Пустыни и караваны

Давайте заглянем в пустыню, в которой, как водится в каждой из них, не бывает осадков ни мокрых, ни снежных совсем.
На пустоши этой камыш не шумит и деревья не гнутся, лишь ветер барханы меняет местами, с песком заигравшись.
Здесь солнце палИт, поглощая из воздуха всякую каплю, рисует узоры текучие маревой влагой затем.
Когда же на своде небесном мерцать начинают далёкие звёзды, спускается холод и мир застывает уставший.

В такой вот пустыне представился нашему взгляду бредущий на север дорОгой, протоптанной тысячью ног, караван.
Покинул он только оазис - надежду на отдых для путников разного толка, от этого движется несколько скорбно.
Десятки верблюдов на потных боках дорогую поклажу несут: серебро, слоновую кость, драгоценный шафран.
Погонщики тут же сидят на горбах в тюрбанах с покрытым лицом и сощуренным глазом следят за песчаным простором.


--
12-стопный амфибрахий


Рецензии
Формальный метод изображения пустыни — длинный амфибрахий с его симметрией -/-, делает звуковой фон миниатюры очень подходящим для видимой статики выбранного объекта. Первоначальное обращение "Давайте заглянем" создает проекцию в разрешении геометрического деления на до и после, где порогом перехода в мир автора является пустыня. Визуальный глагол "заглянем", а не кинестетический "вспомним", или аудиальный "услышим", говорит о том, что лирического героя интересует визуальная картинка, что позднее и проявится в преобладании видеоряда этих деталей. Описательная часть миниатюры, подчеркивая отличие ареала от других климатических зон, ненавязчиво, но очень настойчиво акцентирует внимание на статике пустыни не только в отношении растительности, но и в отношении осадков и влаги.

Тема пустоши дополняется отрицательным утверждением об отсутствии "шумящих камышей", "гнущихся деревьев", что подчеркивает желание автора сопоставить именно эти две зоны обитания — поймы рек и болота, леса или степи и пустыню. Семантическая конструкция "камыш не шумит" отсылает к известному романсу "Шумел камыш", имеющему непростую судьбу в русском народном творчестве. И если отталкиваться от этих тем, то отсутствие камыша косвенно говорит и об отсутствии "тайных любовных встреч с трагическими последствиями" и "неформального варианта ухода из реальности с помощью дружеской посиделки" (так романс переигран в городском фольклоре бывшего союза). Тема влаги, затронутая в начале опять же отрицательным утверждением об отсутствии осадков, продолжается, уже переходя в проекцию не географии, а особых состояний человеческой жизни: любовных переживаний и веселых застолий. Образ гнущегося дерева здесь приобретает символ гиперболы разрушительных природных стихий, что в сочетании с темой любви и возлияний является естественным продолжением мотива воды.

Продолжая повествование, лирический герой рисует визуальную картинку пустыни: "ветер барханы меняет местами, с песком заигравшись" в двух проекциях — времени и пространства, сохраняя пару соответствий ночь и прохлада, день и испепеляющая жара. Так однообразие песчаного пейзажа оттеняет прием контраста тактильного восприятия на уровне кинестетики. Переход от визуального канала к ощущениям "спускается холод", "мир уставший" завершает экспозицию, после которой идет описание второго образа, связанного с темой пустыни. И вновь автор обращается к видео рецепторам своих читателей "В такой вот пустыне представился нашему взгляду бредущий на север дорогой, протоптанной тысячью ног караван".

Употребление глагола "представился" можно воспринимать двояко, как отражение реальности и фантазии. Учитывая второе значение глагола, легко устранить внутренние противоречия, возникающие при использовании слова "дорога" к песчаной глади вечно меняющегося узора песка, как и упоминание о "протоптанности тысячью ног", что тоже не очень сочетается с особенностями пустынного интерьера. Так образ остается воображаемым и дальше лирический герой вновь возвращается к теме воды. На этот раз она сконцентрирована на образе оазиса, который в пустыне, как и глагол "представился", обладает двумя уровнями восприятия — миража и реальности. Так лексические приемы ставят пограничные меты, позволяющие отделить вымысел от дополненной реальности автора. И странно, но отсутствующие камыши и согнутые деревья при такой подаче пустынного флота воспринимаются как более объемные и инициированные в текст миниатюры образы, чем призрачный караван.

