Перемывание костей или Обряд повторного погребения

"Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не
 становимся другими только потому, что умираем."
 ............ ............/ Мишель де Монтель ( 1533 - 1592 )

 ............/ + -|R,- (@))*

 Мы в праздник можем рисовать   
 кресты и их носить на спинах.
 В костюмах нас нельзя узнать,
 в смертельных свиду мешанинах;
 в сомбреро черных и плащах,
 с гробами маленькими в связке*,-
 из нас тут каждый в страшной маске:
 в костях, с костями, на костях!
             
 Мы видим всех, кто видит нас:
 других по своему,- таких же  ^  (!)
 Выходим больше в поздний час,
 к спокойной полночи поближе.
 Нас европейцам понимать,
 а азиатам  не смутится*;
 ведь с мертвыми нам не проститься,
 и кости вечно промывать!
            
 Не в дикости, не на крови,
 а только с пылью сладковатой;
 покажется, что впереди
 не облака плывут, а вата,-
 с бардовым отсветом везде,
 где не пугает, умиляет;
 о мертвецах здесь каждый знает,
 и хорошо - как о себе   ^   (!)
            
 С костей смывается земля,-
 и пыль, с которой все сроднилось!
 Мы разложили для себя
 всех, кто еще не растворились...
 Самим же думать о себе,
 но вспоминая тех умерших,
 которые все на лотке
 под взглядами зевак приперших.*

 ............/3,5,7,- 12 << ... >> 2402 ^ ( S/P ) ................/A\V/A\W/A\

( в д с ) - в данном случае - на фото ( internet ) Катрина ля Муэрте; только
напоминающую легендарную La Calavera Catrina  или Catrina Ljazmun a Calavera
Gardancera ("Изящный скелет", "Элегантный череп") - это цинковый офорт( раз-
новидность печатной графики )1910-1933 гг, выполненный мексиканским гравером,
иллюстратором карикатур и литографом Хосе Гуадалупе Посада. Ла - Катрина ста-
ла символом Мексиканского Dia de Muertos, или "День Мертвых".

ИЗЛИШНЕ ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ ЛЮДЯМ ПРОСЬБА НАПЕЧАТАННОМУ В ДАЛЬНЕЙШЕМ:
ВНИМАНИЕ НЕ УДЕЛЯТЬ, И НЕ ЧИТАТЬ - СОВСЕМ!

( в д с )выражение "перемывать косточки" пришло из глубокой древности, и появило
ось с обрядом "вторичного погребения".У славян,как и у других народов существовал (а, где - то еще и существует) обычай, когда через несколько лет(везде по разному ) после смерти человека, его останки выкапывали из земли, перебирали и промывали, а затем перезахоранивали. В процессе перемывания костей вспоминали по-койного,говорили о нем...  Отсюда, как раз и пошло выражение: "перемывать кости",- в значении "говорить о ком либо" ( первоначально в нейтральном или положительном ключе ). Со временем фраза приняла эмоциональный отрицательный оттенок и стала в большинстве своем означать "сплетни"-недоброжелательное обсуждение кого либо.Сам же обряд в нашей стране дошел и до наших дней, в большинстве случаев у монахов ( пример:"Киево-Печерский монастырь"),- ( в д с )речь идет, также и об Афоне (Гора- крупнейшее в Мире сосредоточение православного монашества на полуострове Айон-Орос на северо-восточном побережье Греции, между заливом Айон - Орос и Иерисос Эгейского моря ); и в первом, и во втором случае этот обряд делается в пользу нехватки земли;и там,и там с полезной землей дела обстоят не очень хорошо...
Дело заключается в верованиях самих монахов... Дело в том, что при выкапывании из так называемых "дежурных могил",в которых тело находится "определенный срок", монахи обращают на состояние тел умерших братьев, и если тело на протяжении дан-ного времени зловонно, и по сути своей тленно, то не сразу ( телу дается еще шанс - помещая ее в туже могилу )останки монаха выбрасываются в море ( Афон ), а на земле монастыря ( Киево -Печерская лавра ) вывозятся на общее кладбище... Ежели тело монаха мироточит( необъяснимое до сих пор ) и нетленно, то в этом случае на "Афоне" выбивается,а чаще всего уже заранее выбита в скальной породе ниша,и остан ки помещают именно в нее... В случае же с монастырем,опять же на примере Киево-Печерской лавры,нетленные останки помещают в специальные отсеки(помещения)под самим Монастырем(сеть подземных ходов,проходов); в подтверждение данных слов "Повесть временных лет" сообщает, что в 1044 году по распоряжению Ярослава Мудрого были извлечены из могил кости Олега и Ярополка - братьев Владимира Крестителя. Над останками князей провели обряд крещения, затем похоронили в церкви... Более тщательная информация находится в интернете и имеет точные опре- деления, и заголовки...

(*)-"...в сомбреро-черных, и площах,с гробами маленькими в связке..."-( в д с )  речь идет о мексиканском празднике "День Мертвых",проходящего ежегодно 1 и 2-го  ноября, кроме Мексики празднования проходят; Гватемала, Никарагуа,Гондурас,Сальва дор, и США  - в местах, где проживают "мексиканские общины".Сам праздник продолжа ется три дня, начиная с подготовки ( 31 октября ). По повериям в эти дни ( ночи ) Души умерших родственников посещают родной дом.Традиция восходит к индейцам Майя, и ацтекам, которые приносили дары богине Миктлансиуатль, и сооружали стены с изо бражением черепов - цомпантли."Маленькие гробы в связке",- в данном конкретном случае - это сувениры, каких много продают на улицах городов, сел, в праздничные и не только дни... Всевозможные игрушечные гробики со скелетами,часто продают "в связке" с другими атре- бутами этого неоднозначного праздника...

