Интервью с В. Ситновым на Павлово-Посадском радио

 Интервью с В.Ситновым на Радио. Август 2008 г.   

- Сегодня среда и у нас очередная традиционная встреча с журналистом и краеведом Виктором Ситновым. Нашим радиослушателям, да и не только им, хорошо известно это имя, которое регулярно появляется на страницах местной прессы, да и на краеведческих изданиях, число которых постоянно увеличивается. Вот и сегодня Виктор Ситнов принес свою очередную новую книжку, с которой и познакомит радиослушателей. Здравствуйте, Виктор!
    -  Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

    - Виктор, вот у вас в руках - хотя и не очень объемная, но довольно симпатично оформленная книга с названием, которое уже не раз вами озвучивалось в прошлых наших встречах, но ведь вот это новое ее издание чем-то отличается от предыдущих?
    - Вы правы. Это очередной, уже 7-ой выпуск моего авторского краеведческого сборника «Вохонский край», который я называю краеведческим калейдоскопом в силу того, что…..

      - Семь выпусков альманаха – это уже солидная цифра. У нас в районе ничего подобного не выпускается с такой периодичностью, кроме, пожалуй, местных газет. Можно ли уже называть ваш сборник периодическим изданием?
      - И да и нет… Хотелось бы конечно, чтобы этот сборник стал периодическим изданием, но как показывает практика издания по-добных сборников в соседних городах, очень трудно выдержать периодичность издания, в силу специфики его содержания…


Фото В.Ситнова "Взгляд из Прошлого", вид с колокольни Воскресенского Собора.

    - Виктор, те, кто читают или видели ваш краеведческий сборник, наверняка обратили внимание на его оформление. У всех семи выпусков цветные обложки. И это не просто какие-то нейтральные изображения или пейзажи, как это часто бывает, а тематические фотографии, которые практически всегда отражают содержание сборника. Скажите, это наблюдение верно? И кто помогает оформлять вам такие симпатичные обложки?
    - Помощников, честно говоря, немного, хотя могло бы быть и побольше. В первых трех выпусках я использовал предложенную мне фотографию Андреем Иноземцевым - это фрагмент рекон-струкции вохонского сражения 1812 года. Вообще, Андрея можно назвать фото-летописцем этой реконструкции. Снимает каждый год на фото и видеоаппаратуру. Получаются замечательные видеозарисовки.
    Остальные фотографии были моими авторскими снимками, но правильно сверстать их мне помог замечательный компьютерный дизайнер безотказный Евгений Носов, который, кстати, в прошлом году сделал замечательный подарочный цветной календарь из дореволюционных открыток с видами Павловского Посада. Думаю, эта работа еще не оценена в полной мере. Ничего подобного в соседних городах не было. А в остальных сборниках – с 4-го по 7-й для оформления обложек сборника использованы мои фотоснимки.
    И вы правы относительно тематики изображений на обложке…

   - Ну, теперь самое время кратко познакомит радиослушате-лей с содержанием седьмого выпуска краеведческого сборника «Вохонский край». Хотя бы назвать основные темы и объяснить их краеведческую значимость для тех, кто интересуется историей родного края. Ведь, наверное, сборник в первую очередь выпускается для них?
    - Естественно. И в значительной степени сборник ориентирован на учащихся, да и на их преподавателей. Ведь главная наша задача – привить молодому поколению любовь  к родине, воспитать до-стойных граждан с развитым гражданским чувством - хозяев своей земли, своего города, к которому надо относиться как к собственному родному дому…
    Именно поэтому основная часть материалов седьмого сборника «Вохонского края» связана с темой развития школьного краеведе-ния в просветительных учреждениях Павловского Посада. И в частности, в бывшем Реальном училище (ныне лицей №2)…

