокими перилами с обеих сторон. При ослаблении верёвки ворон опускался на неприятельский корабль. В передней части «ворона», на его нижней поверхности, закрепляли большой железный крюк или шип, что придавало передней части трапа клювообразную форму (отсюда и название «ворон»). Крюк был сделан так, чтобы пробить палубу корабля противника при спуске «ворона», что обеспечивало крепкую сцепку судов и свободный проход для римской морской пехоты (manipularii).Применение римлянами абордажной тактики сработало — они выиграли несколько битв, наиболее значительными из которых были битва при Милах, сражение при Сулках, битва при мысе Экном, а также сражение у Тиндарского мыса.Несмотря на ряд преимуществ, у «ворона» были и серьёзные недостатки: современные эксперименты показали, что вес «ворона» должен был негативно сказываться на мореходных качествах судна, на который он устанавливался. Римляне почти полностью потеряли два своих флота в штормах 255 до н. э. и 249 до н. э., в значительной степени по причине неустойчивости судов, вызванной этими устройствами. Вероятно, такие потери стали основной причиной отказа от использования «ворона» при проектировании кораблей к концу Первой Пунической войны.Тем не менее, позднее, в ходе второй Пунической войны в битве при Ноле, римляне применяли устройства под названием arpax, которые были сделаны на основе «ворона».
****Дельфин — античное оружие морского боя. Судя по довольно немногочисленным сохранившимся описаниям, представляло собой массивный груз, по форме несколько напоминавший дельфина (отсюда название). В морском бою при сближении с кораблём противника «дельфин» сбрасывался на его палубу или днище и пробивал их, или ломал скамейки гребцов.«Дельфин» мог быть бронзовым, каменным или свинцовым. Он имел коническую, или продолговатую форму с заостренным концом, сбрасывался же он с помощью специальной поворотной грузовой стрелы. Кроме того, «дельфин» мог крепиться на рее и сбрасываться, когда рангоут нависал над кораблем противника при сближении борт о борт. Удара «дельфина» хватало, чтобы проломить доски палубы или днища толщиной 4-6 см. Образовавшаяся пробоина, как правило, приводила к быстрой гибели корабля ввиду невозможности её быстрой заделки в условиях боя.
Однако «дельфин» играл, по-видимому, сравнительно небольшую, вспомогательную роль в морском бою. Считается, что он мог быть полностью эффективен только против беспалубных судов, поскольку лишь в этом случае он мог пробить днище, а не только палубу, что не было сильным повреждением. Таким образом, «дельфин» мог использоваться лишь против таких судов, как либурна (типичный корабль, использовавшийся античными пиратами), но не при столкновении с крупным боевым кораблем. По этой причине «дельфин» был, видимо, скорее оружием торговых судов, не имевших иного вооружения. Основным же оружием боевых кораблей в античное время считался таран, а тактическим приёмом — абордаж.
«Дельфин» упоминается в комедии Аристофана «Всадники»:
«Только будь осторожен! И прежде, чем он на тебя нападёт, наготове и багры, и крюки, и дельфинов держи... »
Альби (древняя Альбига, фр. и окс. Albi, лат. Civitas Albigensium, Albia) — главный город департамента Тарн на юге Франции (историческая область Лангедок).Альби считается третьим по величине городом после Монтобана и Тулузы. У подножия крепостной стены протекает живописная река Тарн, на левом берегу которой находится исторический центр города. Этот старинный квартал был объявлен памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.Расположен на возвышенности над рекой Тарн. Неподалёку находится город Со-дю-Сабо, или Со-дю-Тарн, ряд врезавшихся в известковые скалы тарнских водопадов. Местность, в которой расположен город, раньше называлась «Альбижуа» и была известна религиозными преследованиями её жителей (см. Альбигойский крестовый поход). В документах IX—XIII вв. упоминаются графы Альби.Историческая часть города — памятник Всемирного наследия. К достопримечательным зданиям принадлежат посвящённый Цецилии готический собор, построенный в 1282—1512 годах, расписанный старинными фресками и имеющий органный хор; церковь Сен-Сальви, здание префектуры — бывший дворец Альби (графство)графов Альбижуа, в котором долго жили архиепископы, больница и театр. Через Тарн ведут старый мост в 6 и новый в 5 аркад, длиной в 160 м.
Современный Альби — это узловая точка железных дорог, местопребывание архиепископа. В нём есть лицей, библиотека, музей Тулуз-Лотрека, где представлена самая большая в мире коллекция картин художника, и воздвигнутая в 1843 году бронзовая статуя родившегося в Гюо вблизи Альби знаменитого мореплавателя Лаперуза.
(Альбигойские войны, в западной историографии — Альбигойский крестовый поход или Катарский крестовый поход (1209—1229 годы) — серия военных кампаний, инициированных Римской католической церковью, по искоренению ереси катаров в области Лангедок.
Когда дипломатические попытки папы римского Иннокентия III повлиять на распространение катарского движения не нашли особой поддержки среди священнослужителей и крупной феодальной знати Лангедока, он решил прибегнуть к силе оружия. Во время этого крестового похода, длившегося 20 лет, был уничтожен по меньшей мере миллион человек. Альбигойский крестовый поход сыграл решающую роль в учреждении Ордена доминиканцев, а также инквизиции как мощного средства борьбы католической церкви с инакомыслием
Римская католическая церковь постоянно имела дело с различного рода религиозными движениями. Однако в XII веке эти группы объединились в небольшие общины вокруг нелояльных по отношению к римскому папе проповедников или в маленькие секты. Катары области Лангедок представляли собой довольно сплочённое религиозное движение такого рода, какой церковь осуждала уже девятьсот лет, со времен арианства.В XII веке большая часть того, что сегодня называют Южной Францией, прониклась духом катаризма, распространившегося и на другие области. Наряду с катарами в городах и селениях, контролируемых городами, возникали общины вальденсов. Хотя корнями движение катаров уходило не в Лангедок, но именно там их религиозные учения нашли самый восторженный отклик.к.Особенно много катаров оказалось на юго-западном побережье Франции, к тому времени находившемся под властью королевства Арагон. Себя они называли альбигойцами по названию французского городка Альби. Большинство исследователей связывают это с тем, что в Альби и округе концентрация катаров была наивысшей. По другой версии, это название восходит к церковному собору в Альби, впервые объявившему доктрины катаров еретическими. Политическая власть в Лангедоке принадлежала крупным землевладельцам и богатым горожанам.