(*) - "Нас европейцам понимать, а азиатам не смутиться..." -( в д с ) речь идет о тех же обычаях "вторичных погребений",которые были широко распространены и в Евро пейских странах тоже... в основном на Балканах; в Сербии, Боснии,Герцеговине и Далмации, северо - западной Словении, спорадически ( единичный,от случая к случаю ) в Хорватии, в северной и юго-восточной Болгарии,-а также в греческой Македонии, в православной Албании и Румынии.Данному обряду имеет место быть и в Чехии... В Европе до сих пор сохранилась катакомбная культура захоронения.В европейских стра нах в средневековье царили: ужасающие дикость и хаос,- селения и города погрязли в  зловонных нечистотах и мусоре... Болезни стали овладевать все больше и больше вылившись в эпидемии ( чума и не только ),которые опустошали целые города. Захоро нения устраивали даже в самих церквях...
А вот на Сицилии в городе Палермо есть подземелье(катакомбы),где находятся тела, скелеты усопших в нарядах прошлых веков. В часовне святой Розалии, в одном из гро бов можно увидеть тело двухлетней девочки - Розалии Ломбардо.Вокруг тела этой ма лышки ходит множество легенд,одна из которых гласит,что после кончины дочери безу тешный отец не смог принять факт смерти любимой дочери и расставания с ней. Он обратился к известному в то время бальзамировщику Альфреду Салафии с просьбой сохранить тело нетленным.Тело девочки долгое время хранилось в так называемых "Катакомбах Капуцинов". С того момента туда стали сносить тела умерших, место это обладает особой атмосферой, температура ниже, чем за стенами,а царящие в огромном склепе тишина и полумрак добавляют остроту ощущений... Сами катакомбы возникли на месте захоронения монахов монастыря.Некогда обосновавшиеся на этом месте монахи - капуцины,в 1534 году под алтарем Святой Анны в церкви Санта - Мария-делла - Паче, создали кладбище, где хоронили братьев монахов.В 1572 г. сообщество возросло и одной общей могилы стало недостаточно. Вот именно тогда используя на этом месте пещеры монахи расширили кладбище,после завершения создания"крипты",усопшие братья - монахи были перемещены из старого в более обширный склеп. Все тела,скелеты нахо дятся стоя - в подвешенном состоянии...
А(,)где-то в Юго-Восточной Азии обычай по прошествию определенного срока выкапы вать умерших, наряжать их в наряды, усаживать за стол - является вполне обычным делом...Желающие могут погуглить про праздник "Манене",но в предупре ждение будет сказано: фотографии (видео)с таких мероприятий не для слабонервных!Вообще ритуалы (обычаи)в Азии не только шокируют,но и  приводят в ступор. Многое можно умолчать из-за дикости,- по разумению.Здравый ум отказывается понимать и обычаи во Вьетна ме, где, из -за нехватки все той же земли( кладбище ), покойников складывают в ящики,но ужасное заключается в том,что специально обученные люди,а чаще всего это немолодые,старые женщины, у трупа,который еще не успел сгнить счищают (среза ют) куски мяса, разрезают сухожилия, чтобы потом разделить скелет (тело)и"компактно" разложить в специально небольшой ритуальный ящик. Индийские же сжигания тел на Ганге из-за нехватки средств,где тела не сгорают полностью,и попадают в священные воды почти целиком.Тут же люди (паломники)совершают омовения, стирают свою одежду и чистят зубы-промывая рот из той же водой реки Ганг. На Бали мертвых не хоронят в земле,их тела относят к произрастающему в этих краях священному дере ву Menyan Taru, которое поглощает неприятные запахи. Именно сюда озерные жители изо всех окрестных деревень привозят своих мертвецов.Для балийцев озеро Батур-обитель Деви - Дану, богини горных озер, одна из самых важных святынь. Вот, что пишет об этих местах и живущих на них людях Мария Белова:

"Вокруг озера живут анимисты - в отличие от индуистов они не кремируют умерших,
а складывают под деревом.Священное дерево мертвых поглощает все запахи.-...там
люди теряют мясо.Священные силы лишают их запаха.Земля отбирает.Затем мы убира-
ем кости и забираем черепа, которые ставим вот сюда...- слышу я местного, ука-
зывающего на соломенные пирамидки.Потом он показывает на фрагменты древней
лестницы и черепа..."  ( 24.09. 2014 )

На острове Сулавеси в Индонезии у местных жителей считается, что необходимо во
время похорон убить, как можно больше быков ( буйволов ), чтобы Душа умершего
непременно вознеслась на небо... Порой покойники ждут своего часа, пока родные
соберут нужную сумму, чтобы оплатить издержки самих похорон.
Но самое главное заключается в том, что труп находится дома все это время,
а от мух его укрывают тюлем и марлей...

(*) - "...которые все на лотке, под взглядами зевак приперших." - ( в д с )речь
идет все о том же празднике "День Мертвых",и манипуляциях с человеческими остан-
ками прямо навиду у туристов и праздных зевак.

     *            *       *     *   *   *     *       *            *


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →