Мудрость Аттара
краткое описание глав - http://stihi.ru/2016/02/27/8141
Аттар Фарид-ад-дин Мохаммад бен Ибрахим ан-Нишабури (1148/51-1220 гг.)
- знаменитый персидский поэт-мистик. Родился в селении Кадхан около г. Нишапура. Аттар пошёл по стопам своего отца, занявшись аптечным делом и врачебной практикой. К идеям мистицизма приобщился ещё в юности. Аттар погиб в Илмапуре во время первого нашествия монголов на Иран.
В исследовании профессора Бади аз-Замана Фурузанфара, которое является одной из первых работ, посвящённых детальному анализу жизни и творчества Аттара, указывается, что он написал 6 серьёзных поэтических произведений: «Книга тайн» (Асрар-наме), «Парламент птиц» (Мантик ат-тайр), «Книга печали» (Мусибат-наме), «Божественная книга» (Илахи-наме), Мухтар-наме, Хусрау-наме. и одно крупное прозаическое, – «Поминание друзей Божиих» (Тазкират ал-аулийя). А также составил большой сборник лирической поэзии (диван). Наиболее известна книга Мантик ат-тайр («Беседа птиц» или «Парламент птиц», «Язык птиц») (ок. 1175), общим объёмом около 800 двустиший, относящаяся как к шедеврам поэзии, так и к наиболее авторитетным в традиции произведениям суфийской мысли.
Ритмичное переложение...
Симург
Тридцать птиц искали вечную царицу:
Птицу с именем Симург - зерцало света.
Много трудных испытаний зим и лета
Одолела стая, чтоб найти жар-птицу…
Были смерчи в том пути и камнепады,
Были засухи и беды наводнений,
Бури, ужасы великих потрясений.
Птицы верили:
Симург - вот их награда!
Но однако… та никак не появлялась,
И никто о ней рассказывать не смел,
Как найти и где же поискам предел…
А загадка эта в имени скрывалась!
Кто Адама научил всем именам?
Имя вещи знать - то значит управлять,
Пользу делу добывать и увлекать,
И с молитвой обращаться к небесам…
Да услышать хор волшебный - дар судьбе!
Дар тому, кто тайну Жизни постигает:
Тридцать птиц в едином имени летают,
Сохраняя и секрет, и свет в себе…
В суфизме Симург символизирует душу совершенного Человека, обладающего знанием божественной сущности. Эту сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть глазами. В поэме Фаридаддина Аттара "Беседа птиц" тридцать птиц под руководством мудрого удода отправляются в путешествие на гору Каф в поисках Симурга, своего Господина или царицы - Души. В ходе долгого странствия они преодолевают
Долину Поиска,
Долину Любви,
Долину Знания,
Долину Разлуки,
Долину Единения,
Пустыню Изумления
и, наконец, вступают в
Пустыню Уничтожения и Смерти,
где находится дворец их Повелителя. Там птицы с изумлением обнаруживают, что Симург, которого они искали, - это они сами (слово Симург означает на фарси "30 птиц"), что Он-Она живёт в их сердцах, очистившихся в ходе долгого странствия. Симург, таким образом, может быть истолкован как символ "духовного Единства".
ЖЕМЧУГА АТТАРА
эхо…
На дне находится твой клад.
А мир подобен талисману.
Я волшебством, как песня, стану -
Исчезнет внешний маскарад…
Найдёшь сокровища тогда,
Как талисман исчезнет твой,
И ты сольёшься с той волной,
Что поглотит его до дна…
***
Уж, если Бога любишь ты, тогда узнай,
Что твоё сердце это зеркало лица...
Смотря в него, ты видишь только лик Отца.
Там, во Дворце твой Царь.
Смотри, воспоминай...
***
Всё то, что Богом ты зовёшь, не он, а ты...
В любом названии и имени - мечты...
***
Костёр горит, сжигая сам себя, ведь он
Любовью истинною, божеской пленён...
Любое сущее, что сжечь себя стремится,
С первопричиною своей соединится...
***
Ты ничего не потерял, так не ищи!
Того, о чём ты говоришь, в помине нет...
Всё то, о чем мечтаешь ты, твой сущий свет.
Узнай себя, и многократностью взыщи...
***
Коль человек достиг желаемого, он
Уж не стремится ни к чему... и спит, как слон.
***
Нет ни на суше, ни на море драгоценней
Твоей умеренности, отрок мой бесценный...
***
Сидят в засаде ложь и страсть, высокомерье,
И сластолюбие, и жадность, да и гнев,
Каприз и ненависть, и сеют свой посев...
Объединившись, чтобы стать горой плененья...
***
Несомненно, даже буква из писания,
Это идол и завеса для познания.
***
Любовь влюблённого - огонь, а Разум - дым...
Когда придёт Любовь, то Разум отлетает...
Несведущ он в делах любви, и ум весь тает,
Но сам влюблённый остается молодым.
***
Эхо
Так, значит... Разум - есть последствия Любви?
Что на планете в атмосфере оказалась...
На солнце дыма нет! Любовь образовалась
В момент возжжения из тьмы, как луч зари.
И, если Разум - дым, то разуменье - тьма.
Во тьме всех знаний возжигается Любовь
И обращает токи мысленные в кровь.
Я помню этой тьмы... пространства и века.
***
Если желаемой цели достиг,
То от незнанья довольствуйся этим.
Что же искать ещё, что не заметил?
Нет оживленья - засохнет родник.
***
Нет ни на суше, ни на море
Богатства большего, чем то,
Чья суть умеренность. Но что
Ты ищешь: счастье или горе…
***
Всемогущего Бога Дауд вопросил:
Что за мудрость в явлении этом:
Человек, не рождённый поэтом…
- Чтобы скрытое Нами в себе воскресил!
***
Я восхваляю только мудрость. Без неё
Моей душе не нужно вовсе ничего.
***
В науке спора проявляется Она,
Принцесса Истина. А кто владеет Ею?
Осведомлённые наукою своею.
А опыт жизни не заменит труд ума.
***
Не в себе, а в Нём самом познавай Его.
Не от разума твой путь к Богу, от Него.
.
***
Я восхваляю только мудрость. Без неё
Моей душе не нужно вовсе ничего.
***
В кругу суфийском много разных мудрецов:
Гигантов знания, привратников у Бога,
Любви приверженцев, хранителей святого,
А остальные - вне названий, без концов.
Сказки Аттара в ритмах - http://stihi.ru/avtor/feana&book=29#29
Шейх Санан - поэмы, 22.05.2014 17:35
Муравей и Стрекоза - философская лирика, 03.06.2006 10:01
Дервиш и Принцсса - философская лирика, 09.06.2006 19:43
Город Шаха - философская лирика, 12.05.2008 08:49
Свидетельство о публикации №121031204792