Став папой в 1198 году, Иннокентий III попробовал вернуть катаров в лоно католической церкви. Но многочисленных проповедников встречали довольно прохладно. Даже святому Доминику, отличавшемуся убедительностью и красноречием, не удалось добиться ничего существенного. Катарским вождям активно помогали богатые дворяне, а также некоторые епископы, недовольные церковными порядками. В 1204 году папа римский снял этих епископов с их должностей, а вместо них назначил папского легата. Тот в 1206 году попытался найти поддержку у аристократии Лангедока, настраивая её против катаров. Дворян, которые по-прежнему оказывали содействие катарам, отлучали от церкви. В мае 1207 года под отлучение попал могущественный и влиятельный граф Раймунд VI Тулузский. Папа призвал французского монарха Филиппа II к решительным действиям против катаров, но тот отказался. Граф Раймунд встретился с папским легатом Пьером де Кастельно в январе 1208 года. В ходе встречи Пьер де Кастельно пригрозил Раймунду отлучением от церкви, если тот не предпримет никаких действий по искоренению катарской ереси на своих территориях, после чего наместника папы нашли зарезанным в собственной постели.
Разгневанный папа отреагировал на убийство буллой, в которой обещал одарить землями еретиков Лангедока всех, кто примет участие в крестовом походе. Это ещё более осложнило и без того непростые отношения между дворянами Севера и Юга Франции.Военные кампании Альбигойского крестового похода можно разделить на несколько периодов. Первый — с 1209 по 1215 год — сопровождался успехами в Лангедоке. Захваченные земли, однако, были вскоре потеряны (1215—1225 годы) из-за восстаний.
Ситуация изменилась после того, как в 1226 году в войну вмешался король Франции Людовик VIII. После его смерти в ноябре того же года начатое дело продолжил его преемник Людовик IX. Область к 1229 году была повторно завоёвана, а местное дворянство согласилось на временное перемирие.
После 1233 года инквизиция ликвидировала остальных катаров. Сопротивление и стихийные восстания продолжались, однако без особого успеха. Военные действия прекратились только в 1255 году. В ходе Альбигойских войн погибло около миллиона человек (считая жертвы с обеих сторон).
Успешное начало: 1209—1215 годы
Основные статьи: Взятие Безье, Осада Каркассона и Битва при Мюре
Восстание и реванш южан в 1216—1225 годах[править | править код]
В апреле 1216 года Раймунд VI вместе с сыном, будущим Раймундом VII, вернулись из эмиграции в свои земли и вскоре собрали в недовольных городах значительную армию сопротивления. В мае был осажден Бокер, павший через три месяца. Французский гарнизон укрылся в цитадели; в июне на помощь городу пришёл Симон де Монфор, но отбить его не смог и в августе снял осаду. Потом он жестоко подавил восстание в Тулузе. Но в сентябре 1217 года Раймунд VI, собрав военные силы, подошёл к Тулузе, немедленно снова восставшей против французов и с радостью открывшей ему ворота. Симон, находившийся в области Фуа, срочно вернулся и осадил город, но 25 июня 1218 года во время осады был убит прямым попаданием в голову камня из катапульты. Его сын Амори был вынужден снять осаду.
Вмешательство французского королевского дома
Кающиеся катары носили желтый крест.В ноябре 1225 года Раймунда-младшего, как и его отца, отлучили от церкви. В июне 1226 года Людовик VIII возглавил новый поход. Укреплённые города и замки сдавались без сопротивления. Лишь Авиньон ожесточённо сопротивлялся в течение более трёх месяцев, чтобы наконец в сентябре окончательно капитулировать. Людовик VIII неожиданно скончался в ноябре, и на троне оказался малолетний Людовик IX. Бланка Кастильская, королева-регентша, назначила командиром крестоносцев Юмбера де Боже. В 1227 году пал Ла-Бесед, а в 1228 году Юмбер осадил Тулузу, но не смог её взять и лишь разорил окрестности. Силы окситанцев уже иссякли, и в 1229 году Раймунд VII был вынужден подписать с французской короной унизительный договор в Мо.*
По вымирании Тулузской династии Лангедок стал владением французской короны. Во время пребывания папы Григория IX на папском престоле инквизиция была наделена всеми полномочиями для уничтожения ереси. Кампания началась в 1233 году. Многие бежали в самое сердце Лангедока, найдя убежище в крепости Монсегюр. В 1235 году инквизиция уничтожила альбигойцев в Альби, Нарбонне и Тулузе.
Катарские цитадели захватывали одну за другой. Монсегюр сопротивлялся девять месяцев, до марта 1244 года, дольше всех других крепостей, будучи полностью отрезанным от внешнего мира. Последним оплотом катаров был замок Керибюс, сеньором которого был легендарный рыцарь Чаберт Барбейра, и который пал в августе 1255 года. Последнего катара сожгли на костре в 1321 году.
*Парижский договор 1229 года (фр. trait; de Paris de 1229), известен также как Договор в Мо (фр. trait; de Meaux) — мирный договор, заключенный в городе Мо, к северу-востоку от Парижа, 12 апреля 1229 года между графом Тулузским Раймундом VII и королём Франции Людовиком IX, окончивший Альбигойский крестовый поход.
По условиям Договора Раймунд VII вновь признавал себя вассалом короля Людовика IX, терял половину территорий, прежде всего все земли виконтов Транкавелей; Бокер и Каркассон становились французскими сенешальствами. Ему также более не принадлежали маркизат Прованс, то есть земли нынешних департаментов Франции Гар, Эро, Дром, Воклюз и Од. За ним оставались Ажене, Руэрг, часть Альби и часть Керси. Помимо этого, он обязывался выдать свою единственную дочь Жанну (которой тогда было девять лет) за брата короля Альфонса де Пуатье, который и должен был наследовать все его земли; в случае, если брак будет бездетным, все владения отходили французской короне. Это означало конец самостоятельного графства Тулуза. Раймунд также обязывался преследовать на своих землях еретиков, выплатить крупные суммы ряду аббатств, снести укрепления во многих городах и финансировать Тулузский университет (основанный для усиления борьбы с ересью). На его землях вводилась инквизиция.
Поскольку Раймунд изначально был отлучен от церкви в 1225 году, то подписанию договора предшествовала унизительная сцена покаяния перед церковью, которую он совершил в соборе Парижской Богоматери, после чего его вернули в лоно церкви.
Графство Альби (фр. Comt; de Albi) — феодальное владение на юге Франции со столицей в городе Альби.
