Счастье по Аристотелю. Житейская комедия

Античный философ Аристотель (р. в 384 г. до н.э.) различает трагедию и комедию по следующим основаниям:
1 герои трагедии — люди высокого положения, комедии — всякий сброд;
2 предмет трагедии — события великого общественного значения, комедии — повседневные происшествия из частной жизни;
 3 трагедия, как правило, основана на исторических событиях (мифах), тогда как сюжет комедии полностью выдуман автором.

 Опираясь на мировой авторитет величайшего мыслителя древней Греции, можно констатировать, что жизнеописание жизни какого-нибудь современного Главы Государства (скажем — ВВП) — будет являться классической ТРАГЕДИЕЙ.... Но это просто пример, поясняющий учение Аристотеля. На самом деле, я не собираюсь писать Трагедию о жизни ВВП. Я хочу, используя принципы учения Аристотеля и жанр комедии (как повседневное происшествие из частной жизни), показать всем, как учение Аристотеля могут помочь нам разобраться в повседневных житейских проблемах и обрести счастье....

1-й пример:
«В нравственно неоднозначных ситуациях, если намерения у вас благие, иногда вполне допустимо использовать сомнительные методы» -Аристотель

 Аристотель учит нас, что ударить человека — это злодеяние, если намерением ударившего было оскорбить, причинить боль жертве или получить удовольствие самому. Однако, если удар был нанесен в порядке самозащиты, винить ударившего не за что. 
Этой мудрой, философской, высоконравственной мыслью древнего мыслителя умело воспользовался Спикер Госдумы г-н Володин, когда публично оправдал действия полицейского, ударившего женщину в живот, заявив, что «полицейский выполнял свой долг, когда на него напала женщина, и страж порядка был просто вынужден, в порядке самозащиты, ударить человека (женщину) в живот!»
Очень хочется надеется, что пострадавшая женщина воспримет свершившееся с ней злодеяние, правильно, по Аристотелю, и не будет из житейской «комедии» делать трагедию!

2-й пример:
«Взять что-то без ведома владельца — это кража, если она совершается с намерением оставить взятое себе и тем самым навредить владельцу, но — благо, если служит благому делу»
Вот житейский пример. Полицейские позаимствовали чью-то частную машину, чтобы срочно спасти себя от смертельной жажды и успеть добраться до ночного магазина, в поисках утоляющего жажду крепкого напитка. Ну понятно же, что полицейскими двигала необходимость «спасти свою человеческую жизнь от жажды»! Так что это вовсе и не кража....
И ещё одни житейский пример. Министр обворовывает своё собственное министерство, ради удовлетворения запросов своей любовницы. Ну разве это кража? Это — пример благородного, рыцарского отношения «героя» к возлюбленной! И, несмотря на то, что министр является по Аристотелю «героем трагедии», всё это благородное житейское действо превращается в комедию! Никто не наказан, и все счастливы!

3-й пример:  Проблема нравственного выбора.
Соседского ребенка, кажется, бьют его родители... Кажется, что бьют или не кажется? Сообщать, куда надо или не сообщать?
На этот сложнейший нравственный вопрос, в нашей стране, пожалуй, ещё не найден достойный ответ, а вот в Европе и в Америке — давно уже ответ на этот вопрос найдет: сообщать!
Вам кажется, а может и не кажется, что ваш начальник - «хронический коррупционер». Сообщать куда надо или не сообщать? Так действовать или бездействовать?....
Этими вопросами нравственного выбора задался ещё почти 2400 лет тому назад сам Аристотель! Но ответа на них не нашел.... Так что нам всем самим придётся самостоятельно решать проблемы нравственного выбора.
 «И в чем мы властны совершать поступки, в том — и не совершать поступков, и в чем от нас зависит “нет”, в том — и “да”. Следовательно, если от нас зависит совершать поступок, когда он прекрасен, то от нас же — не совершать его, когда он постыден» - Аристотель.


Рецензии