Понятие времени у Хайдеггера

Недавно вышла небольшая книжка Мартина Хайдеггера «Понятие времени» (СПб, «ВЛАДИМИР ДАЛЬ», 2021).  Удивительно, что оригинал этого доклада 1924 года был впервые напечатан  лишь в 64-м томе собрания сочинений, в 2004-м.   Он может считаться первоначальным эскизом  эпохального  труда «Бытие и время» (1927).  О значении последнего и уважении к нему говорит уже тот факт, что серьезные его издания на разных языках сохраняют пагинацию оригинала.

Для нас этот доклад-эскиз значим по нескольким причинам.  Во-первых, он содержит ответы на некоторые вопросы, возникающие при чтении Б.и В.  Во-вторых, первоначальная простота позволяет  прояснить и уточнить представления автора о времени.  Наконец, известные значительные сложности перевода хайдеггеровских текстов делают очень ценными каждый независимый перевод; А.П.Шурбелёв сопроводил его и содержательным послесловием.

Как известно, главным для Хайдеггера той поры является понятие Da-sein – «вот\ здесь – бытие», иногда переводимое как «присутствие».  Собственно, так обозначается человек с акцентом на присущие только ему (в отличие от других вещей) свойства и способности.  В первую очередь – способность осознавать себя и окружающий мир. Иными словами, стоять в просвете бытия, как бы видеть его в свете сцены.   

Да и все понятия, вплоть до таких фундаментальных, как бытие и время, рождаются и обретают смысл только в понимании человека (а не у «надзвездных» существ, наблюдающих со стороны и человека, и остальной мир).   При этом человек всегда застает себя уже погруженным в этот мир, с неким первичным знанием о близких, подручных предметах (что  позволяет ему постепенно совершенствовать знание о мире и ориентацию в нем).

Сопряженным является следующее отличие.  Только человеку неизбежно присуще пребывание сразу в трех временах – находясь в настоящем, обдумывать  проекты  будущего, при этом опираясь на весь опыт, всю историю своего бывшего (но не прошедшего-ушедшего бесследно). При этом Хайдеггер  считает крайне существенным уникальность и осознаваемую конечность бытия каждого. 

Иногда он почти отождествляет понятия бытия и времени.  Конечно, бытие понимается в его собственном смысле, не как совокупность «всего на свете, что есть», а скорее как необходимое основание существования мира.  И поскольку в таком смысле бытие не ЕСТЬ что-нибудь конкретно видимое или осязаемое,  оно неразрывно связано и с НИЧТО.

Важно, что в данном докладе явно упоминается обычное, астрономическое время как сосуществующее с триадой  времен присутствия, специфической для человека.  Иными словами, человек, как и камни, стареет с каждым оборотом звездного неба, но не это главное для него.

Отметим, что близкий, - не столь радикальный, но с дополнительными нюансами - подход обсуждался в  заметках:
Время внешнее и внутреннее 
https://proza.ru/2020/05/23/1216
Лента времени и истинное настоящее
https://proza.ru/2014/02/28/1348
Времена и события
https://proza.ru/2020/11/27/1620

При всей новизне и даже экзотичности хайдеггеровский подход ко Времени, вероятно, не охватывает все встречающиеся ситуации.  Например, замеченные  философом Ахутиным
Туннели времени
https://proza.ru/2016/04/09/1048

Тем более это касается наблюдений, предположительно выходящих за рамки рационального, например,
О странностях пространства-времени
https://proza.ru/2013/12/04/738
Время временится из будущего
https://proza.ru/2011/06/10/302


Фотомонтаж  (из Яндекса):

Хайдеггер на лесной тропе. Дословно  Holzwege - дровяные пути, на которых собирают сучья и возвращаются, несквозные пути. Так философ называл свои исследования-поиски. Но на них встречаются источники, добавлял он.

На нижнем фото - распилка дров с учеником, Хансом Гадамером (слева) , который вплоть до возраста в 101 год участвовал в семинарах.  Возможно, символично - самый долговечный  останется и самым последним серьезным философом.


Рецензии