Перечисление груза, который везет караван, говорит о том, что возможно мы имеем вариант исторической ретроспективы. Слоновая кость, серебро и драгоценный шафран на боках вспотевших верблюдов воспринимаются так же органично, как мерцательная аритмия барханов. И это не выглядит торговой транзакцией, скорее способом привязки к пустыне ее образа, позволяющего увидеть в ней не только однообразие почти статичного пейзажа, но и источник символических деталей, принадлежащих к миру искусства и золотому тельцу. Дополнительные смыслы, которые сопровождают драгоценный металл, драгоценный биоматериал и самую дорогую специю, краситель и приправу, несут как бы компенсаторную функцию замещения одного другим, замещая ценность влаги достоинствами перевозимых товаров. И только внимательный и пытливый исследователь эзотерики поймет, что серебро, доставленное через пустыню и по морю — это две большие разницы...Не думаю, что автор преследовал эту цель, создавая миниатюру, но как побочное толкование ее смысла, пойдет и такой вариант прочтения.

Вызвала небольшое сомнение способность погонщика усидеть на горбах, все-таки, между...

Кшесинская Деметра   19.06.2021 09:02     Заявить о нарушении
Деметра, спасибо.

Вопрос использования слова «дорога» откровенно мучил меня. С одной стороны я понимал, что дорога имеет вполне осязаемый смысл асфальт, гравий, колею, с другой стороны ветер меняющий местами барханы не мог бы позволить уцелеть такому объекту. Но второй смысл, который я пытался выхватить это нематериальный путь, маршрут.
Использовать “маршрут” значило бы потерять первый смысл и исковеркать немецким песчаную вязь.
Тысяча ног в караване в 200-300 Верблюдов набирается сама - прокладывающий рельсы поезд).
В конце концов оставил попытки подвести читателя к ответу, понадеявшись на его внимательность.
Ретроспектива да, с привязкой к региону - западной Африке. Старался на это указать, товарами каравана и бедуином в тюрбане, усаженным на горб одногорбого верблюда. Для азиатских верблюдов характерна посадка между двумя горбами, для африканских поверх единственного горба.

Занимательно то, что когда я писал эту миниатюру, то в качестве рецензента представлял Вас, Деметра. Каждый стих старался «поверить» и внимательно взвесить, чтобы он не расползся и по подаче, и по смыслу.
С уважением

Павел Сафи   19.06.2021 23:47   Заявить о нарушении
Со стихами по-разному "танцуешь". Есть те, которые просто отрабатываешь в знак благодарности за посещение страницы и я в этом не вижу ничего дурного. Другие используешь как тренажер для тренировки стилистического кастинга. Какие-то просто хочется опечатать, закрыв свою матрицу языка от жуткого вандализма.
Но есть другое. Когда-то, силясь дать приземленное, а не сопливое определение любви, я сказала, что любовь это работа... Читая стихи здесь на складе больших иллюзий и потоков гламурной дряни, хочется затормозить свой внутренний харлей, чтобы просто запомнить стих, а не сделать его чем-то вроде закладки, которая бессмысленно висит в памяти без чувств, а с каким-то упором рауш наркоза - да..автор удивил.
Ваш текст захотелось запомнить. Именно поэтому захотелось с ним поработать. Он странным образом, не обладая формальными метами гениальности и шедевра, мне близок и интересен. Как странность, логика "прирученного песка", ветер мысли на болоте стихиры...про дорогу я тоже думала в метафорическом варианте. Путь протоптанный выглядит еще хуже, Вы правы. А про горб — честно, не знала. Снимаю свою претензию. Горб это особенное...Женщина со своими млечными горбами последнее время это хорошо на себе прочувствовала, превращаясь из оазиса в мираж...В вашем песке есть холод. И это правда, как и то, что аппликативность творчества — это та невидимая нить, которая держит крепче любви и ненависти. Наверное я почуяла...что за спиной этих слов...мой нудный образ критикана...

Кшесинская Деметра   20.06.2021 07:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.