Первые виконты Альби появились ещё в IX веке. Первым виконтом стал Атон I, хотя не доказано, что он являлся родоначальником последующих правителей Альби. Их первым документально подтверждённым предком был Бернар I, однако достоверно не известно, был ли он в родстве с Атоном I. Начиная с Бернара II виконты Альби также упоминались как виконты Нима. Ранее 962 года Раймунд Бернар «Тренкавель» женился на Эрменгарде, наследнице графства Каркассон, виконтства Безье и виконтства Агд, вследствие чего сын Раймунда Бернара, Бернар Атон IV, стал виконтом Нима, Альби, Каркассона, Безье и Агда. Так как Бернар Атон и его наследники использовали, в основном, титул виконт Безье, Альби стало лишь второстепенной частью их владений.
На протяжении IX, X и XI веков виконты Альби были вассалами графов Тулузы и Руэрга. Не исключено, что последние называли себя также и графами Альби.
В начале XIII века Симон де Монфор, граф Лестер, на правах завоевания ставший графом Тулузы и герцогом Нарбонны, также титуловал себя виконтом Альби, не возводя последнее владение в статус графства.
Раймунд IV (фр. Raymond (IV) de Toulouse, 925/930—972) — граф Тулузы и маркиз Готии, граф Нима, Альби и Керси (после 944—972), сын Раймунда III Понса и Герсенды Гасконской.Некоторые источники не сообщают о существовании Раймунда IV и его сына Раймунда V. В этих работах показано, что Гильом III Тайлефер был единственным сыном и наследником Раймунда III Понса. Однако несовпадение дат опровергает отцовство Раймунда Понса над Гильомом Тайлефером, из-за чего историки в настоящий момент предполагают, что Раймунд Понс был отцом Раймунда IV, а Гильом III был его правнуком.
Франциск Ассизский -католический святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена — ордена францисканцев (1209). Знаменует собой перелом в истории аскетического идеала, а потому и новую эпоху в истории западного монашества.Франциска;нцы (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден, основан святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.В 1223 году папа Гонорий III письменно утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам.
В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались верёвкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как «братья».
Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе римскому. Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII—XVI веков, пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII веке. Францисканцам была поручена инквизиция в Венесене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии.
В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом Свете и в странах Востока. Сведения о деятельности францисканцев в Пруссии сохранились в Анналах прусских миноритов.
В XVIII веке у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов. Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазных революций XIX века орден в числе других был ликвидирован.
Где то в этот период зародилась идея прорыть тоннель под Ла-Маншем.
Торжественное открытие которого состоялось в...1994 году...
К концу XIX века орден францисканцев был восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах).
В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.
Орденское одеяние — тёмно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная верёвкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии.
В настоящее время существует три ветви внутри Первого (мужского) францисканского ордена:
Орден меньших братьев, O.F.M.
Орден меньших братьев конвентуальных, O.F.M.Conv.
Орден меньших братьев капуцинов, O.F.M.Cap. (1525)
В 2016 году Орден меньших братьев насчитывал 13 513 монахов, Орден меньших братьев конвентуальных — 4 225, Орден меньших братьев капуцинов — 10 572[2]. Общее число францисканцев в настоящее время, таким образом, составляет около 28 тысяч человек.
В 1517 году папа Лев X официально признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т. н. францисканцы-«обсерванты» (бернардинцы) и братьев-миноритов конвентуалов.
Орден капуцинов — основан в 1525 году Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Был признан самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 году.
В конце XIX века папа Лев XIII объединил все группы обсервантов в один Орден — Орден Меньших братьев. Объединение по имени папы получило название — Леонианская уния.
Второй (женский) орден святого Франциска — называется орденом бедных кларисс, основан в 1224 году святой Кларой, сподвижницей святого Франциска.
Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии) — учреждён святым Франциском около 1221, получил в 1401 году собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный орден составлен в 1978 году). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.
Анто;ний Падуа;нский (лат. Antonius Patavinus, итал. Sant'Antonio di Padova, порт. Santo Ant;nio de Lisboa; 15 августа 1195, Лиссабон — 13 июня 1231, Падуя) Фернандо де Буйон (Фернанду де Бульойньш, порт. Fernando de Bulh;es) — католический святой, проповедник, один из самых знаменитых францисканцев.
Будущий великий святой родился в 1195 году в семье знатного лиссабонского рыцаря Мартина де Буйона. При крещении мальчик получил имя Фернандо. Мальчик рос живым и непоседливым, и отец не сомневался, что он пойдёт по его стопам и выберет рыцарскую стезю. Но в юном возрасте Фернандо принял решение стать монахом и поступил в лиссабонский монастырь святого Викентия, принадлежавший ордену регулярных каноников (ветвь августинцев).
Через несколько лет молодой монах разочаровался в затворнической монастырской жизни. Гибель его отца в битве с маврами при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 году, а также мученическая смерть в Марокко пятерых францисканцев, с которыми Фернандо познакомился, когда они проезжали через Лиссабон, вызвали в нём горячее желание проповедовать Евангелие. В глубине души он мечтал о мученическом венце, полагая, что не может быть прекраснее смерти, чем смерть за веру.
В 1220 году Фернандо покинул орден регулярных каноников и стал францисканцем, приняв монашеское имя Антоний.
В том же году он предпринял попытку осуществить свою мечту и в сопровождении францисканца по имени Филипп отправился в Марокко, чтобы проповедовать христианство мусульманам. Однако тяжёлая болезнь, настигшая Антония в Африке, заставила их отказаться от своих планов и вернуться в Европу. Во время возвращения корабль попал в жестокий шторм, и был, по счастью, вынесен к берегам Сицилии. Антоний увидел в этом Божью волю и решил остаться в Италии. До самой смерти он больше не увидел родины.
Из Сицилии Антоний направился на генеральный капитул ордена францисканцев, где познакомился с основателем ордена святым Франциском Ассизским. После капитула Антоний по его просьбе был отправлен в удалённый монастырь Монте-Паоло неподалеку от города Форли, где он вёл ничем не примечательную тихую жизнь, как наконец однажды на празднике в Форли он, к удивлению всех и к своему собственному изумлению, победил в дружеском соревновании всех выдающихся ораторов, как своего ордена, так и доминиканского.
Вскоре его послали учиться к знаменитому богослову Фоме Галлону, а после окончания занятий Антоний сам стал преподавать богословие в университете Болоньи.
На очередном капитуле ордена Франциск Ассизский поручил Антонию проповедовать в городах северной Италии, охваченной ересью катаров.
Антоний отправился прямо в Римини, город, где у катаров было больше всего сторонников. Пламенные проповеди Антония и совершённые им чудеса быстро возвратили город в лоно Церкви, после чего святой продолжил свою проповедническую деятельность среди еретиков уже на юге Франции. Проповедь св. Антония была успешной даже в Тулузе, городе, принадлежавшему лидеру альбигойцев Раймону Тулузскому.В 1224 году Антоний стал настоятелем францисканского монастыря около города Ле-Пюи. Ле-Пюи;-ан-Веле; — главный город исторической области Веле в Оверни, департамент Верхняя Луара.
Слава о его проповеди, чудесах и добродетельной жизни становилась всё шире, его называли «Светоч ордена». На очередном капитуле Антоний был избран провинциалом южной Франции, затем он посетил Сицилию, где основал несколько новых монастырей, а затем его избрали провинциалом Северной Италии, где было неспокойно — гвельфы боролись с гибеллинами, князья-самодуры воевали друг с другом или разбойничали на дорогах.
Понадобилась вся сила ораторского таланта св. Антония и кропотливая работа его собратьев, чтобы привести людей к миру. Самый кровавый тиран Италии Эццелино III да Романо был настолько потрясён смелостью святого, который в одиночку пришёл к нему в замок, что отпустил пленников, заключённых в замке.
Папа Григорий IX предложил Антонию почётный пост в Римской курии, но святой отказался. Его последние годы жизни прошли в Падуе.
Святой Антоний был канонизирован почти сразу после смерти — в 1232 году.
В 1263 году его мощи были перенесены в великолепную базилику Святого Антония, которую жители Падуи построили в честь святого. При этом оказалось, что язык и голосовые связки великого проповедника остались в целости и сохранности.
16 января 1946 года папа Пий XII провозгласил святого Антония Падуанского Учителем Церкви.
Святой Антоний считается покровителем Лиссабона и Падуи. В его честь назван город Сан-Антонио в США. Также он считается покровителем бедных и путешествующих. К святому Антонию обращаются как к помощнику в обретении утраченных ценностей. С конца XIX века распространился обычай называть пожертвования на бедных, собранные в церкви — «хлеб святого Антония».
Святого Антония считали своим покровителем многочисленные церковные братства. Существует небольшая монашеская женская конгрегация — «сёстры святого Антония», занимающаяся благотворительной деятельностью.
Память святого Антония в Католической церкви — 13 июня.
Картины, посвященные святому Антонию, как правило, отражают события его жизни, главным образом, совершённые им чудеса: проповедь рыбам (Веронезе), явление младенца Иисуса (Мурильо и Ван Дейк), чудо с ослом, вставшим на колени перед Святыми Дарами («Чудо св. Антония», неизвестный фламандский художник XVI века), Джотто изобразил св. Антония во время проповеди. Картины о святом Антонии есть также у Сурбарана, Тициана и других великих художников.
Антонианизм (антонианство, англ. Antonianism) — синкретическое христианское движение, сформировавшееся в Королевстве Конго между 1704 и 1706 годами внутри Римско-католической церкви в Конго (англ.)русск.. Его основателем была молодая харизматическая девушка по имени Беатрис Кимпа Вита (англ.)русск., утверждавшая, что к ней явился святой Антоний Падуанский.
Католицизм был введён в странах Африки южнее Сахары в XV веке. Беатрис утверждала, что в видении Антоний Падуанский повелел ей создать новый конголезский католицизм, в который она включила различные народные традиции и обычаи. Основными различиями между римским католицизмом и антонианизмом были отказ от креста, крещения, исповеди и молитвы. Иисус Христос и другие библейские фигуры провозглашались конголезцами. Беатрис также разрешала многобрачие.Проповедь Беатрис Кимпы Виты пришлась на сложный период в истории королевства Конго: в 1665—1709 годах королевство захлестнула гражданская война между враждующими домами Кимпанзу и Кинлаза и многочисленными мелкими группами. К концу войны столица Конго была разрушена, и множество баконго были проданы в рабство. ...Движение начало приходить в упадок со смертью Беатрис, которая была казнена за ересь и колдовство по законам Конго и по настоянию португальских капуцинских монахов в июле 1706 года. 20 тысяч её разгневанных последователей выступили маршем против Педру IV в 1708 году, но тот разгромил их и в следующем году взял штурмом их столицу.
Художественно-символически изображается в коричневой монашеской рясе, подпоясанной верёвкой с тремя узлами, символами трёх данных им обетов: бедности, целомудрия и послушания, и имеющим стигматы (раны Христа): на ладонях, ступнях и под ребром.
Старое монашество в своём отречении от мира возлагало на отдельного монаха обет бедности, но это не помешало монастырям сделаться крупными поземельными собственниками, а аббатам — соперничать в богатстве и роскоши с купцами и князьями. Франциск углубил идею бедности: из отрицательного признака отречения от мира он возвёл её в положительный, жизненный идеал, который вытекал из идеи следования примеру бедного Христа. Вместе с этим Франциск преобразил и само назначение монашества, заменив монаха-отшельника апостолом-миссионером, который, отрёкшись внутренне от мира, остаётся в мире, чтобы среди него призывать людей к миру и покаянию.
Старое землевладельческое монашество соответствовало аграрному периоду Западной Европы; но возникли города, с густым населением из богатых и бедных — и к ним-то обратились ученики Франциска, проповедуя одним в назидание, другим в утешение «бедное житьё», как идеал «Евангельского совершенства». Как проповедник «бедного житья», Франциск имел предшественников. Богатство клира давно вызывало протест как со стороны блюстителей аскетического идеала (Бернард Клервоский), так и со стороны противников клира (Арнольд Брешианский). Особенное сходство с Франциском представляет старший его современник, Валдес из Лиона, от проповеди которого получила начало отпавшая впоследствии от католицизма секта валденцев.
Попытки историков разыскать нити, связующие Франциска с его предшественниками, привели, однако, лишь к гипотезам слабо основанным и притом ненужным, так как стремления Франциска могут быть вполне удовлетворительно объяснены его личностью и духом его времени. Мысль о добровольной бедности «по Евангелию» легко могла самостоятельно зародиться как у богатого лионского банкира, так и у расточительного сына зажиточного купца в провинциальном итальянском городке; но проповедь того и другого приняла различное направление, что зависело как от среды и обстоятельств жизни, так и от личности обоих.
действительный образ Франциска закрыт от нас легендарным, в созидании которого принимала участие не только богословская литература житий, но и народная фантазия (Fioretti). Но если историк, ищущий достоверных фактов, испытывает затруднения в лабиринте накопившихся сказаний, то биограф Франциска не может жаловаться на творчество легенды, так как оно лишь ярче осветило коренные свойства его личности.
