Обзор зимнего лонга от Юлии Белохвостовой
В мою десятку вошли очень разные по уровню стихи. Возможно, не вошли те, которые сильнее, возможно, вошли довольно слабые – тут все имеет значение, и то, что читались они в разное время, и то, что где-то я увидела потенциал, а где-то – то, что интересно именно мне. Судить-выбирать стихи вообще дело неблагодарное и очень субъективное. Вот мой субъективный список.
11. Марианна Боровкова Вот так и приходит http://stihi.ru/2019/12/19/5394
вот так насыпаешь на чашу весов
потерь золотой песок
стоишь на ветру к декабрю лицом
и соснами на восток
а сосны качаются и поют
как выпившие друзья
и льнут к человеческому жилью
не зная что им нельзя
и звёзды крадутся бочком бочком
ссыпаются у крыльца
а небо лежит на земле ничком
и не шевелится
поставлены разом и шах и мат
объявлен разгромный счёт
вот так и приходит к тебе зима
и трогает за плечо
Хорошее, теплое и спокойное стихотворение, с доверительной интонацией, которую сразу же отмечают читатели. Образ сосен вообще прекрасен и очень хорошо очерчен. Не понимаю, правда, зачем оно написано без знаков препинания. Мода на такой прием давно прошла, а какой-либо надобности в таком написании здесь нет совершенно – нет потока речи или мысли, напряженности, драматизма или, напротив, задумчивости. Мне кажется, только выиграло бы стихотворение от нормального написания. Ну, и «весов» - «лицом» - это не рифма, конечно. Однако именно это стихотворение, за счет интонации своей, привлекает внимание первым из всего длинного списка.
12. Смагина Виктория Лейтмотив http://stihi.ru/2018/10/14/4542
в открытом «вчера» —
медный шелест летящих вдаль
рябиновых листьев и бархатцев горький цвет,
запев электрички, кошачий гоп-стоп скандал
и бабьего лета беспечный онлайн-привет.
срываются числа по вектору к тридцати —
уход по-английски привычен и не болит.
дожди навевают заезженный лейтмотив
собачьего вальса, где каждый диез скулит.
октябрь матереет.
и, цельсий сведя к нулю,
ссыпается снежить сквозь рваные облака.
«скучаю, люблю» сокращается до «ску-лю».
и осень выходит на крайней.
пока-пока…
Конечно, главная и прямо таки блестящая находка – это ску(чаю)-лю(блю). Еще хороши горькие бархатцы – как точно эти цветы охарактеризованы, именно горькие. И запев –протяжный, долгий - электрички. Автор очень внимательный человек – прислушивается, вглядывается в окружающий мир и записывает его для нас, читателей. Вот только речь идет скорее о надоевшем мотиве, а не о лейтмотиве, которому эпитет «заезженный» не очень подходит. Вот кольцо в «Кольце Нибелунгов» - это лейтмотив, кинжал в «Мадам Баттерфляй» . То есть лейтмотив – это главная тема в конкретном произведении, а вот мотив как раз – это может быть что-то повторяющееся слишком часто в разном контексте. И дожди – они же не ветры, они не навевают, настукивают мотивчик.
19. Лана Юрина Алыча http://stihi.ru/2020/11/18/8426
Пока ещё дожди не ко двору,
а осень будто вовсе не настала,
бабульки образуют полукруг
в тени полураздетого платана.
Ловя остатки летнего тепла
торгуют мелочовкой. Между делом
жалеют Маньку – ту, что померла,
и кошку, что теперь осиротела
и мявкает весь день, до хрипотцы.
Товар нехитрый: связка книжек старых,
в корзинке – астры, в банке – огурцы;
опять же – кошка (эта, впрочем, даром).
Такой знакомый с детства чайный гриб
медузой рыжей за стеклом слоится…
Бабулям лишь бы с кем поговорить –
тогда светлеют сморщенные лица.
Про пенсии и Маньку помолчим.
Про остальное скажут:
– Бог поможет...
Возьму у них немного алычи.
И кошку тоже.
Хорошее стихотворение. Вот по настроению, по духу, по посылу своему. Надо ли говорить автору, что что-то можно и даже нужно менять? Здесь очень неудачное начало, с точки зрения языка – прямо мусорное начало: пока, ещё, будто, вовсе… И «настала» – «платана» для первой строфы ох и сомнительная рифма, если прием – так будьте добры повторить еще как минимум один раз в стихотворении. А так – небрежность это. В плохом стихотворении даже и говорить бы не стала, а тут есть о чем поговорить. Этот полукруг бабулек – открытая структура, в которую автор приглашает читателя. Укороченная последняя строчка – не новый прием, но здесь очень уместный, подчеркивает внезапность, порывистость самого решения взять эту кошку.
21. Соэль Карцев пасти снега http://stihi.ru/2020/11/03/75
Пасти снега на пастбище рассвета...
Окончилась зачем-то ночь, и это
становится у фразы поперёк.
Уже молчу и чествую молчанье,
и хлеб в горсти, и ялик мой причален,
где времени чуть видимый парок
струится над бегущею водою.
Смотри, смотри, такого вот покоя
Иезекиль, похоже, не видал.
Дорога свой разматывает свиток,
орлы, полёвки выстроились в свиту,
ямайка упирается в ямал.
Мне нравятся стихи, в которых слова автором перебираются, подбираются на слух, в которых есть звукопись. Это стихотворение очень хорошо звучит, кроме, пожалуй, такоВОВОт покоя. По смыслу оно кажется мне перегруженным, в нем слишком много всего, хотя по замыслу, мне кажется, оно должно быть вполне медитативным.
26. Галина Иззьер Квашеная капуста Mother-in-law http://stihi.ru/2020/12/26/8998
Это театр - с вешалки, а она начинается так:
"Проходи, я на кухне". Топчусь в проходе.
Тридцать лет в этой роли и вроде давно не враг,
Но калька с английского ей подходит.
Ладно, довольно вредничать.
Вот еще помедлю, прежде чем.
Наша мама-в-законе не жалуется, не грустит,
Презирает невесток, сыновей ожидая п’опусту.
И пока я стою перед ней, бестолковые руки к груди,
Наша мама шинкует дешевую нынче капусту.
У капусты потомство симбиозно-невинно
Держится за твердую сердцевину.
Наша мама-в-законе не терпит дурной суеты,
Втихомолку считает, что мальчикам не повезло.
Поздно переучиваться, чтоб по имени и на "ты".
Стать ей дочерью - нелегкое ремесло.
Все излечит капуста, сердце и диабет.
Исполняя долг, я вежлива как менуэт.
Наша мама-в-законе не жалует плакс и зануд,
Не прощает душевной тоски. Переходим к делу:
"Доктора... надежда... сказать Вам... Ваш младший сын..."
Младшая-то невестка не посмела:
"Не могу я холодной сволочью.
Ты убьешь ее этой новостью."
Как всегда, бесстрастна, ничем не поражена.
Взмах руки, нож на взлете, предсмертный хруст.
Тук-тук-тук, шинкует до жилистого кочана,
Измельчает тело прозрачнейшей из капуст.
Будет сок, волокно на вилочке.
Я стою, ожидая выволочки.
Быть ей дочерью - непостижимое ремесло.
Ремесло, это так, - не искусство.
Не свекровья ли кровь, сочный свекровий сок,
Протекая сквозь пальцы, смешивается с капустным?
Соль и время, и будет капуста от mother-in-law,
Чье искусство ни разу не подвело.
Зацепило это стихотворение, пожалуй, больше всех остальных. Может, тем, что и сама я дважды свекровь в неминуемом и прекрасном будущем? Шучу, конечно. Зацепило тем, что это жизненная история, в которой чувствуется автор, своей повествовательностью и естественностью, но при этом хорошо продуманной формой, структурой, образной системой, вот этим лейтмотивом капустным – это же та самая капуста, в которой детей находят, потому и «свекровий сок», что она и есть капуста. Не очень понимаю, почему периодически пропадает рифма 1-3 (зануд-сын, например) и уж точно «сволочью» - «новостью» - это не рифма.
31. Алёна Рычкова-Закаблуковская Мандрагора http://stihi.ru/2021/01/01/1065
Корнеплоды эти похожи на корни таинственной мандрагоры,
На меднокожих её отпрысков,
Коими можно заселить воображаемый город.
