Фауст в Аду

Иллюстрация автора

Фауст:

Плечи твои то ходят ходуном,
То неспешно подрагивают.
Пульсируют морщин глубоких полосы.
Глаз твоих не пугают овраги меня.
Я давно говорю не своим голосом.
Я бессмысленным стал попугаем,
Что не в силах уразуметь им самим сказанное.
Кем хочу я стать? Калигулой Гаем
Или из Ротердама кротким Эразмом?
Кто я, Мефистофель? Последний пария
Или паладин под любовным знаменем?
Отчего мозга моего два полушария
Горят неведомым доселе пламенем?

Мефистофель:

Горели пламенем сугубым,
Которым в поцелуе губы
У грешников горят,
Когда целуют их суккубы,
И души их парят,
Чтобы потом упасть
В бездны разверстую пасть.
Таков обряд.
Так искони за страсть
Платили и платить так будут присно.
В том истина - она бескомпромиссна
Таков закон. Он непреложен.
Исход иной немыслим, невозможен.
Жить надлежит в страданиях и поте.
И наказуемы позывы плоти.

Фауст:

Но если так и повелел Господь,
То наказанием должна сама быть плоть.
Всю жизнь мою я словно был в бреду!
Иль с логикой совсем я не в ладу,
Или выходит я давно в Аду.
И значит всё пустое, чепуха?
И паствы нет и нету пастуха.
И церкви нет, и ереси, и схизмы,
Спасенья нет, а значит нет греха.
Так думать мне велят простые силлогизмы.
Спадает пелена. Рассеялся угар.
Душа моя давно просроченный товар.
И наказанье всё: плоть, кровь моя и кости?

Мефистофель:
 
Ты наконец прозрел мой милый гностик.*







*Это и есть гнозис, тайное знание, доступное лишь посвященным.
Его основное содержание сводится ... к реинтерпретации истории грехопадения.
Гностики полагают, что далеко не все люди подлинно вкусили плод Древа Познания.
Обретение знания-гнозиса есть посвящение в то,
что материальный мир суть ад и тюрьма, в которой мы
безропотно ожидаем исполнения земными властями вынесенного нам
смертного приговора.

Михаил Юльевич Оренбург "Гностический миф"




.


Рецензии
Супер! Согласна с каждым словом! Браво!

Душа моя давно просроченный товар.
И нет цены ей даже на ломоть
Сухого брошенного хлеба.
И тело ей моё порядком надоело,
И мается она в плену моих грехов.


Татиана Шмель   09.06.2024 17:04     Заявить о нарушении
Благодарю, Татиана.
Я правда её вполне понимаю с чем именно тут соглашаться. Это некоторая вариация на тему, уже можно сказать, извечного сюжета про Фауста. И дело тут даже не столько в гностическом прочтении, сколько в том, что применение логики к Библии очень часто приводило к весьма изящным выводам, безотносительно их верности или неверности.

Павел Арещенко   09.06.2024 19:41   Заявить о нарушении
Вывод про Демиурга, который мучает людей в материальном мире, вполне логичен, именно в духе логики Аристотеля. Гностицизм стал ересью.
Другие столь же изящные умозаключения наоборот вошли в канон. К примеру: мысль Августина, которая фактически проедвосхищает теорию Большого взрыва. По мысли Августина бессмысленно спрашивать чем занимался Бог до сотворения мира, поскольку никакого "до" не было и быть не могло. Бог создал время одновременно с миром и в рамках своего творения.

Павел Арещенко   09.06.2024 19:42   Заявить о нарушении
III

Или не менее изящная мысль того же автора, о том, что прямое удовольствие от лицезрения или восприятия Бога есть единственное удовольствие перед которым человек не может устоять, и поэтому Бог самоустранился из мира, чтобы дать человеку свободу воли и выбора.

Павел Арещенко   09.06.2024 19:45   Заявить о нарушении
Павел, как приятны и познавательны наши беседы. С благодарностью и уважением,

Татиана Шмель   09.06.2024 19:45   Заявить о нарушении
Дописать на самом деле не удалось. Сайт просто замучил. Да бог с ним

Павел Арещенко   09.06.2024 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.