Юбилей Алексея Жемчужникова отметили в ЛиТО Данко

Литобъединение «Данко»: «ЛАСКАЕТ НАС ВЕСНЫ РУКА…»
Наступила красавица-весна, чему были несказанно рады все уважаемые «данковцы». Свое первое этой весной заседание они посвятили сразу нескольким вопросам, первый из которых это поздравление друг друга с праздниками.
Открыл заседание руководитель объединения Алексей Григорьевич Кирдянов. Он, поздравив своих коллег с первым днем весны и Международным женским днем, рассказал вкратце о прошедших с его участием событиях в культурной жизни Ташкента (концерт, посвященный 30-летию учреждения государственного языка, и вечер памяти поэтессы и блогера Раисы Крапаней). Еще он проинформировал собравшихся в уютном гостином зале мемориального музея композитора С. Юдакова авторов стихов и прозы о состоявшемся первом в текущем году семинарском занятии. Оно прошло также в музее С. Юдакова в форме литературного баттла  между прозаиками Мунирой Бабяровой и Натальей Бондаренко.
– Тогда художница и поэтесса Надежда Милашевич украсила гостиную чудесными цветущими ветками – можно сказать, составила на скорую руку икебану, – сказал руководитель ЛиТО «Данко», – а я принес и установил на подоконник банку с живым символом литературного поединка – переливающейся несколькими цветами бойцовской рыбкой – сиамским петушком. Мунира Бабаярова приготовила для рассмотрения на семинаре три своих рассказа, а зачитала два – с одни и тем же названием («Рождество»). Как выяснилось, она написала их для подачи на одноименный тематический конкурс. Третий ее рассказ решено было рассмотреть в следующий раз.
Наталья Бондаренко отметила явные преимущества сюжета и выписку персонажей в рассказах Муниры, но отметила и стилистические недоработки.
Свое мнение высказали и другие слушатели.
В свою очередь Наталья зачитала свой рассказ, написанный в достаточно востребованном сейчас жанре «нон-фикшн» (непридуманная история). Но именно неприкрытая невыдуманность в этом произведении и подверглась серьезной критике со стороны Муниры. По ее мнению, можно брать за основу сюжета быль, но необходимо ее творчески перерабатывать, дополнять усиливающими впечатление на читателя элементами.
Во многом с ней были согласны и другие «данковцы», хотя каждый отметил достоинства услышанного произведения – уверенной слог, грамотность речи, внятность сюжета.
После «экскурса» в недалекое прошлое слово было предоставлено Фариде Петровне Бобрик. Она с большой творческой находчивостью поздравила каждого из участников первого весеннего заседания ЛиТО с упомянутыми выше праздниками и вручила памятные подарочки.
Почетный председатель ЛиТО «Данко» Армануш Маркарян порадовал новостью о том, что коллективный сборник произведений ташкентских (в основном) авторов уже отпечатан в типографии. Большинство его участников – это «данковцы» прошлых лет и сегодняшнего дня. Она пояснила, что получить свой экземпляр можно на презентации-концерте в Кафедральном зале Свято-Успенского собора Среднеазиатской епархии РПЦ.
С докладом на этот раз выступил А. Г. Кирдянов. Он рассказал о жизни творчестве замечательного поэта, сатирика и драматурга Алексея Михайловича Жемчужникова. В нынешнем году отмечается 200-летие со дня его рождения.
Алексей Михайлович Жемчужников родился 11 (23-го по новому стилю) февраля 1821 года в городе Почепе Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне райцентр Брянской области) в старинной дворянской семье. У его отца, Михаила Николаевича, в Елецком уезде Орловской губернии (теперь Липецкая область) было имение Павловка. В нем и прошло детство будущего поэта.
В «Автобиографическом очерке», датированном 17 февраля 1892 года, Жемчужников писал о себе: «Воспитывался до 14-летнего возраста дома. Потом поступил, в 1835 году, в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, из которой вскоре вышел, чтобы держать экзамен в только что основанное императорское училище правоведения, куда и был принят... Окончив курс, я вышел из училища и 1841 году с чином 9-го класса... Я поступил на службу в Сенат... Летом 1847 года я перешел из Сената на должности помощника юрисконсульта, а в 1849 году поступил на службу в Государственную канцелярию... 1-го января 1858 года я вышел в отставку».
Работая в Сенате, Алексей Михайлович продолжал свои литературные занятия. Захваченный театральной лихорадкой, он решил стать драматургом и писал уже не только для домашней сцены, но и с намерением войти в репертуар Александрийского театра, пробуя себя в самых различных драматических жанрах.
