Демокрит о локальности миров

      Вихрь разнообразных форм, то есть атомов, отделился от всего.

       Демокрит.

     Достаточно бесчисленно беспорядочно летающим атомам каким-то образом соединиться друг с другом - то ли зацепиться так или иначе, то ли теснотой придавиться, приблизиться (а Демокрит представлял формы своих атомов достаточно натурально, то есть он мыслил свои идеи преимущественно натуральным образом, поэтому допустим выступы одной формы могли зацепиться у него за впадины другой, что мы с вами должны прочитывать как несомненные влияния более схожих и подходящих форм друг на друга), так вот достаточно начаться такому влиянию, и через некоторое время оно уже "набирает вес" - оно растёт как снежный ком и внезапно превращается в вихрь - то есть в такое содружество атомов, которые теперь совместно летают в определённом направлении. Такие атомы, летающие сообща, по отношению к случайным одиночкам, приобретают устойчивость, однако эта устойчивость никогда не статична, она наполнена глубинной самобытной динамикой - эта динамика растёт прямо из самой себя и всегда направлена к чему-то так или иначе определённому. Вот как возникают миры по Демокриту. Локальные миры.

    Что означает, что эти миры локальны? Это означает, что они живут, существуют и растут так, словно бы никаких других отличных от них миров и нет вовсе. Эти бесчисленные малые вселенные, они повсюду - весь Космос пронизан принципом локальности. Мы застаём и обнаруживаем наш Космос таким, что в нём подобное стремится к подобному и действует лишь на него. Содружества атомов или "вихри" являются по Демокриту второй, возникающей в Космосе необходимостью. Первая необходимость это сам атом. Вторая же необходимость это фактически его согласие с какими-то другими атомами. Необходимости надстраиваются друг над другом словно ступени - через случайности, их опосредующие.

    Когда вихрь набирает силу, в него втягиваются не только "законные", необходимые ему атомы, но и "не законные" - так как пролетающий мимо одиночный атом никак не может сопротивляться силе коллектива. Так и формируется то, что мы называем "природой" - всегда по своему закону, но вкупе и неотрывно от случайностей, эти законы сопровождающих.

    И всякий раз случайность оказывается вплетённой в нарождающуюся необходимость, её оттуда нельзя вырвать, нельзя её устранить, иначе весь конгломерат посыпется. Нигде во Вселенной нет "абсолютно чистых" миров, выстроенных идеально законным образом. Все они напичканы привходящими случайностями. Но пока над тем, что мы называем миром всё же довлеет образовавшийся через него самого вихрь, пока превалирует этот вихрь, а не хаос, - мир побеждает и существует.

    Таким способом Демокрит объясняет всё - даже душу человеческую, которая также в соответствии с его учением - вихрь, и живёт лишь до тех пор пока дышит - впускает и выпускает из себя атомы, ещё точнее - перенаправляет привходящие атомы в своё движение и одновременно сбавляет (уменьшает) их давление на свой локальный мир. Как только душа не справляется с этим вихревым процессом - дыхание останавливается. Если же дыхание останавливается, прекращается, то прекращается и жизнь.

     Душа - самый быстрый вихрь, она имеет огненную природу по Демокриту. Огонь - это одна из "природ". Мы же с вами помним, что "природы" - это вторые необходимости, или говоря проще - "миры" как таковые или же - "составные тела". Природы вообще начинаются с "тела". А всякое "тело" и есть дружественное согласие многих атомов.

     Как для всей Вселенной неизменная основа это атом, так для всякого возникающего локального мира неизменная основа это тело. Тело соответствует атому на новом уровне.
    Итак, по Демокриту нет никакой единой Природы, а есть великое множество самых различных "природ" - множество локальных миров и самобытно выстроенных тел.


Рецензии