1. 7. 8. Иван Айвазовский. Венок сонетов
И. К. Айвазовский. Автопортрет, 1892. Холст, масло.
Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Геворкович Айвазян); 17 [29] июля 1817 года, Феодосия, Таврическая губерния, Российская империя — 19 апреля [2 мая] 1900 года, там же) — русский художник-маринист и баталист армянского происхождения, коллекционер, меценат.
Живописец Главного Морского штаба, действительный тайный советник, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Будучи художником с мировой известностью, Иван Константинович Айвазовский предпочитал жить и работать на своей родине — в Крыму. Айвазовский наиболее известен своими морскими пейзажами, которые составляют больше половины его работ. Художник считается одним из величайших маринистов всех времён.
Акромагистрал (Старая Феодосия)
И.К. Айвазовский. Старая Феодосия. 1845 Холст, масло. Национальная картинная галерея Армении.
Струится свет сквозь толщи облаков,
Топазом дымчатым воды касаясь.
Армаде волн не видно бездны края
Размыта даль туманным молоком.
Аллегро брызг звучит на струнах ветра,
Янтарный берег щедрая Деметра
Феодосийским морем обняла.
Единые с мгновеньем полутени
Оттенком неба встали на колени,
Держа судьбы незримой удила.
Обыденности руша пелену,
Стрелой они летят штормам навстречу
Испить в борьбе стихии бесконечность,
Являя Богом данную страну.
1
И. К. Айвазовский. Морское побережье 1986г.Холст, масло, Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
Струится свет сквозь толщи облаков.
Безвременность иллюзии конечна.
Молитва водных кружев подвенечных
грехи смывает в глубине веков.
Бурлящий мир несётся равнодушно
и, жерновами скал прибой разбив,
швыряет пену выжатых олив
в расщелины, где волны звуки глушат
и слышен лишь прерывистый мотив,
да плещущих псалмов речитатив.
Не здесь ли путь земной в чертоги Рая
души, обретшей непокорный вид,
морское побережие хранит,
топазом дымчатым воды касаясь.
2
И. К. Айвазовский. Море ночью. 1860-е. Холст, масло. Новгородский музей заповедник.
Топазом дымчатым воды касаясь,
в полночном вздохе ветреный изгиб
на скальный берег нагоняет зыбь,
и серебрится тишина морская.
Смешав реальность с краской бытия,
так трудно разобраться: был ли я
в картине растворен мечтой мятежной,
иль мыслями в безвременность проник
художник, кистью воскрешая миг
чужой души в объятиях безбрежных.
И сонный мир, от счастья замирая,
на небо вылил желтую латунь.
В скользящей ряби отражённых лун
армаде волн не видно бездны края…
3
И. К. Айвазовский. Девятый вал 1850 Холст масло 221x33 Государственный Русский музей
Армаде волн не видно бездны края.
Вскипает пена зыбкостью судьбы.
Оставь надежду, путник, без борьбы
ты примешь смерть, душою воскресая.
Стена воды блеснула в небесах,
сто тысяч брызг в размытых образах,
смешались ад и рай в одну минуту,
последний вздох несёт девятый вал.
Он выше..., он растёт... и, вдруг, упал,
больное солнце пеленой укутав.
Морская страсть взлетела высоко.
Трепещет плоть, и ждёт глубокий омут.
В хламидах туч седые ветры стонут.
Размыта даль туманным молоком.
4
И. К. Айвазовский. «Синопский бой». 1853. Холст, масло. 220 ; 400 см.
Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.
Размыта даль туманным молоком,
ожившим образом событий давних.
Художник приоткрыл в былое ставни
на полотне блистательным мазком:
багровыми пожарами Синопа,
сойдя с картины, в паруса захлопал
турецких кораблей чадящий дым.
Эскадру ждёт с надеждой Севастополь,
в народной памяти создаст некрополь
героям боя благодарный Крым.
До Ахтиарской бухты километры,
крестом победы светится маяк,
маршрут проложен, реет русский флаг,
аллегро брызг звучит на струнах ветра.
5
И. К. Айвазовский. Гурзуф ночью. 1849 Холст, масло. Всероссийский музей А. С. Пушкина
Аллегро брызг звучит на струнах ветра.
Сжимает небо чёрная змея.
Разлитых снов немая кисея
встречает блики лунного рассвета.
Спасение раскаянной души
бросает в море медные гроши,
и плачет в небесах скорбящий ангел.
Сквозь тени за пророчеством к Касандре
по водной глади парусник спешит,
дорогу освещает звездный щит,
волна безмолвье провожает где-то,
и слышно пене в шёпоте морском:
в руинах Троя, занесла песком
янтарный берег щедрая Деметра.
6
И.К. Айвазовский. Буря на море ночью. 1849. Холст масло. Павловск (музей-заповедник).
Янтарный берег щедрая Деметра
забыла средь пустынных бурных вод.
Ночных терзаний медленный исход
упал на мягкость облачного фетра,
и слышен глухо погребальный звон
в набате ветра в лунных рукавицах.
Где тот предел, к которому стремится
измученный бродяга среди волн,
летящий вдаль израненною птицей,
возможно в ней чужой судьбы частица,
и в песне брызг мерцающая мгла
пронзительным аккордом небо хмурит.
Корабль надежд рассерженная буря
феодосийским морем обняла.
7
И.К. Айвазовский. Автопортрет. 1974г. Холст, масло.Уффици.
Феодосийским морем обняла
его судьбу десница вдохновенья.
Дыханьем моря, волей проведенья
сшивала жизнь незримая игла.
Учился в Академии Художеств,
медаль с досрочным выпуском в конце,
и блеск воды, и боль батальных сцен
его руке подвластны были тоже.
Он смертен, но бессмертны краски, кисть.
В лаванде волн мерцает аметист
и шепчет эпитафию: он гений.
Как памятник, прибрежных скал гранит
в картинах сердцем до сих пор хранит
единые с мгновеньем полутени.
8
И.К. Айвазовский. Хаос. Сотворение мира 1841. Холст, масло.
Монастырь Санта-Ладзаро-дельи-Армени
Единые с мгновеньем полутени
на полотне Вселенной сплетены.
Из хаоса, из падшей глубины
ведут к Творцу незримые ступени,
и Дух Святой несётся над водой,
кромсая ткань материи и света.
Мираж распят, в нечётком силуэте
мятежный луч завешен плотной тьмой.
Из чрева жизни, обнажая трепет,
летит душа, огнём любви согрета,
и в мире новом, рвущимся из плена,
в оправе мглы блестит волны опал,
и грешные начала всех начал
оттенком неба встали на колени.
9
И.К. Айвазовский. Всемирный потоп. 1864. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Оттенком неба встали на колени
в пороках мрака лживые миры,
принявшие Данайские дары
у падших ангелов в плену сомнений.
Неотвратима гибель Божьей твари.
Молитвенно глаза обращены
с надеждой тщетной к поднебесной хмари.
Десница очищением ударит
на берег неосознанной вины
несущимся потопом горькой кары.
И след души, истлев почти дотла,
оставив место в Ноевом Ковчеге,
воскреснет светом пламенных элегий,
держа судьбы незримой удила.
10
И. К. Айвазовский. Закат у крымских берегов. 1856 Холст, масло. 58,5х83,7см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Держа судьбы незримой удила,
ладони неба опустились в море.
Предвестницей луны в ночном дозоре
соцветья звёзд проснулась мишура,
и льётся свет на облачный орнамент,
на глыбы скал, изрезанных волнами,
танцует в пене зыбкостью теней.
Изысканных мгновений кружевница
огарком солнца вдалеке садится,
оставив краткость утомленных дней.
Возможно время, уходя ко сну,
дорогой золотистой расстилаясь,
забудет на воде заката малость,
обыденности руша пелену.
11
И. К. Айвазовский. А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Обыденности руша пелену,
блестел янтарь расплавленного диска,
и облака, свисающие низко,
ползли, размазав в небе седину.
Недвижность моря целовали ветры,
и тихая восторженность Ай-Петри
встречала бледно-розовый рассвет.
Серебряная даль сплетала сагу
о скальных исполинах Аю-Дага,
и удивленно ей внимал поэт.
Воздушных гор пленительные речи
слагали рифмы пушкинских стихов,
и в пелене проникновенных слов
стрелой они летят штормам навстречу.
12
И.К. Айвазовский. Морской пейзаж. Коктебель 1880, Холст, масло. Донецкий областной художественный музей.
Стрелой они летят штормам навстречу
далёких странствий звёздные мечты,
и, отражаясь в дрёме пустоты,
стекают в море огненные свечи.
Их капли освещают берега,
и солнцу не хватает полшага,
чтоб скрыться за границей тёмной пены.
Живых лучей тускнеющий агат
в лазури волн крадётся постепенно,
ведя корабль меж отмелей вселенной,
но, разрезая золотую вечность,
душе ослепшей шхуны не спастись.
Её судьба — на ветреном пути
испить в борьбе стихии бесконечность.
13
И.К. Айвазовский, Исаакиевский собор в морозный день. 1891, Холст, масло. Частная коллекция.