В 1850 году в журнале «Современник» он поместил одноактную комедию «Странная ночь». Это было первое произведение, опубликованное А. М. Жемчужниковым в печати. Вместе со своим двоюродным братом А. К. Толстым он пишет комедию «Фантазия», которая 8 января 1851 года была поставлена на сцене Александрийского театра в Петербурге. Это был водевиль, в котором авторы издевались над убожеством тогдашнего комедийного театрального репертуара. Эффект от спектакля был ошеломляющим. Но «Фантазию» запретили к дальнейшей постановке на сцене. Фактически это был дебют Козьмы Пруткова, писателя, созданного воображением братьев Жемчужниковых и Алексея Константиновича Толстого. В 1854 году в юмористическом отделе «Современника» были напечатаны «Досуги Козьмы Пруткова». Публиковался Козьма Прутков и позже, когда А. М. Жемчужников вышел в отставку в 1858 году. Произведения «прутковского цикла» принесли Алексею Жемчужникову широкую известность.
Выйдя в отставку, А. М. Жемчужников жил в Калуге и Москве, затем продолжительное время за границей: в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Там он продолжал литературные занятия, отсылая свои произведения в журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русский вестник».
Только в 1884 году Жемчужников возвратился на родину и целиком отдался литературному труду. Стихи его никогда не достигали такой лирической выразительности, как в эти годы.
Полюбив с детства русскую природу, А. М. Жемчужников впоследствии не раз возвращался к ней в своих произведениях:
Обитель мирная, приют благословенный,
Обетованная мне господом земля!
Мне краше и милей, о вы, во всей вселенной –
Мой сельский дом, и сад, и роща, и поля.
<…>
За все, что есть в тебе, за все, что слышу, вижу,
За тихий твой простор, за красоту твою,
За то, что нет в тебе того, что ненавижу,
Родимый угол мой, тебя я так люблю.
Алексей Жемчужников умел передать словом звуки и краски природы, нарисовать подмеченные зорким и любящим глазом поэтические подробности зимы, весеннего оживления, знойного лета. Его стихи о природе дышат искренней, горячей любовью к родине.
Лишь на 71-м году жизни Алексей Михайлович впервые подготовил свои произведения для отдельного издания. «Мне все хотелось, – признавался поэт, – написать еще что-нибудь получше прежнего, и я не терял надежды, что это исполню. Теперь издаю полное собрание моих стихотворений, но не потому, что надежда моя исполнилась, а потому что наконец – пора!».
В 1892 году вышли стихотворения А. М. Жемчужникова в двух томах. При жизни поэта было издано еще два сборника его произведений: «Песни старости» (1900 г.) и «Прощальные песни» (1908 г.).
Русская критика конца XIX века видела в Жемчужникове продолжателя поэтических традиций классики. Его творчество высоко ценили Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.
Умер Алексей Михайлович Жемчужников 7 апреля 1908 года в Тамбове, похоронен в Москве.
С большим интересом выслушав небольшую лекцию о поэте-классике, которого некоторые современники называли Пушкиным конца девятнадцатого – начала двадцатого веков, участники заседания объединения «Данко» насладились образцами его глубоко философской лирики. Их зачитал А. Г. Кирдянов.
Творческие выступления самих «данковцев» открыл, по установившейся традиции, член Союза писателей Узбекистана Олег Георгиевич Бордовский. Он прочитал несколько произведений из своей книги стихов.
В товарищеских чтениях на этот раз царила тема весны, женской красоты и любви в широком ее понимании.
В общем удачными (по мнению товарищей) оказались стихи Татьяны Грушиной, Альмиры Чембарисовой, Армануш Маркарян, Рано Каримовой и Галины Зазулиной. Галина еще и порадовала игрой на фортепиано. Она представила произведение «Март» из цикла Петра Ильича Чайковского «Времена года».
Впервые в музее оказалась бывший бухгалтер, а ныне пенсионерка, Татьяна Ильина.
– Я не сочиняю ни стихов, ни песен, но очень их люблю слушать, – рассказала она о себе. – Я активно посещаю многие культурные мероприятия, а здесь, на заседании «Данко», впервые. Мне очень было интересно, узнала много нового для себя. Очень впечатлил меня и сам музей великого композитора Узбекистана, спасибо вам, друзья, за импровизированную экскурсию по нему. Буду приходить сюда снова и снова.
…Весна долгожданная и теплая, судя по удавшемуся душевному общению в объединении, усилила вдохновенный настрой неутомимых ценителей Прекрасного в литературе, музыке и жизни в целом.