   - Кстати, Виктор, вопрос по ходу: идут разговоры о 100-летнем юбилее этого учебного заведения. Кто-то говорит, что юбилей надо было отмечать в этом году, а кто-то говорит о 2010-ом годе. Не могли бы вы прояснить этот момент?
    - В самом деле существует два мнения на этот счет, и я объясню – почему… (по аналогу со школой №2, прародительницей которой была начальная школа для девочек, открытая 22 октября 1861 года – т.н. женское училище второго разряда, которое затем в преобразОвывалось в прогимназию (1872 г.),  в женскую двухклассную ЦПШ (1888 г.), снова в прогимназию (1905 г.), затем в женскую гимназию (1908 г.). 100-летний же юбилей отмечался в 2007 г. - как юбилей постройки для школы нового кирпичного здания, которое действует и по сей день. Зданию действительно 100 лет, а первому женскому учебному заведению – с 1861 г. – исполнилось в этом году – 147 лет.
    Аналогичная история и с Первой школой (бывш. Реальное учи-лище) ныне лицей №2. Историческая справка: в 1908 году в городе было создано Общество распространения образования, под председательством купца и предпринимателя Краснова Федора Григорьевича. Общество поставило цель: открыть в посаде мужское реальное училище. Однако, училище с подобным статусом требовало выполнения ряда серьезных условий, которые не могли быть решены в одночасье. Поэтому в том же 1908 году Обществом было открыто частное мужское училище третьего разряда с прицелом преобразования его со временем в полноценное реальное училище. Вот если бы это училище просуществовало по сей день, то можно было бы в этом году отмечать его вековой юбилей.
    Однако, упомянутое мужское училище, как и женская школа, постоянно преобразовывалось. В 1909 году ему был присвоен статус частного учебного заведения 1 разряда (хотя в обиходе его уже называли реальным училищем, но на практике таковым оно еще не являлось). А собственно статус частного Реального училища (с надлежащей программой, количеством учащихся, классов и преподавателей) это учебное заведение получило только в 1912 году, а затем, в 1915 году, было передано на содержание города и только тогда стало называться полноправным Реальным училищем Павловского Посада Богородского уезда Московской губернии.
    Вместе с тем необходимо учесть, что в 1910 году училище въехало в специально построенное для него двухэтажное каменное здание по Царской улице. Сохранились архивные документы, удостоверяющие этот факт, а также масса поздравительных телеграмм и открыток в адрес директора Смирнова Георгия Александровича, где училище иногда называется уже реальным, к чему оно собственно и готовилось. 23 августа 1910 года был назначен и проведен молебен с освящением нового здания, и затем торжественный завтрак для почетных гостей по предварительным приглашениям («завтрак по подписке с платою 5 рублей»).   
    Следовательно, вековой юбилей здания бывшего Реального училища приходится на август 2010 года. По аналогу со школой №2, возможно, в указанное время и следует отмечать 100-летие данного школьного здания. Ведь после революции и само реальное училище было преобразовано в школу второй ступени им. А.В. Луначарского, потом была еще и школа им. Н.К.Крупской, и школа №1, а теперь лицей №2. А уж когда отмечать юбилей – решать руководству учебного заведения, ныне занимающему здание бывшего Реального училища. Может, они вообще захотят отмечать юбилей именно своего лицея. Я уж не знаю – 10-летие или 15-летие, например… Тут еще важно принципиально решить вопрос о своей преемственности или непреемственности относительно всех или неких конкретных предыдущих образовательных учреждений, которые находились в этом здании.

   - Спасибо, Виктор, за исчерпывающую информацию относи-тельно потенциальных юбилейных дат сегодняшнего лицея №2. По крайней мере, будут понятны мотивы выборы соответ-ствующих дат. Однако пора вернуться к содержанию седьмого сборника «Вохонский край». Пожалуйста, вкратце осветите основные темы, отраженные  в альманахе.
    - Действительно, пора уже перейти к сборнику. Как я изначально подчеркнул, основное внимание уделено теме школьного краеведения. В первом материале рассказывается о постановке экскурсионной работы в начальных, средних и старших классах Реального училища. К счастью, в ЦИАМе сохранилась масса материалов по организации и жизни Реального училища. И в частности там присутствуют отчеты за 1916 год по огранизации экскурсий по территории посадских окрестностей в программе уроков родиноведения. Главным организатором этих интереснейших экскурсий был преподаватель Дмитрий Васильевич Розанов, которого мы по праву можем считать одним из первых видных краеведов Вохонского края. О личности этого человека стоит сказать отдельно хотя бы несколько слов…