Основным свойством Франциска было живое, отзывчивое чувство сострадания. Это чувство не привело его к мировой скорби; под влиянием его жизнерадостной натуры и поэтического чутья, чаявшего живую душу во всем живущем, сострадание преобразилось в нём в любвеобильное сочувствие, охватывавшее всю природу, одушевлённую и неодушевлённую, везде представлявшую ему, по словам его гимна, братьев и сестёр... он признал своей задачей призывать и других к такому же покаянию, чтобы следовать за нищим, странствующим Христом.
Проповедь такого идеала не могла не приводить Франциска к столкновению с духовенством и курией (согласно П. А. Флоренскому, Франциска Ассизского канонизировали ради иммунизации "по той простой причине, что вовремя не спохватились его сжечь.
Глубокое смирение, проявлявшееся в наивно-трогательных формах и, однако, бывшее плодом усиленной умственной работы над собой, позволяло Франциску оставаться в среде церкви.
Неспособный кого-либо осуждать, Франциск не мог сделаться реформатором; его призыв к Евангельскому совершенству не стал, как у вальденсов*, поводом к разрыву с папством, а, напротив, привёл к усилению религиозного энтузиазма в пределах католической церкви.
Франциск Ассизский родился в зажиточной семье пополанов.
Пополаны (от итал. popolo — народ) — торгово-ремесленные слои городов Северной и Центральной Италии в XII-XIV веках, объединявшиеся в цехи (arti).
В конце XII—начале XIII века пополаны вели борьбу с нобилями-феодалами, к середине XIII века установили свою власть в ряде городов: в Болонье (1245), во Флоренции (1250) и др. В этих городах-государствах была установлена выборная власть представителей цехов, а феодалы (конец XIII века) были лишены политических прав в законодательном порядке «Народными уставами» в Сиене (1277), «Установлениями справедливости» во Флоренции (1293)
. К XIV веку произошло резкое расслоение пополанов на «жирный народ» (городская верхушка) и «тощий народ»
Правда к концу XIV века термин «пополаны» вышел из употребления.)
Нужно сказать, что в Западной Европе X—XIII вв. было организовано Коммунальное движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость.
Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнёта и сокращению поборов. Затем возникли политические задачи — обретение городского самоуправления и прав. Борьба велась не против феодальной системы в целом, а против сеньоров тех или иных городов.
Южнофранцузские города добились независимости без кровопролития (IX—XII вв.). Города Северной Франции — Амьен, Лан, Бове, Суассон и др.— и Фландрии — Гент, Брюгге, Лилль — стали самоуправляющимися в результате упорной, в основном вооруженной, борьбы. Горожане выбирали из своей среды совет, его главу — мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, военное ополчение, финансы, самостоятельно устанавливали городские налоги. Эти города освобождались от ренты и сеньориальных повинностей. Взамен они уплачивали сеньору определённую небольшую денежную ренту, в случае войны выставляли небольшой военный отряд. Нередко такой город являлся городом-сеньором по отношению к крестьянам окрестных территорий.
Города Северной и Средней Италии — Венеция, Генуя, Сиена, Флоренция, Лукка, Равенна, Болонья и др. — стали коммунами в IX—XII вв. В Германии в XII—XIII вв. появились так называемые имперские города — формально они подчинялись напрямую императору Священной Римской империи, но де-факто были независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне и др.)
В государствах с относительно сильной центральной властью города, расположенные на королевской земле, не могли добиться полного самоуправления. Под властью сеньоров оставались и большинство мелких городов, — особенно принадлежавшие духовным сеньорам. Важнейший результат борьбы городов с сеньорами — освобождение большинства их жителей от личной сеньориальной зависимости. Было установлено также правило, согласно которому бежавший в город сеньориально зависимый крестьянин, прожив там «год и один день», становился свободным. Средневековая пословица, гласящая «городской воздух делает свободным», тогда понималась буквально.)
По преданию, Францискродился в 1181 или 1182.Он совершил много чудес, он исцелял слепых, воскрешал мёртвых, лечил паралитиков, ревматиков, прокажённых, больных водянкой.
Отец Франциска, по имени Пьетро де Бернардоне деи Морикони, торговал шёлком — дорогим международным товаром. Торговые обороты побуждали Бернардоне совершать частые поездки во Францию, в память которой он и назвал своего сына Франциском. Франциск знал песни трубадуров и часто распевал их на французском языке. О матери Франциска Пике де Бурлемонт мало что известно кроме того, что она была дворянкой из Прованса.
Пьетро был по делам бизнеса во Франции когда Франциск родился в Ассизи, и Пика крестила сына под именем Джованни. Когда вернулся отец, он дал новорождённому сыну имя Франческо (то есть «француз») возможно, в честь своего коммерческого успеха и своей любви ко всему французскому.
Он был единственным сыном в семье, в которой было ещё шесть дочерей; родители ни в чём ему не отказывали. Юношей он вёл разгульную жизнь с молодёжью своего города, которая выбирала его «царём» пирушек. Родители не мешали сыну, гордились его знакомством с дворянской молодёжью; мать Франциска не скрывала, что ожидает для сына славного будущего. И сам Франциск в это время не был лишён тщеславия: источники говорят, что он не хотел, чтобы «кто-либо его превосходил». Франциск принял участие в войне между Ассизи и Перуджей, был взят в плен, но не утратил своей весёлости и уверенности в своём великом будущем. Он вынес тяжёлую болезнь, но по выздоровлении стал вести прежний образ жизни и предпринял с молодыми рыцарями поход в Южную Италию в пользу папы.
С первого же ночлега Франциск вернулся; по сказанию, он видел сон, направивший его на другой путь. Очевидно, его сердце уже не удовлетворялось внешним блеском и указало ему путь к подвигам иного рода. Франциск всегда был очень щедр к нищим. Однажды, отвлечённый делом, он отказал одному из нищих, пристававших к нему именем «Господним», но затем, спохватившись, что если бы нищий попросил у него именем какого-нибудь земного сеньора, то он не отказал бы ему, он догнал нищего и одарил его.
Милостыня скоро получила для него другой, более высокий смысл. Отправившись в Рим на поклонение св. Петру, Франциск был возмущён скудными подаяниями на могиле первоапостола; он вынул из кармана целую горсть монет и звонко бросил их в окошечко под алтарём, к изумлению окружающих. Вышедши затем на паперть, он увидел там длинный ряд нищих, ожидавших подаяния. И тут, у гробницы апостола, нищенство преобразилось в глазах Франциска: он понял его духовный смысл для последователя Христа и апостолов. Обменявшись с одним из нищих одеждой, он стал в их ряды и до вечера пробыл с ними.
