Таланту И. А. Бунина. Тайна. Элиф. Лам. Мим

/Элиф. Лам. Мим.* Коран./

   Он на клинок  дохнул - и сияющее жало
Его сирийского старинного кинжала
Померкло в дымке сине-голубой:
Под дымкой ярко и воинственно вдруг заблистали
Узоры золота на уникальной стали
Своей червонною загадочной резьбой.
   «Во имя бога всемогущего, пророка -
Прочти, слуга высших небес и воли рока,
Свой бранный для врагов клич: громко всем скажи,
Каким девизом твой клинок прекраснейший украшен?»
   И он сказал: «Девиз мой для врагов всех страшен.
Он –  всемогущественная тайна из всех тайн: Элиф. Лам. Мим».
   «Элиф. Лам, Мим? Но эти неразгаданные знаки
Темны, как путь в загробном и неведомым живым всем мраке:
Сокрыл их тайну всемогущий Мохаммед...»
   «Молчи, приказываю я, молчи! - сказал он громко, строго, -
Нет в мире более могущественного бога, кроме Бога.
Сильнее этой тайны – больше нигде нет».
    Сказал, коснулся острым ятаганом**
Чела своего  под шёлковым огромнейшим тюрбаном***.
Окинул жаркий и влекущий Атмейдан**** -
Ленивым взглядом хищной птицы -
И тихо синие, как дымка, свои странные ресницы
Опять склонил на острый ятаган.
______
* Мукатта‘а (араб. - «разрозненные [буквы]») или фаватих (араб. - «открывающие [буквы]») - сочетания букв, с которых начинаются 29 (из 114) сур Корана. Ровно половина из 28 букв арабского алфавита выступают в роли мукатта’а поодиночке или же в различных комбинациях из двух, трёх, четырёх или пяти букв.
   Некоторые толкователи Корана пытались соотнести мукатта’а с числовым значением букв арабского алфавита, и посредством этого выводили самые разные виды эзотерических указаний и пророчеств, как это делали иудеи во времена пророка Мухаммеда, которые пытались связать числовое значение букв со сроком царствования мусульман. Другие толкователи видели в этих буквах указания на откровение, так как все суры, которые начинаются с мукатта’а, прямо или косвенно указывают на Коран.
   Список названий сур, содержащих мукатта’а (Алиф Лям Мим):
   Аль-Бакара (эта сура подчёркивает, что Коран является руководством, посланным Аллахом для богобоязненных (Аллах - араб.  букв. «Бог» - арабское слово, означающее единого и единственного Бога, творца мира и господина Судного дня. В исламе Аллах - Бог, пославший к людям своего заключительного посланника (расуль) Мухаммада. В Доисламской Аравии Аллах был высшим божеством и творцом всего сущего). В этой суре рассказывается о верующих, которым Аллах даровал своё благоволение, и о неверных и лицемерах, вызвавших на себя гнев Аллаха),
   Аль Имран (значительная часть суры посвящена рассказу о рождении пророка Исы и о страданиях Марьям (которая происходит из рода Имрана)… Вторая половина суры посвящена джихаду ( понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру, Джихадом в исламе также является борьба со своими духовными или социальными пороками - например, с ложью, обманом, развращённостью общества и так далее, устранение социальной несправедливости)… Указывается на необходимость вежливого поведения при споре и на традиции, связанные с победой или поражением…,
   Аль-Анкабут (сура начинается с разъяснения того, что уверовавших нужно подвергать испытанию бедствиями, а также в сражении за защиту государства, основанного на Истине Аллаха и вере в ислам),
   Ар-Рум (в начале данной суры рассказывается о поражении византийцев в войне с персами и об обещании Аллаха помочь верующим обладателям Книги победить персов. В суре особое внимание обращается на семейные связи и социальные отношения в обществе и объясняются некоторые нормы шариата: запрещается давать деньги в рост (риба), устанавливается очистительная подать (закят) и поощряется помощь близким),
   Лукман (в суре говорится, что благочестивым, творящим добро, свойственно повиновение Аллаху, вера в Судный день и преуспеяние. Затем в ней указывается на неверных, заблудившихся гордецов. Сура передает тем, которые уверовали, добрую весть: они будут благоденствовать в вечном раю благодати. В этой суре перечисляются советы и заветы мудрого Лукмана, данные сыну, среди которых - заповедь о необходимости заботиться о своих родителях),
   Ас-Саджда (в суре рассказывается о сотворении небес и земли… об этапах сотворения человека Аллахом. В данной суре приводятся слова неверных, отрицающих воскресение, даётся ответ им и приводятся доводы против их измышлений. В ней описывается состояние грешников в Судный день).
   По мнению большинства мусульман, мукатта’а является Божественной тайной, и любое толкование значения этих букв — всего лишь предположение и не более того. Подтверждением этого являются слова Праведного халифа Абу Бакра: «В каждом божественном Писании есть тайна, и тайна Корана — в начале некоторых из сур».
** Ятаган - клинковое колюще-режущее и рубяще-режущее холодное оружие с длинным однолезвийным клинком, имеющим двойной изгиб; нечто среднее между саблей и тесаком. У ятагана клинок не расширяется к острию, а сохраняет одинаковую ширину, однако крайне редко встречались исключения. В частности, ятаган с расширением клинка к острию хранится в музее комплекса Золотые ворота в городе Владимир.
*** Тюрбан - (от перс. dulband) - чалма; мужской и женский головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространённый среди ряда народов Аравийского полуострова, Северной Африки, Индии и Азии, и даже получила небольшое распространение в Европе. Тюрбан обычно наматывается на тюбетейку, феску или шапку, шиитское духовенство наматывают чалму на голую голову. Для его изготовления обычно требуется 6-8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит до 20 метров материи.
**** Атмейдан – после строительства мечети Султанахмед мечто, где находился ипподром, получило название Ат Мейданы (At Meydan – Площадь Лошадей, Лошадиная площадь) и использовалось как манеж под открытым небом для тренировки лошадей или проведения массовых мероприятий. На этом месте,  проводились конные бега, тут же покупали-продавали лошадей, благо их настоящая цена сразу была очевидна. Город рос, и скоро Ат-Мейдан оказался в центре. Ипподром перенесли западнее. Здесь разбит большой сквер, а поверхность дорожек Ипподрома оказалась покрытой 4-5 метровым слоем земли.