    - Действительно, нельзя не согласиться с тем, что воспита-нию патриотизма, и в частности, любви к своей малой родине, дореволюционной системой образования уделялось очень серьезное внимание. Как вы думаете нынешний уровень этой работы отвечает требованиям современной жизни?
      - Думаю, не совсем, не в полной мере. И тому есть свои субьективные и объективные причины. Ну, например, нельзя не учитывать - в какую эпоху мы живем. Мы, весь наш социум, попали в некое межвременье. Мы уже не раз говорили о том, как нелегко жить и выживать в эпоху перемен, каковая нынче и имеет место быть на дворе в широком понимании. Происходит переоценка многих ценностей...
    Происходит переоценка многих ценностей, в частности, культа бывших революционных и коммунистических вождей и кумиров всех рангов и мастей, переоценка тоталитарной партийной идеоло-гии, которая не допускала никаких альтернатив, переоценка места человека в собственном социуме, экономических и личностных приотритетов...
      Для некоторых этот процесс проходит весьма болезненно вплоть до глубоких разочарований и до смыслоутраты своего су-ществования в пространстве новорождающегося социума. Трудно в одночасье перестроить всю свою жизненную философию, методично прививавшуюся десятилетиями… Появились не только бомжи в буквальном смысле этого слова, но и идеологические, политические, моральные, а вернее, аморальные бомжи. С утратой прежней морали значительная часть теперь уже бывшего советского народа утратила идеалы, надежду на «светлое будущее».  Надо вспомнить, что у советских граждан всегда в запасе, что подчас утешало, было «светлое будущее». Поэтому по поводу неустроенного настоящего особо не переживали. Свято верили: мы будем жить при коммунизме! Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!… Интересно, в кои-то веки и где сказка в масштабах страны с 250-миллионным населением превращалась в быль… По-моему, в природе подобного не случалось… Но верили же! Пили и верили, верили и пили, и вступали в партию, и принимали новые социалистические обязательства и бесконечно рапортовали… Вообще, надо же было добровольно участвовать в таком безумном эксперименте. И вот эксперимент кончился, начался другой и многие жалуются, что утратили идеалы…
    Но дело-то в том, что истинные идеалы были утрачены, вышиб-лены и вытравлены из нашего сознания еще раньше. Со времен большевизма, со времен воинствующего атеизма. Приходят и ухо-дят политические партии, меняются властные режимы и вместе с ними жизненные приотритеты.
    Однако от века существуют ценности непреходящие, общечело-веческие ценности духовно-нравственной категории – такие, например, как понятие Отчизны, христианское отношение к миру и к своим ближним. Разве изменилась ценность такой христианской заповеди, как «чти отца своего», или «не убий», или «не укради» и другие, в основе которых заложена любовь к ближнему, к тому ближнему, с которым созидаешь жизнь по законам любви и добра.
    Казалось бы, теперь-то самое время начать прозревать, время каяться, время собирать разрушенные святые камни, лечить душу…
Но явились новые искушения т.н. демократией, вседозволенностью, этакой квази-свободой, к которой постсоветское общество оказалось не готовым. Ваучеризация в невиданных масштабах нарушила заповедь «не укради». Тут все понятно без комментариев. Это стало возможным благодаря привитой нам со времен социализма гражданской законопослушности.
    Да, мы начинаем вспоминать о своих православных корнях.
    Но на фоне этого продолжает нарушаться такая основополагаю-щая заповедь, как «не сотвори себе кумира». Кумиры продолжают активно сотворяться, и особенно при участии ангажированных СМИ. Это в первую очередь кумиры-однодневки шоу-бизнеса, поп-арта, импортные супер-киногерои и герои мультиков с бесконечной демонстрацией всех видов насилия и разрушения. Такой эмоциональной нагрузки и давления на детскую психику не было никогда. Добавим сюда все импортные аксессуары моды и псевдо-моды.
    Я тут за весь день не увидел в Москве ни одной девушки в юбке. Юбка и платье становится архе-типом… Как и улыбка на наших лицах… тревожные симптомы, согласимся…