«Нищее житие» запало в его душу; его поэтическая фантазия создала из него идеальный образ. Как назревал в его душе этот образ, о том сохранился трогательный рассказ. Однажды Франциск возвращался с товарищами с роскошной пирушки. Они шли с песнями впереди; он шёл сзади молча, в глубоком раздумье. Вдруг сердце его наполнилось таким сладостным ощущением, что он не мог двинуться с места, хотя бы его «стали резать на куски». Товарищи в изумлении его окружили, спрашивая, о чём он задумался, не намерен ли он жениться? «Вы правду сказали», — был ответ: — «я задумал взять невесту, более благородную, богатую и красивую, чем вам когда-либо приходилось видеть». Великий художник, воодушевлённый памятью о Франциске, изобразил в своих фресках его затаённую мысль. На стене Ассизского собора Джотто изобразил венчание Франциска с красивой, но исхудалой женщиной в изорванном платье; на неё лает собака, дети замахиваются на неё палкой и бросают в неё каменья, но Христос благословляет её с неба — это венчание Франциска с бедностью.
Ну...ясно..она была не из "жирных", а из "тощих" пополо).
Напомню:
«Жи;рный наро;д» (также жи;рные попола;ны или то;лстые горожа;не, итал. popolo grasso) — сословие обеспеченных горожан в средневековых городах Италии. Термин используется в контексте коммунального движения пополанов в XIII—XV вв. «Жирный народ» обычно противопоставляется «тощему народу» (итал. popolo minuto)
В XII веке во Флоренции происходят процессы, разрушающие феодальные отношения. С одной стороны бурное развитие торговли и ремёсел приводит к тому, что денежные средства сосредотачиваются у ремесленников и торговцев, а не у феодальной знати. С другой стороны старые политические отношения уже не устраивают новое богатеющее сословие, и в начале XII века во Флоренции на базе сформировавшейся городской коммуны возникает народная демократия. Благодаря развитию торговли и политическим реформам, к середине XIII века Флоренция становится ведущим городом средневековой Европы, единственным европейским городом, чеканящим собственные монеты. Де-факто Флоренция обретает независимость от монархических институтов и образовывает Флорентийскую республику.
Последующая во второй половине XIII века борьба между гвельфами и гибеллинами привела к разрушению народной демократии.
Напомню также. что Данте Алигьери , автор "Божественной Комедии" , был внуком Беллинчоне -, который изгонялся из Флоренции во время борьбы гвельфов и гибеллинов.Сам же Данте принадлежал к партии белых гвельфов)
Еще немного о "жирных":
Структура жирного народа
«Старших цехов», которые представляли собой жирный народ, было семь: цех «Калимала», занимавшийся торговлей и покраской сукна, «Лана», занимавшийся торговлей и выделкой шерстяных тканей, «Камбио», занимавшийся обменом денег, «Пор-Санта-Мария», занимавшийся торговлей шёлком, а также цеха производителей меховых изделий, врачей и аптекарей, судей и нотариусов. По одному представителю из каждого цеха формировали приорат, главный орган городского управления, причём де-факто три самых богатых цеха — Калимала, Лана и Камбио — обладали в приорате наибольшим влиянием.
Во главе цехов стояли избираемые «консулы», однако только «старшие цеха» (итал. Arti maggiori), которые во второй половине XIII века являлись наиболее прибыльными, сосредоточили политическую власть в городе. Граждане Флоренции, состоящие в этих цехах, оказались как более обеспеченными, так и более влиятельными, образовав отдельное сословие, которое и получило название «жирный народ». Соответственно жители Флоренции, приписанные к другим цехам, и городская беднота оказалась «тощим народом». Возникшая во Флоренции система цехового самоуправления распространилась по другим регионам Италии и оказывала влияние на другие итальянские города. Термин «жирный народ» стал, таким образом, применяться за пределами Флоренции. Цеховое самоуправление просуществовало вплоть до XV века, когда во Флоренции власть сосредоточилась у семьи Медичи
Событием, ускорившим неизбежный перелом в жизни Франциска, было столкновение с отцом. Франциск испытывал к ветхим и заброшенным церквям и часовням жалость, как к одушевлённым существам. Желая поддержать церковь св. Дамиана, Франциск в отсутствие отца забрал лучшего товара и повёз его в Фолиньо для продажи. Продав там вместе с тем и лошадь, Франциск принёс вырученные деньги священнику, и когда тот, боясь гнева отца Франциска, отказался принять их, Франциск бросил свой кошелёк на подоконник и остался при церкви.
Узнав о гневе отца, Франциск долго скрывался в окрестных пещерах. Когда он вернулся домой, отец избил его и запер; но в отсутствие отца мать отпустила сына, и он навсегда ушёл из родительского дома. Бернардоне обратился к властям с требованием возвратить ему сына и похищенные им деньги; но Франциск заявил, что он стал слугой Господа и светским судьям неподсуден. Бернардоне обратился с жалобой к епископу. На суде епископа Франциск, по его требованию, не только возвратил деньги, но снял с себя полученную от отца одежду, объявив, что впредь будет считать отцом своим не Петра Бернардоне, а Небесного Отца. Это отречение от всякой собственности наполнило его сердце великой радостью. Получив от слуги епископа простую одежду, Франциск отправился в соседний лес, громко распевая французские песенки. На вопрос встретившихся разбойников он ответил, что он «вестник Великого Господа». Это случилось в 1207 г....)
Может это был тот самый Булонский лес, который пару веков спустя снова стал пристанищем воров, а в начале XVIII века Булонский лес стал излюбленным местом прогулок парижской знати? Как знать...)
(Булонский лес возник из остатков древнего дубового леса Руврэ (Bois de Rouvray) в черте коммуны Компьень, впервые упомянутого ещё в 717 году. Хильдерик II подарил землю влиятельному аббатству Сен-Дёни, основавшему несколько монастырей, однако Филипп II Август выкупил у монахов большую часть земель для охоты. В 1256 г. Изабелла, дочь Людовика Святого, заложила Лоншан (Longchamp).
В 1929 году лес официально стал считаться частью 16 округа Парижа)
Два года провёл Франциск в окрестностях Ассизи, занимаясь, кроме молитвы, починкой церквей, для чего выпрашивал камни; особенно стала ему дорога полуразрушенная часовня св. Девы, под названием Порциункула. Исправив её, Франциск устроил для себя шалаш возле неё. Питался он объедками, которые собирал по городу в обеденное время. Многие стали его считать помешанным, но к его бедному житью присоединился богатый гражданин Бернард де Квинтавалле, который, согласно с Евангелием, распродал своё имущество и раздал бедным; присоединились и другие. В одежде странников они ходили по соседним городам и деревням, призывая к миру и покаянию. На вопрос, кто они такие, они отвечали: «кающиеся грешники»; но они были бодры духом, называя себя «ликующими в Господе» или «потешниками Господа». Иные из них, как и сам Франциск, занимались ручным трудом, при случае помогая крестьянам в сельских работах, но денег не принимали, довольствуясь лишь скромной трапезой.