Испить в борьбе стихии бесконечность
торопит ветер мотыльками вьюг,
и белый ангел раскидал вокруг
заснеженную небом быстротечность.
В ней вместо солнца дремлющий собор
желтеет куполом над дымкой бледной,
и видит иней на ветвях скелетных
несущихся коней во весь опор,
и скрип саней уносится бесследно,
лишь пар морозных вздохов тает ленно,
и серебром тоски не обмануть
молитву ностальгии в зимнем храме,
Исаакий обнажает лёд и пламень,
являя Богом данную страну.
14
И. К. Айвазовский. Восход солнца в Феодосии. 1855 Холст, масло. 82х117см. Национальная галерея Армении, Ереван
Являя Богом данную страну,
Киммерию обетованных далей,
туманами сиреневых вуалей
художник наполняет тишину,
и в музыке пленительных набросков
дыханьем кисти пишет Айвазовский
плывущий над просторами восход.
Его лучей пылающий аккорд
в прелюдии волны движеньем хлёстким
бросает капли дня на камень скользкий.
В них полутень воздушных лепестков,
и, кажется, в небесное подножье
над городом благословеньем Божьим
струится свет сквозь толщи облаков.
Примечания:
Акромагистрал:
Старая Феодосия - 1845г, Айвазовский И.К. Холст, маслою. 60х96см. Национальная галерея Армении.
*Деметра - др. греч. богиня земледелия и плодородия.
**Богом данная - Феодосия в переводе с др. греческого означает «Богом данная».
Сонет 4:
Боевой эпизод Крымской войны 1853-1856 гг. Синопское сражение произошло в 1853 году 18 ноября по старому стилю (30 ноября) между русской и турецкой эскадрами на рейде турецкого порта Синоп, у южного берега Чёрного моря. Сражение началось после полудня и закончилось в уже в пять часов уничтожением 15 из 16 турецких кораблей и страшным пожаром в городе. Русский флот потерь в кораблях не имел. Это было последнее в истории крупное сражение парусных флотов; первое сражение, в котором применялись бомбические орудия.
Сонет 7:
„Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память“
Эпитафия на могиле И.К. Айвазовского на древнеармянском языке — написаны слова историка V века Мовсеса Хоренаци.
Сонет 11:
А.С. Пушкин, во время следования к месту высылки в Кишинев, заболел и для поправления здоровья вместе с семьей Раевских посетил Крым.
16 августа 1820 года Пушкин прибыл в Феодосию. Через два дня Пушкин отбыл морем в Гурзуф. Пушкин провёл в Гурзуфе несколько недель лета и осени 1820 года. Вместе с Раевскими он остановился в доме герцога Ришелье; поэту в нём был предоставлен мезонин, выходивший на запад. Живя в Гурзуфе, Пушкин совершил множество прогулок вдоль побережья и в горы, среди которых были поездка верхом к вершине Аю-Дага и лодочная прогулка к мысу Суук-Су. В Гурзуфе Пушкин продолжил работу над поэмой «Кавказский пленник», написал несколько лирических стихотворений, некоторые из которых посвящены дочерям Н. Н. Раевского — Екатерине, Елене и Марии. Здесь возник у поэта замысел поэмы «Бахчисарайский фонтан» и романа «Евгений Онегин». В конце жизни Пушкин вспоминал о Крыме: «Там колыбель моего Онегина».
Все чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный,
В горах дорогою прибрежной
Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит
Вокруг утесов Аю-Дага…
А. Пушкин (Бахчисарайский фонтан)
Сонет 13:
"Зиму я охотно проводил в Петербурге, работал, развлекался, деля досужее время с моими добрыми знакомыми, но чуть повеет весной и на меня нападает тоска по родине: меня тянет в Крым, к моему любимому Черному морю. Это свойство моей души или, если хотите, требование организма, не раз вызывали милостивые замечания со стороны покойного государя Николая Павловича. - "Ты изленишься, - сказал он мне однажды, - будешь сидеть там сложа руки". На ответ мой, что пребывание на юге не ослабляет моего трудолюбия, император с улыбкой заметил: "Впрочем, живи, где хочешь, только пиши, пиши и не ленись. Ты по пословице: "Сколько волка ни корми, а он все в лес глядит..." — Иван Айвазовский.
Свидетельство о публикации №121031107342
С уважением!
Анна Хурасева 25.11.2022 18:39 Заявить о нарушении
Вам тоже удачи и вдохновения!
С теплом.
Олег Гаценко 26.11.2022 05:33 Заявить о нарушении