    Однако вернемся к нашему краеведческому сборнику. Не звучит ли это слово и понятие неким диссонансом современному бытию – КРАЕВЕДЕНИЕ. И вообще, чем мы тут и зачем занимаемся. Это, кстати, ключевой вопрос не только для меня. Но я на него отвечу совершенно определенно. Синонимолм понятия краеведение является – родиноведение, которое начинается с любви к родине и воспитывает эту любовь. Поэтому могу однозначно сказать, что краеведение начинается с краелюбия. И нужно подчеркнуть, что Краеведение – отнюдь не цель, а средство из духовно-культурного арсенала прочих многочисленных и важнейших, я бы даже сказал, незаменимых и жизненно важных средств, позволяющих нам не стать иванами, не помнящих родства. А угроза этого вполне реальна, что и наблюдается в разных сферах жизни…
    Национальное обезличивание - особенно опасный симптом для молодого поколения, которому мы передадим страну в наследство, как дело жизни всей череды поколений наших предков-славян, положивших жизни на создание, развитие и процветание нашего невиданного по потенциальным возможностям государства – нашей Руси, нашей России.
    И вот выращивая и воспитывая будущих хозяев нашей Отчизны, мы должны помнить о лучших традициях гражданского воспита-ния. Невозможно полюбить то, чего не знаешь. А краеведение зна-комит маленького человека с его малой родиной, а через нее со всей державой, ибо каждое конкретное историческое пространство, в том числе и наш родной край, наш город, село, деревня, наш род и даже отдельная семья не просто отражают в себе, как капля отражает океан, судьбу Родины, а являются непосредственными участниками и творцами нашей отечественной истории.
    В связи с этим еще раз хотелось бы обратить внимание будущих читателей сборника на его авторский эпиграф, которым теперь от-крывается каждое издание. Позволю себе озвучить его: «Каж-дый….».
   - Действительно, Виктор, эти ваши слова, заставляют по-новому и значительно серьезней взглянуть на сохранение па-мяти о каждом человеке. И видимо, у вас уже есть конкретные примеры в плане реальной помощи вашего сборника
    Этот эпиграф во многом проясняет и мою авторскую позицию и принцип составления, формирования сборника. Это своего рода концепция всех моих краеведческих книг, число которых перевалило уже за десяток. Отмечу, что наши издания – это не развлекательное чтиво, а своеобразные справочные пособия для тех, кто достаточно серьезно изучает местную историю, и, возможно, восстанавливает свое родословное дерево. Тогда каждое найденное имя обретает особую ценность для исследователей родной старины. Не в похвалу себе, а для примера скажу, что получил уже не одно благодарственное письмо из разных уголков нашей страны, где осели на жительство наши земляки. Это, не говоря уже о Москве и области, еще и Украина, и Сибирь, и Прибалтика, и даже Дальний Восток.
    Люди находят имена и факты из биографии своих родственников и семей, которые, казалось бы, навсегда канули в Лету. И вот наши многолетние архивные разыскания, можно сказать, поднимают на свет и вводят в научный обиход десятки, сотни и даже тысячи различных имен и фактов. Например, в моем Словаре-справочнике дореволюционных фамилий павловопосадцев приведено свыше 6 тысяч имен. Наверное, именно поэтому, что приятно отметить, Словарь пользуется популярностью среди земляков, неравнодушных к истории своего края, собственного рода или семьи.
   - Действительно. Ваш словарь фамилий не увидишь в мест-ных киосках, да и не во всех библиотеках он есть. Стал раритетом. Видимо, вам стоит серьезно подумать о переиздании этой полезной для города книги. Виктор, а какой раздел нового сборника содержит набольшее количество имен и фактов? Какой материал вы опубликовали именно по этим мотивам?
   - Это протоколы городского общественного управления Павлов-ского Посада за 1908 год, т.е. документы 100-летней давности…
Здесь отражена практически вся общественно-экономическая жизнь посада, и приведено около двухсот фамилий павловских обывателей…  В конце публикации приведен список городских уполномоченных, из которого видно, что городским старостой в 1908 году был мещанин Иван Яковлевич Кулаков, а его помощни-ками Константин Алексеевич Масленников и Иван Васильевич Удалов.
    И что особенно важно, в приложении к этому материала приве-ден список соответствий старых и новых названий Посадских улиц. Я знаю, что некоторые покупали словарь только из-за этого списка, поскольку такой полной информации больше нет ни в одном издании.