1209 г. отмечен источниками как новая дата в жизни Франциска. В своей часовне за обедней он услышал слова, с которыми Христос послал своих учеников проповедовать о наступлении Царства Небесного: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Мф. 10:9-10). Франциск просил священника повторить и разъяснить ему латинский текст и, вникнув в смысл его, с восторгом воскликнул: «Вот чего я хочу!» Он снял с ног обувь, бросил посох и опоясался верёвкой. Нищее житие превратилось для него в апостолат, из нищего странника и отшельника он стал... проповедником.
Вот только "не припомню" куда они, ученики Господа тогда шли, в какой город?)Мистическое истолкование этого благословения в путь было предложено уже Оригеном.
(Ориге;н Адама;нт (др.-греч. лат. Origenes Adamantius; ок. 185, Александрия — ок. 254, Тир) — греческий христианский теолог, философ, учёный. Основатель библейской филологии. Автор термина «Богочеловек»
Ориген Был учеником неоплатоника Аммония Саккаса. Учился в Александрийской богословской школе, Дидаскалейоне, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того как Климент покинул Александрию, Ориген возглавил школу и был её наставником в 217—232 годах.
Главный труд Оригена — «Гексапла»**, первый в истории образец научной библейской критики. Гексапла представляла собой шесть (отсюда название) синхронизированных изводов Ветхого Завета, с целью установления критически выверенного текста Писания. Текст этого (колоссального по объёму) труда дошёл до наших дней лишь во фрагментах.Ориген выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (апокатастасис). Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других
**Гексапла (также Гекса;плы, Гекза;плы; Экза;плы; др.-греч. ;;;;;; — «ушестерённая [Библия]»]; лат. Hexapla) — синоптический[] свод текстов Ветхого Завета, составленный Оригеном примерно к 245 году; первый в истории образец библейской критики, не имевший в античности аналогов.
Скорее всего, книга предназначалась для христианско-раввинской полемики относительно испорченности текста Писания. Свод включал еврейский текст, его огласовку в греческой транскрипции и как минимум четыре параллельных греческих перевода, в том числе Септуагинту; в этом плане он является прототипом позднейших полиглотт.
В конце жизни Ориген создал сокращённую версию своего труда — Тетраплу, включавшую только четыре греческих перевода (отсюда название).Объём Гексапл мог достигать 3000 пергаментных листов, поэтому данный труд никогда не копировался в полном объёме. После составления он был перевезён в Кесарийскую библиотеку. В IV веке Септуагинта в редакции Оригена была переписана из Гексаплы, при этом научный аппарат Оригена в этой копии был проигнорирован. Эта редакция Септуагинты получила распространение главным образом в Палестине.В начале VII века епископ Павел Телльский[en] перевёл этот текст на сирийский язык, сохранив редакторские пометы Оригена (так называемая Сиро-Гексапла); он является одним из основных источников реконструкции оригинала. При захвате Кесарии арабами в 638 (или 653) году труд Оригена, вероятно, был утрачен. Ориген ещё в молодости приступил к изучению еврейского языка; вынужденно переселившись в Палестину во время гонений на христианство в Александрии, он углубился в библейскую текстологию и к 240-м годам прокомментировал практически все книги Ветхого и Нового Завета. Метод его работы с библейским текстом был описан в послании к Африкану (около 240 года) и комментарии к Евангелию от Матфея:
Имеющиеся в списках Ветхого Завета разногласия мы, с Божией помощью, смогли уврачевать,
Итак:
После того как Франциск слышал слова, с которыми Христос послал своих учеников проповедовать о наступлении Царства Небесного: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Мф. 10:9-10). ..
Франциск просил священника повторить и разъяснить ему латинский текст и, вникнув в смысл его, с восторгом воскликнул: «Вот чего я хочу!»
Он... снял с ног обувь, бросил ...посох и опоясался верёвкой.
Нищее житие превратилось для него в апостолат, из нищего странника и отшельника он стал проповедником. Не раз ещё потом на Франциска находило сомнение, что угоднее Богу — молитва или проповедь; но именно то, что молитва уступила проповеди, обусловило собой всемирно-историческое значение нового францисканского ордена.
О том что такое "веревочная лестница" я расскажу вам в следующий раз. Уточнения ради:
Главное удобство таких лестниц — их лёгкость и компактность.Употребляются на судах, где они, в зависимости от места, устройств и назначения, получили разные названия:
Ванты — верёвочные лестницы из выбленок на парусном судне, служащие для взбирания на марсы, салинги
Штормтрапы — верёвочные лестницы с деревянными балясинами, служащие для спуска/подъёма на борт корабля.в домашнем быту — стремянка. Было принято говорить: «выкинуть из окна стремянки», «спуститься по стремянкам».На Западе шёлковые, складные, карманные лестницы были известны в рыцарские времена и служили в особенности для любовных похождений, как на деле, так и в романах.
Нередко преступники пользовались таким средством для побега. Воры и разбойники пользовались верёвочными стремянками; и чтобы перелезть через стену или влезть в окно, закидывали их при этом на кошках, — из четырёх сомовьих крючков или «жирдиц». Что касается сома, то это активный ночной хищник. Днём предпочитает отлёживаться на ямах, в коряжнике и прочих «крепких местах».Перед ледоставом собирается на ямах в небольшие группы от 5 до 10 особей. Зимой не питается и практически неактивен.
Описаны случаи нападения крупных особей на людей, особенно на детей.Наиболее крупные сомы (массой более 100 кг) иногда вылавливаются рыбаками в Испании, в р. Эбро, река на северо-востоке Пиренейского полуострова. Самая полноводная река Испании. Иберия — римское название Испании.Река была известна древним грекам под именем ;;;;;, римлянам — Iberus (Hiberus). Происхождение имени связывают с иберами — древним народом региона, предками современных басков.Река Эбро вытекает из Кантабрийских гор, пересекает Северокастильское плоскогорье, Арагонскую равнину и впадает в Средиземное море[1]. Длина — 928 км, площадь водосборного бассейна — 86 800 км;[2]; судоходство возможно лишь на незначительных расстояниях ниже Сарагосы; в виду этого, для обхода стремнин и мелей проведены параллельные течению Эбро каналы (Арагонский от Туделы до Сарагосы).