Мы засеяли поле в разгар пандемии.
Время сбора пришло. Каждому вышепчи имя.
Вот же лежат они – голые, половозрелые.
Словно младенцы, которых мы так и не сделали.
Гробокопатели мы, немудрёная наша работа –
Мы вынимаем на свет бессловесных солдат терракотовых,
Обезоруженных и обезглавленных.
Армия оных повержена и обесславлена.
Свалены в кучу хоругви, нетленные мощи.
Снятую гриву ботвы ветер в межах полощет.
Труд невеликий, но он нам с лихвой воздаётся
Ныне вот этим рукастым, ногастым народцем.
Вскормленный в чреве, засим извлеченный из лунки
Не человек, человекообразный гомункул,
Чресла топорщит над прахом, клубится покато.
Странный ребёнок земли этой – клубень распятый,
К недрам её приникающий жадно и тесно.
Чтобы лишиться бессмертья и снова воскреснуть.
Очень странное стихотворение… Впрочем, на какие только мысли и образы не натолкнет настоящего поэта, например, банальное выкапывание картошки. В юности мы сажали алюминиевые огурцы. А теперь вот, выкапываем отпрысков мандрагоры. У меня нет ощущения, что все здесь свалено в кучу, я с интересом разбираю строчку за строчкой.
40. Вера Да Юра Туманное http://stihi.ru/2021/01/06/2533
В густой клубящийся туман,
при полном штиле,
многоэтажные дома
с утра уплыли.
Про электричество забыв,
не зная цели,
за ними двинулись столбы —
офонарели.
Без виз, без компаса, без карт
куда-то плыли
аллеи пальм и старый парк,
мосты и шпили,
и минарет, и купола,
и синагога.
Я тоже с ними поплыла.
Совсем немного…
Это, скорее, набросок стихотворения, эскиз. А из эскиза может получиться шедевр, а может так и остаться только задумка, все в тумане. Но если все же довести этот эскиз до законченного состояния, то два раза в рифмованную позицию ставить слово «плыли» не нужно. И свистеть на сочетании двинулиСЬСтолбы тоже.
41. Александра Герасимова в закатанном свитере http://stihi.ru/2021/01/28/6749
в закатанном свитере
солнце закатное слаще
и мякотнее и нектарнее
и горячей
и чей это голос
опущен в почтовый ящик
ничей
такое пуховое
здесь за окном меловое
что всякое слово - моление
угол - уют
и что там за речкой
рассказывают воют
поют
в пропущенном слоге
пропащее рассыпное
распущенное до петель
в беспорядке вещей
да будет зима
и всё что ещё земное
вообще
Это не совсем «моё», так ведь говорят? Но я чувствую молодое движение, растущее и набирающее силу. Есть интересный ритм и балансирование на грани свободного и традиционного стиха. Есть солнечный нектар с мякотью. Вообще есть вкус к слову. Ни одного слова ведь, при кажущейся стихийности и спонтанности, не бросается просто так – в крайнем случае, распускается до петель, как этот самый свитер. И еще голос понравился, вполне в современном духе голосовых сообщений опущенный в почтовый ящик. Чей? Авторский, конечно.
42. Серёжка Попов рыбье http://stihi.ru/2020/06/03/950
рыба ныряет в сушу, не зная броду.
рыба, из моря выйдя, нага, безнога,
жабрами чувствует запах своей свободы,
в девственный лес плавниками торит дорогу
и, от нырка до нырка, рыбий бог печален,
паству свою не видя в чужой стихии.
если у рыбы нет слов - что тогда вначале?
если у бога нет рук - чем тогда обнимет?
круговорот вещей ничего не значит,
если его сакральность уму сокрыта.
рыба выходит в люди, и люди плачут.
люди уходят в небо, и плачет рыба.
рыба выходит в космос, и космос - вторит.
рыба подходы ищет к его чертогу.
падает с неба, камнем на дно уходит,
и возвращается прямо в объятия бога.
Стихотворение-головоломка. Автор словно отходит в стороночку и снисходительно посмеивается над читателем – ну, ну, какую рыбку ты выудишь из этой воды? В какой-то момент закрадывается крамольная мысль – зачем мой бог не Шива? Хватило бы у него рук, чтобы и меня обнять, и рыбу. Мысль, стоящая за всеми хитросплетениями рыбьей судьбы, проста и вечна – объятия всегда открыты, что бы мы ни делали. Круговорот вещей ничего не значит. Как и глагольные рифмы, да еще и не точные при этом.
45. Геннадий Акимов Песнь http://stihi.ru/2016/05/29/10703
Если дух в упадке и голос квёл —
приходи к сосне, чей раздвоен ствол,
где тропа ведовством заклята.
Там змеится тускло речной изгиб
и плывут огни красноперых рыб
в темно-синей воде заката.
Береги тишину, стереги росу,
схоронись волчонком в глухом лесу,
ты почуешь: неслышным шагом
подступает срок потаенных строк —
не спугни его, не спеши, сынок —
и мотив налетает шквалом.
Зашумят верхушки, гроза взревёт,
деревянный идол откроет рот,
и гортань расщепится в стоне.
Помни: бог созвучий жестокосерд —
изогнется небо, щербатый серп
полоснет по твоей ладони,
заструится песнь — солона, сладка...
А когда из чащи звезда цветка
позовёт, просияв крылато —
улетай скорей, не иди пешком
там, где ночь с бездонным стоит мешком,
из которого нет возврата.
Это заговор настоящий, шепоток, с четкой структурой и мелодией. И как многие заговоры в народном бытовании, он путается с молитвой, в данном случае – к жестокосердому богу созвучий. Образное, насыщенное, словно сон или сказка, стихотворение. И образы красочные, как иллюстрации Билибина к тем самым сказкам.
В заключение хочу поблагодарить за доверие и всем пожелать вдохновения и всяческих удач.
ШОРТ-ЛИСТ
11. Марианна Боровкова Вот так и приходит http://stihi.ru/2019/12/19/5394
12. Смагина Виктория Лейтмотив http://stihi.ru/2018/10/14/4542
19. Лана Юрина Алыча http://stihi.ru/2020/11/18/8426
21. Соэль Карцев пасти снега http://stihi.ru/2020/11/03/75
26. Галина Иззьер Квашеная капуста Mother-in-law http://stihi.ru/2020/12/26/8998
31. Алёна Рычкова-Закаблуковская Мандрагора http://stihi.ru/2021/01/01/1065
40. Вера Да Юра Туманное http://stihi.ru/2021/01/06/2533
41. Александра Герасимова в закатанном свитере http://stihi.ru/2021/01/28/6749
42. Серёжка Попов рыбье http://stihi.ru/2020/06/03/950
45. Геннадий Акимов Песнь http://stihi.ru/2016/05/29/10703
Об эксперте:
Юлия Белохвостова — поэт, филолог. Член союза писателей Москвы. Окончила МГУ им. Ломоносова, филологический факультет, специализация — древнерусская литература. Публиковалась в коллективных поэтических сборниках, антологиях, альманахах, журналах «Плавучий мост», «Новый берег», «Арион», «Интерпоэзия», «Урал», «Кольцо А», «Аврора», «Крещатик», «Книголюб», «Литературной газете», «Учительской газете», «НГ Экслибрис», альманахе-навигаторе Союза Российских писателей «Паровозъ». Автор трех поэтических сборников: «Мне не идет весна» (2012г., изд-во «Тровант», г.Троицк), «Ближний круг» (2015г., изд-во «Перо», г.Москва), «Яблоко от яблони» (2018г., изд-во «Алетейя», г.Санкт-Петербург). Организатор цикла поэтических вечеров «У Красного рояля» в Третьяковской галерее (2009-2012). Участник российских и международных поэтических фестивалей и конкурсов. Дипломант Международного Волошинского конкурса 2015г. Призер конкурса им.Гумилева «Заблудившийся трамвай» 2016г. Победитель V Международного поэтического интернет-конкурса «Эмигрантская лира» 2016/2017 гг. Победитель конкурса «Неоставленная страна» IX Всемирного поэтического фестиваля «Эмигрантская лира-2017».
http:// http://stihi.ru/avtor/julia05
Свидетельство о публикации №121031203206
Лана Юрина 14.03.2021 19:19 Заявить о нарушении