   - В самом деле, без этой информации трудно ориентироваться и в картах старого посада, да и в старых публикациях тоже. Потом это может пригодиться и для будущего возвращения улицам своих исконных названий. Вы допускаете это предположение?
    - Более того, я уверен в этом. Просто это дело времени. Все это уже не раз было в нашей истории. Начнется кампания по всей стране, и нас коснется непременно. Но сами мы вряд ли проявим подобную инициативу. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что Большой Покровской улице мы все же вернули исконное название. Это заслуга нашего экс-главы Геннадия Дмитриевича Архипова и председателя районного управления по культуре Николая Михайловича Краснова. Так что прецедент есть… Кстати в этом же сборнике приводится фрагмент интервью Архипова, данного недавно газете «Истоки». Речь идет о сохранении исторического облика нашего города. Если позволите, я зачитаю этот характерный фрагмент и наш комментарий к нему.
Интервью Архипов-Калмыков, стр.77.

    - Да, тема затронута больная, но, безусловно, актуальная. И все же, Виктор, на этом фоне есть ли какие-нибудь положи-тельные моменты относительно сохранения исторических или историко-культурных памятников Павловского Посада?
    - К счастью, такие моменты есть, хотя их и не так много, как хо-телось бы. Отдельная глава нашего сборника посвящена рассказу о воссоздании часовни на Карпоской улице. Публикация называет-ся «Часовня Федотовых на Меленках». Это история возрождения семьей Федотовых Петропавловской часовни, которая стояла возле федотовского дома еще с 19 века. В 1932 году она перестала существовать одновременно с Покровской часовней в память героев 1812 года, что высилась на берегу Вохны недалеко от Воскресенского собора. Инициатором возрождения Петропавловской часовни стал Дмитрий Константинович Федотов, известный горожанам как зав. травмотологическим отделением ЦРБ…

    - Ну, что же, можно сказать, что этот ваш материал вселяет уверенность в том, что наше гражданское сознание возможно со временем созреет до такой степени, что мы начнем более трепетно относиться ко всем нашим святыням, особенно если они имеют ценность и значимость как исторические памятники.
   - Дай-то Бог дозреть нам до такого состояния, чтобы наши благие намерения воплощались на благо и процветания нашего маленького, но исторически значимого города. Но само ничего не делается и не происходит. Необходимое гражданское чувство нужно и можно воспитывать. Именно с этой целью в качестве примера, на мой взгляд, идеального отношения к восстановлению истории своего рода в седьмом сборнике «Вохонского края» опубликованы мемуары замечательной женщины Александры Владимировны Плоховой, ныне москвички, но предки которой происходили из деревни Андроново, что располагается в заклязьминской части нашего города, за деревней Гаврино – между карьером Байкал и Заозерьем. Сейчас деревня Андроново называется улицей Руфины Красавиной. Мы объясняем, как это произошло, и анализируем - насколько правомерны подобные переименования. В самом деле….


Фото В. Ситнова "Взгляд из Прошлого", вид с колокольни Воскресенского Собора.


Рецензии