Александр Первый в Кологриве
Октябрь в Кологриве наступил как тайна:
Сюда из Вятки в Вологду сам царь проехал,
Но что-то здесь так средь тайги сверкнуло,
Что через год уж нет царя. Вдруг новый старец
Явился в Томске, ныне не разгадан.
Кто ж ты, почтенный ясновидец Фёдор Томский?
Ты видишь нас, а мы тебя не знаем,
Наслышаны премного, был святым,
Остались слухи – что в них достоверно?
В Парфеньеве царь матерь поминал,
Дарил хозяйкам перстни, деньги, ласку.
Поднялся в кологривский горний храм
(Ему же даровал соборное значенье),
Там явленна икона пред тобой
Из Княжей пустыни – она сокрыла тайну,
Она тебя призвала в скрытный путь,
Совет дала телами обменяться
С фельдъегерем Масковым - всё она?
… Хожу по Кологриву, но с опаской,
Вдруг из-за сосен выскочит, с воды,
И в золотистых иглах засверкает
ЧуднАя тайна, русская судьба –
Плоть ветхую отбросить, устремиться
К простому быту, в святость, ведь не зря
Поёт здесь «коло» - круг, вращенье новой жизни.
Был где-то старый Кологрив,
Свой круг прошёл – теперь он новый.
13 марта 2021 года – для сборника «Кологривские заплатки».
В октябре 1824 г. во время Вятского путешествия, из Вятки в Вологду, император Александр I проездом побывал и в Кологриве. Прежде он был в Парфеньевом посаде, где 14 октября (в день рождения своей матери Марии Фёдоровны) молился в храме, а потом одаривал священника, причт, а также принимавших его хозяев с жёнами.
Одна из легенд дома Романовых гласит, что император Александр I, скоропостижная смерть которого в Таганроге 19 ноября (1 декабря) 1825 г. поразила всех, на самом деле была инсценировкой, позволившей ему резко переменить жизнь и стать неизвестным никому аскетом-молитвенником. Позднее явившийся в Томске старец Фёдор Кузьмич многими был воспринят (и воспринимается ныне), как бывший царь Александр. Вместо императора в Петропавловском соборе Петербурга был погребён фельдъегерь Масков, в семье которого было предание, что их предок похоронен в императорской усыпальнице.
В 1817 г. указом императора Александра I Успенская церковь получила статус городского собора. Превращение церкви в собор было связано также с перенесением сюда чудотворной иконы Успения Божией Матери из бывшего монастыря Княжая пустынь. Икона эта считалась явленной и была главной святыней храма.
В языке Древней Руси слово «коло» - круг (колечко, околица и т.п.). Оно есть, как часть, в имени города Кологрив. Причём, нынешний город – это Новый Кологрив. В 1727 г. кологривский воевода Иван Рогозин перенёс город на новое место, на 40 км ниже по течению реки, в село Кичино. В 1778 г. оно было переименовано в уездный город Кологрив.
Свидетельство о публикации №121031305599