________
Тайна.
Элиф. Лам. Мим.
Коран.
   Он на клинок дохнул - и жало
Его сирийского кинжала
Померкло в дымке голубой:
Под дымкой ярче заблистали
Узоры золота на стали
Своей червонною резьбой.
«Во имя бога и пророка,
Прочти, слуга небес и рока.
Свой бранный клич: скажи, каким
Девизом твой клинок украшен?»
И он сказал: «Девиз мой страшен.
Он - тайна тайн: Элиф. Лам. Мим».
«Элиф. Лам, Мим? Но эти знаки
Темны, как путь в загробном мраке:
Сокрыл их тайну Мохаммед...»
«Молчи, молчи! - сказал он строго, -
Нет в мире бога, кроме бога.
Сильнее тайны - силы нет».
Сказал, коснулся ятаганом
Чела под шелковым тюрбаном.
Окинул жаркий Атмейдан
Ленивым взглядом хищной птицы –
И тихо синие ресницы
Опять склонил на ятаган.
<1905>    /И.А. Бунин./   
______
Иван Алексеевич Бунин  - родился 10 (22) октября 1870 года в  Воронеже, Российская империя,  русский писатель, поэт и переводчик. В 1933 году Иван Бунин - первый из русских писателей - стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, Бунин рано начал самостоятельную жизнь; в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над могилой С.Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891 году в Орле.   В 1909 году избран почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1920 году эмигрировал во Францию – умер в 1953 году в  Париже, Франция.


Рецензии