С кем общаться?

Будь осторожен с теми, с кем общаешься.
Эпиктет

То, что человеческие отношения хрупки и непостоянны, знают многие. Причем, порой трудно понять, почему тот, кто еще недавно с вами радостно общался, внезапно и резко прерывает ваши дружеские или приятельские отношения.
«Ещё вчера в глаза глядел, а нынче – всё косится в сторону», – эти строчки
 М. Цветаевой можно отнести не только к утраченной любви, но и вообще к разрыву любой тесной связи.

Как поступить в этом случае человеку, которому больше не хотят глядеть в глаза, если он не знает за собой никакой вины  и не понимает причины такого к себе отношения?

Вот что советует древнегреческий философ-стоик Эпиктет:

«Мы не можем контролировать впечатления, которые другие формируют о нас, и попытка сделать это только унижает наш характер».
Эпиктет

Конечно, контролировать других мы не в состоянии, но понимать, что происходит, хотелось бы. Возможно, кто-то оговорил или даже опорочил нас в глазах нашего бывшего друга. Надо ли выяснять отношения?

«Не обращайте внимания на то, что о вас говорят, потому что это, в конце концов, не ваша забота».
Эпиктет

Если просто перестать об этом думать, не пытаясь понять, то как сохранять отношения с друзьями?

«Главное –  общаться только с теми, кто возвышает вас, чье присутствие пробуждает в вас все лучшее».
Эпиктет

А вот какую интересную мысль на эту тему высказал мудрый М. Монтень:

«Я настолько люблю сбрасывать с себя бремя каких бы то ни было обязательств, что порою почитал прибылью различные проявления неблагодарности, нападки и недостойные выходки со стороны тех, к кому, по склонности или в силу случайного стечения обстоятельств, испытывал кое-какое дружеское расположение, ибо я рассматриваю их враждебные действия и их промахи как нечто такое, что целиком погашает мой долг и позволяет мне считать себя в полном расчете с ними».


Можно ли считать прибылью нанесенный нам моральный ущерб:
ведь разочарование в одном человеке иногда подрывает доверие к людям вообще? И надо ли резко прекратить всякие сношения или сохранять их формально?


«И хотя я продолжаю платить им дань внешнего уважения, возлагаемую на нас общественною благопристойностью, все же я немало сберегаю на этом, так как, делая по принуждению то же самое, что делал и раньше, движимый чувством, я тем самым несколько ослабляю напряженность и озабоченность моей внутренней воли, которая у меня чрезмерно настойчива и беспокойна, … и эта экономия до некоторой степени возмещает ущерб, причиняемый мне несовершенствами тех, с кем мне приходится соприкасаться.
Мне, разумеется, неприятно, что они теряют в моих глазах, но зато и я не очень внакладе, так как уже не считаю себя обязанным расточать им в такой мере свою внимательность и преданность».

Все это, конечно, справедливо, но очень грустно. Ведь недаром замечательный писатель А. Сент-Экзюпери считал, что «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Впрочем, роскошь доступна не всем.

А потому вернусь к древнему мудрецу:
«Не ищите добра извне, ищите его внутри себя, иначе вы никогда его не найдете».
Эпиктет


     (Рисунок В. Михайлова)


Рецензии
Как сказал когда-то Иоанн Златоуст: - "Всё мировоззрение, философию и психологию человека, (как и общение), можно выразить двумя словами - Хочу, нехочу".

Т.е. - желание.
Ну и зависимостями человека (грешностями, страхами, страстями, внушениями, немощами и пр.), которые и определяют эти желания.. приученные (воспитанные, навязанные), благоприобретенные, эмоциональные или мечтательные.
Или же - самовзращенные разумные, что много более предпочтительней.

Все же желания - исполняются.. в сакральности, наяву или намешанном взаимоисключении, т.к. страхи и сумления суть тоже желания.

...Например, если девушка или парень желает по естеству - любви близости, вожделения, статуса или иного самоудовлетворения (в слабости характера или неразумия), то и получает это, в вариантах соответных же партнеров.. Что и выливается чаще в скороприходящих разочарованиях, пресыщенности, иных несоответствиях и.. разводах.
Ну а если в главенствующем твердом желании и вере - крепкая семья и дети, по Божиему устроению.. то тогда именно вторую половинку и дарует Творец, иногда и нечаемыми путями.

Ну и так, по сути, практически во всём, как и в общении..

Т.е. чем боле минусов в себе, тем больше минусов в судьбе.
Желание.
- Хочу - как есть и хочет Истина.
или
- Хочу, чтоб Истина была как я хочу...
(потом же плАчу и плачУ)

Сергей Одиниз   15.11.2021 12:31     Заявить о нарушении
Конечно, Вы и И. З. правы, но жизнь не всегда дает такой выбор ("Хочу, не хочу"). Подчас еще - приходится, ведь мы живем среди людей, и они очень разные.
Конечно, пожив и набравшись опыта, уже лучше понимаешь степень допустимой близости. Но порой необходимость заставляет общаться с людьми, весьма неприятными, и надо соблюдать осторожность (что не всегда выходит).
Вот тогда и " плАчу и плачУ", как Вы точно сформулировали.

Эрлена   15.11.2021 13:50   Заявить о нарушении
Всё много-много проще, голубушка.

Нас никто не обязан любить и благодушествовать нам.. - это мы, каждый, обязаны любить, и терпеть, и нести, как Сама Любовь в нас и есть Высшее и награда человеку, в нём: -
- "Любите врагов ваших (личных), гнушайтесь врагами Божиими и сокрушайте врагов Отечества".
Как Источник жизни, Господь, любит и терпит всех, и печется о всех, а мы не от чего-то там.. но сотворены - по Образу и Подобию Божию...

Как говорится: - По сеньке и шапка -
Потому и каждый (со своими родовыми свойствам, навязанными-приученными качествами, пороками, грешностями и немощами, до смертного часа может покаяться-перемениться.. в том числе и нашим терпением-любовью. Или просто жалением. А мы уж горазды, и осудить, и посетовать.

В том, одновременно, и общение, и с Вышним и с ближним. Соответно и Свыше посылаться нам будут и лучшие и лучшее для нашего междусобойчика, и для.. ) тренировки наших качеств. или по претенциозности нашей - подхватывать будем от низших, понтоватых, лукавых и злых, в заодности..

Без усилий не бывает ничего лучшего, ни внутри, ни вовне. Как и жертвуем либо худшим, ради лучшего, либо наоборот..

Лаконичная душеология: - Чем больше пользуешься, того и больше. (лени, или трудолюбия, Божиего или наоборот, любви или сетования, терпения или истерики, чести или лукавства, силы или слабости...)

Сергей Одиниз   15.11.2021 14:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.