Демокрит. Удар материи
Демокрит.
Теперь, если мы применим к начальным демокритовским положениям, некоторые наши научные или околонаучные представления для того, чтобы ещё раз полноценнее увидеть эту "картинку", то у нас получится...
Великая Пустота или Великое Безразличие испытывает флуктуации, если хотите можете назвать её Абсолютным Вакуумом или бесформенной энергией, как вам будет угодно, и в её флуктуациях возникает некоторое "нечто", скорее напоминающее волны или складки. Понятно, что такие волны или складки неустойчивы, и также понятно, что они "трясутся" или "вибрируют" - будучи всё тем же самым Великим Ничто. Но это ещё не демокритовские атомы, и как раз в силу того, что у данных флуктуаций нет устойчивости.
Однако, если такие флуктуации "накладываются" одна на другую или же наоборот вступают в анти-резонанс, то они уже взаимодействуют друг с другом и это даёт им повод "быть тем, что они есть", а не одним лишь Великим Ничто. Всякое нечто, которое взаимодействует с другим нечто становится атомом - определённым видом, формой или идеей бытия. И здесь мы подходим ко второй идентификации демокритовских атомов - они всегда уже "какие-то" - по виду, положению или порядку. Следовательно всё то, что было только флуктуацией и бесследно исчезло не становится атомом. Атом же - это то, что испытало воздействие другого. Что сплелось с ним, пусть даже и отталкивая его.
И вот этот атом, именно и только он и становится "материей" - то есть тем, что можно назвать основанием нашего мира.
Когда Аристотель вводит в свою философию понятие "материи", то он мыслит её как некоторый всегда имеющий место субстрат - чем бы он ни был. Никто не знает что он есть на самом деле, но всем известно, что он "есть". Но Демокрит проникает своей мыслью глубже - Демокрит пытается показать нам как возникает сама материя нашего мира. И как нам надо мыслить то, из чего она возникает.
Все миры возникают случайно - говорит Демокрит, - но все они развиваются в строгой необходимости. Ну ещё бы! Ведь атом и есть сама необходимость - где уже в действительности существует атом, там уже в действительно существует его взаимодействие с Другим - с другим атомом. Материя бесконечно пластична не потому что она "есть", а потому что её основанием является сама безосновность, само Великое Безразличие или Ничто. Материя - "материализуется" оттуда. И несёт на себе нагрузку этой всевозможности (исорропии). Однако материя несёт на себе уже и нагрузку необходимости, как сказал бы Гегель - она есть первый синтез "нечто" и "ничто".
Если мы "видим" перед собой атомы, значит материя уже произошла. А раз материя уже произошла, то на неё можно опираться, и вот возникают целые миры - необходимости и законы которых, между тем, в Великом Безмолвии Великого Ничто - всего лишь случайность.
Демокрит не просто играл противоположностями, он их так выстроил, что всё стало глубоко понятным. Единожды возникшая материя не способна сбежать от собственной необходимости. Если наш мир однажды приобрёл такие законы, то он по ним движется. Но это вовсе не значит того, что во Вселенной невозможны и совершенно иные законы. Именно поэтому есть бесконечное множество миров - говорит Демокрит.
Чем больше атом "матереет", тем больше он получает возможности никогда не исчезнуть, это означает, что в плане Великого Ничто у него отнимаются возможности быть совершенно разным - теперь атом ТАКОВ и только ТАКОВ - вопреки всеобщему принципу "не более таков, чем инаков". Так возникает Великое Противоречие природы самой себе.
Атомы и пустота, как её действительность выглядят как бездна и висящий над ней - над этой ужасающей бездной "покров" или "трамплин" для создания Космоса. Космос уходит в пустоту всеми своими атомами.
Куда было Аристотелю угнаться за таким колоссальнейшим воображением!!!
По имеющимся у нас фрагментам, свидетельствам и событиям жизни, мы смело можем предположить, что Демокрит обладал самым развитым и самым богатым воображением среди всех древнегреческих философов. К нему испытывал ревность не только Аристотель, но и Платон.
Свидетельство о публикации №121031300410