Притоки: правые — Арагон, Гальего, Сегре; левые — Ялон, Гвадалупа. В пределах Арагонской равнины от Эбро отходят оросительные каналы Арагонский и Таусте. Протекает через города Миранда-де-Эбро, Логроньо, Сарагоса, Тортоса. В 217 году до нашей эры около устья реки Эбро состоялась морская битва, в которой карфагенский флот во главе с Гимильконом был разбит римской эскадрой под командованием Гнея Корнелия Сципиона, потеряв при этом 29 кораблей из сорока и окончательно отдав римлянам контроль над испанской прибережной акваторией.25 июня — 16 ноября 1938 года — Состоялась битва на Эбро в ходе Гражданской войны в Испании, в ходе которой войска республиканцев потерпели сокрушительное поражение от националистов. ):
До новых встреч)
Аркадиа-Верра из "Поймать Змея")
*Вальденсы — религиозное движение в западном христианстве. Апеллируя к идеалам раннего христианства, вальденсы ратовали за ликвидацию частной собственности, апостолическую бедность и взаимопомощь, а также мирскую проповедь и свободу чтения Библии.
Одновременно с вальденсами на юге Франции в XII и XIII веках существовало движение альбигойцев, исповедовавших сходные добродетели. Вместе с тем отождествлять альбигойцев (катаров) и вальденсов ошибочно.
В настоящее время в мире насчитывается около 45 тыс. вальденсов (в т. ч. в Италии, в основном в Пьемонте,— 20 тыс., в Германии — около 3 тыс., Уругвае — 12 тыс., Аргентине — 10 тыс.)*
Названию «вальденсы» в настоящее время приписывают двоякую этимологию: с одной стороны, это «люди долин (Vaudois)» Дофинэ и Пьемонта, с другой — последователи лионского купца Пьера Вальдо (Петера Вальдуса), жившего во второй половине XII века. Следует отметить, что ещё за 40 лет до его проповеди существовало полемическое сочинение против учения «долинных людей» (contra valdenses)(Иван Вороницын. История атеизма.)
Пьер Вальдо заказал для себя перевод с латинского некоторых мест из Библии, изучение которых привело его к мысли о необходимости раздать имущество нищим, чтобы добровольной бедностью восстановить первоначальную чистоту христианских нравов. С группой единомышленников он отправился проповедовать Евангелие. Так как его последователи отвергали собственность, то получили название лат. «pauperes de Lugduno» («лионские нищие», а также «леонисты»). Ломбардские вальденсы (лат. pauperes italici) слились в Милане с существовавшими уже там раньше гумилиатами («нищими духом»), названными так за своё смирении.
Важным моментом в деятельности первых вальденсов была их борьба с катарами через публичные проповеди и полемические трактаты, к примеру «Liber Antiheresis» сподвижника Петра Вальдо, впоследствии вернувшегося в лоно католической церкви, Дуранда из Оски (Durandus de Osca).
Несмотря на свои евангелические правила, чистоту нравов и жизнь, основанную преимущественно на Нагорной проповеди, вальденсы повсюду подвергались жестоким гонениям, вплоть до XVIII века. Папа Сикст IV даже объявил против них крестовый поход. Скорее всего, именно к этой эпохе принадлежит самое выдающееся литературное произведение вальденсов — дидактическое стихотворение «Nobla Leycon».
Во время Реформации многие вальденсы приняли новое учение. На Шанфоранском синоде (1532) вальденсы заключили союз со Швейцарской реформатской церковью и предложили Оливетану, двоюродному брату Кальвина, подготовить новый французский перевод Библии. Этот перевод был опубликован в 1535 году с двумя предисловиями Кальвина — первыми протестантскими сочинениями реформатора.
Преследования вальденсов продолжалось.
Так, в 1545 году только в Дофинэ были убиты примерно 4000 последователей учения вальденсов, а в провансальском городе Мерендоль провансальские и папские солдаты убили сотни или, возможно, тысячи вальденсов; в 1655 году пьемонтское войско в союзе с бандитами и ирландскими наёмниками замучили две тысячи вальденсов.
В 1685 году французские и итальянские войска убили около 3000 верующих, взяли в плен около 10 000 и распределили около 3000 детей по католическим местностям. В 1688 году группа вальденсов под руководством Анри Арно и Джошуа Джанавела попыталась вернуться на родину, но в итоге они были вынуждены бежать в Германию.
Когда вальденсы подвергались особенно сильным преследованиям, они получали моральную поддержку и практическую помощь из Женевы и из Англии. Массовые убийства 1655 года подвигли Джона Мильтона написать знаменитый сонет «На недавнюю резню в Пьемонте» («Отмсти, Господи, за Твоих убиенных святых») и вызвали поток пожертвований, а также дипломатическое вмешательство Оливера Кромвеля (английский государственный деятель и полководец, вождь индепендентов, руководитель Английской революции, в 1643—1650 годах — генерал-лейтенант парламентской армии, в 1650—1653 годах — лорд-генерал, в 1653—1658 годах — лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии.В наибольшей степени полководческий талант Кромвеля раскрылся в крупном сражении при Марстон-Муре (1644), в результате которого весь север Англии оказался во власти парламента. Его войска и в дальнейшем неизменно побеждали сторонников короля. Кроме того, Кромвелю удалось добиться демократизации армии: по «Биллю о самоотречении» все члены парламента сложили с себя командование. Пэры лишились своего традиционного права командовать вооружёнными силами.Кромвель всегда был ревностным протестантом, признанным предводителем круглоголовых пуритан. Крылатой фразой сделались его слова, обращённые к солдатам во время перехода через реку: «На Бога надейся, но порох держи сухим!»).
Благодаря заступничеству протестантских государств, в особенности Пруссии, король Сардинии Карл Альберт патентом от 17 февраля 1848 года даровал вальденсам религиозную и церковную свободу и гражданские права.
В Новое время вальденсы населяли преимущественно три альпийские долины: Валь-Мартино, Валь-Андрона и Валь-Лучерна, отличаясь чистотой нравов, трудолюбием и превосходной обработкой полей и виноградников. Число их сократилось с 80000 (около 1500 года) до 25000 человек.
Во Вторую мировую войну итальянские вальденсы активно содействовали спасению евреев от Холокоста
В 1975 итальянская вальденсианская церковь объединилась с местной Итальянской методистской церковью, создав Союз методистских и вальденсианских церквей, входящий во Всемирный Совет Церквей.Небольшие общины вальденсов продолжают существовать в Германии и США (где они по большей части слились с пресвитерианами
Свидетельство о публикации №121031600238