* * *
Из произведений, прозвучавших на заседании


Алексей Жемчужников (1821 – 1908)

ВЕСНА
Приветствую тебя, веселая весна!
     Блестя, звуча, благоухая,
И силы жизненной, и радости полна, –
     Как ты красива, молодая!

Лицом к лицу с тобой один бродя в лесу
     И весь твоим подвластен чарам,
Советы я себе разумные несу,
     Как подобает людям старым.

Я говорю себе: «Смотри почаще вниз;
     Везде цветок увидишь нежный;
Душистых ландышей здесь массы; берегись,
     Чтоб их не смять ногой небрежной.

Старайся уловить и света, и теней
     Игру в причудливых узорах,
И кашель сдерживай, чтоб слышались ясней
     Напевы птиц и листьев шорох».
1892 г., Стенькино

С ГОР ПОТОКИ
Весна, весна – по всем приметам,
Куда теперь я ни взгляну;
Весна с улыбкой и приветом…
Затем жить стоит в мире этом,
Чтоб видеть русскую весну!

Повсюду жизни дар небесный
Нисходит радостно к полям, –
И в то же время повсеместно
Всё о страданьях смерти крестной
Великий пост вещает нам.

То в мир земной, то в идеальный
Мечты уносятся мои,
Когда, под благовест печальный,
В лучах весны первоначальной
Журчат веселые ручьи.
1893 г., Стенькино

* * *
Если б ты видеть могла мое горе –
     Как ты жалела б меня!
Праздник встречать мне приходится вскоре
     Нашего лучшего дня…

Словно мне вести грозят роковые,
     Словно я чую беду…
Милая, как же наш праздник впервые
     Я без тебя проведу?

В день незабвенный союза с тобою –
     Счастья погибшего день –
Буду вотще моей скорбной мольбою
     Звать твою грустную тень.

Пусто мне будет. В безмолвьи глубоком
     Глухо замрет мой призыв…
Ты не потужишь о мне, одиноком,
     Нашу любовь позабыв.

Я же, томим безутешной кручиной,
     Помню, чем праздник наш был…
Жизни с тобой я черты ни единой,
     Друг мой, еще не забыл.
24 февраля 1876 г.


Козьма Прутков (литературное детище А. Жемчужникова и др.)

ЭПИГРАММА № 1
«Вы любите ли сыр?» – спросили раз ханжу.
«Люблю, – он отвечал, – я вкус в нем нахожу».

* * *
Смотри в корень.

* * *
Что нельзя командовать шепотом,
Это доказано опытом.



Алексей Кирдянов (г. Ташкент)

НАЧАЛО СКАЗКИ
Метель шумит и злится,
вздымая к небу снег.
Как ветер, тройка мчится,
не оставляя след.

В упряжке – кони бе’лы,
кибитка – в серебре.
И мчатся мимо ели –
в искрящемся добре.

В кибитке юна дева,
прекрасна и нежна;
на вид не королева,
не пери, не княжна.

Она в окошко глянет –
и станет всё добрей:
овраги и поляны
привет ей шлют скорей.

Весной она зовется,
ее извозчик – Март.
Там, где она несется,
отступит снегопад,

от сна барсук проснется,
протянет ветку ель,
проталина займется
и оживет капель.

Зима немолодая
не хочет отступать,
но только уж куда ей
с Весной в борьбу вступать!

* * *
Деньки весенне-молодые!
Плывут по небу облака…
Морозы сгинули былые –
ласкает нас Весны рука.

* * *
Я люблю эту ширь полевую,
Я люблю эту землю – такую родную.

МОИ ДРУГИ – ШАЛЬНЫЕ ВЕТРЫ
Я иду по широкому полю,
где шелко’вые травы одни…
Я плыву по бездонному морю,
с головой окунаясь в сини’…

Умываясь росой на рассвете,
я купаюсь в озерах чудес.
Как люблю я веселое лето,
как люблю я таинственный лес!

Мне неведомы муки земные
в позабытой другими дали’,
мои други лишь ветры шальные –
порожденье великой Земли!


Татьяна Грушина (г. Ташкент)
АХ, ФЕВРАЛЬ, КАК ТЫ ОБМАНЧИВ!
(в авторской редакции)
Дождь слезой пролился горькой
По ушедшему теплу.
Долго шел. Вот превратился
Он в колючую крупу.

Ветром та была гонима,
Сыпала там, где могла,
Шла дорогой стылой мимо,
Больно руки, лица жгла.

Но потом смягчилась малость,
В легкий обернулась снег:
То природы просто шалость
И ее обычный бег.

Вновь прогноз на телефоне:
«После солнечных деньков
Ждите снега на газоне,
Ведь заряд его готов».

Всё как будто бы не ново.
Сколько было разных дней:
То морозы жгут сурово,
Ветры рыщут средь полей,

То сияет солнце ярко,
Звонкие ручьи бегут,
Днем бывает даже жарко
И цветет вовсю урюк.

Ах, февраль, как ты обманчив,
Как коварен ты порой!
Разве объяснишь деревьям,
Что нельзя цвести зимой?

Вот такая незадача,
Так бывает иногда:
Нежный цвет, на нем в придачу
Белые лежат снега…


Алексей РОМАНОВ
Фото автора и Татьяны ГРУШИНОЙ


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →