Понятие времени у Хайдеггера
Для нас этот доклад-эскиз значим по нескольким причинам. Во-первых, он содержит ответы на некоторые вопросы, возникающие при чтении Б.и В. Во-вторых, первоначальная простота позволяет прояснить и уточнить представления автора о времени. Наконец, известные значительные сложности перевода хайдеггеровских текстов делают очень ценными каждый независимый перевод; А.П.Шурбелёв сопроводил его и содержательным послесловием.
Как известно, главным для Хайдеггера той поры является понятие Da-sein – «вот\ здесь – бытие», иногда переводимое как «присутствие». Собственно, так обозначается человек с акцентом на присущие только ему (в отличие от других вещей) свойства и способности. В первую очередь – способность осознавать себя и окружающий мир. Иными словами, стоять в просвете бытия, как бы видеть его в свете сцены.
Да и все понятия, вплоть до таких фундаментальных, как бытие и время, рождаются и обретают смысл только в понимании человека (а не у «надзвездных» существ, наблюдающих со стороны и человека, и остальной мир). При этом человек всегда застает себя уже погруженным в этот мир, с неким первичным знанием о близких, подручных предметах (что позволяет ему постепенно совершенствовать знание о мире и ориентацию в нем).
Сопряженным является следующее отличие. Только человеку неизбежно присуще пребывание сразу в трех временах – находясь в настоящем, обдумывать проекты будущего, при этом опираясь на весь опыт, всю историю своего бывшего (но не прошедшего-ушедшего бесследно). При этом Хайдеггер считает крайне существенным уникальность и осознаваемую конечность бытия каждого.
Иногда он почти отождествляет понятия бытия и времени. Конечно, бытие понимается в его собственном смысле, не как совокупность «всего на свете, что есть», а скорее как необходимое основание существования мира. И поскольку в таком смысле бытие не ЕСТЬ что-нибудь конкретно видимое или осязаемое, оно неразрывно связано и с НИЧТО.
Важно, что в данном докладе явно упоминается обычное, астрономическое время как сосуществующее с триадой времен присутствия, специфической для человека. Иными словами, человек, как и камни, стареет с каждым оборотом звездного неба, но не это главное для него.
Отметим, что близкий, - не столь радикальный, но с дополнительными нюансами - подход обсуждался в заметках:
Время внешнее и внутреннее
https://proza.ru/2020/05/23/1216
Лента времени и истинное настоящее
https://proza.ru/2014/02/28/1348
Времена и события
https://proza.ru/2020/11/27/1620
При всей новизне и даже экзотичности хайдеггеровский подход ко Времени, вероятно, не охватывает все встречающиеся ситуации. Например, замеченные философом Ахутиным
Туннели времени
https://proza.ru/2016/04/09/1048
Тем более это касается наблюдений, предположительно выходящих за рамки рационального, например,
О странностях пространства-времени
https://proza.ru/2013/12/04/738
Время временится из будущего
https://proza.ru/2011/06/10/302
Фотомонтаж (из Яндекса):
Хайдеггер на лесной тропе. Дословно Holzwege - дровяные пути, на которых собирают сучья и возвращаются, несквозные пути. Так философ называл свои исследования-поиски. Но на них встречаются источники, добавлял он.
На нижнем фото - распилка дров с учеником, Хансом Гадамером (слева) , который вплоть до возраста в 101 год участвовал в семинарах. Возможно, символично - самый долговечный останется и самым последним серьезным философом.
Свидетельство о публикации №121031004988