Конкурс Хорошие рифмы - Разнесённая
В качестве вступления к этому уникальному конкурсу пусть послужат стихи из стихотворения «Юбилейное» В.В.Маяковского:
Нет,
не навяжусь в меланхолишке черной,
да и разговаривать не хочется
ни с кем.
Только жабры рифм
топырит учащённо
у таких, как мы,
на поэтическом песке.
...
Любите ли вы поэзию Маяковского? Она особенная, несомненно, и создать нечто подобное, ды'шащее свободно и широко, крайне сложно. Но достаточно будет хотя бы приблизитЬся к определённым техническим моментам его акцентных тонических стихов, где огромную роль играют не только паузы и ритм, но и сами сложные новаторские рифмы. Какие? Владимир Владимирович использовал разные. Один из самых сложных видов рифм, который встречается в поэзии Маяковского, представляется вашему вниманию!
Итак, тема нашего конкурса - сложная, но хорошая рифма:
РАЗНЕСЁННАЯ РИФМА
Рифма РАЗНЕСЁННАЯ (рифма распыленная) англ.disjointed rhyme. Разновидность рифмы, в которой отдельные части рифмуемого комплекса звуков находятся в разных местах стихотворной строки. Или можно сформулировать так: рифма, образуемая словами, стоящими в различных местах стиха.
Пример из стихотворения В.В. Маяковского "Тип":
Иди и гляди —
не жизнь,
а лилия.
Идиллия.
***
Шаля,
такие ноты наляпаны,
что с зависти
Лопнули б все Шаляпины.
(В. Маяковский)
Если записать последний пример, используя привычную для нас запись в 4 акцента (икта) на строку, и выделить части строк, участвующие в рифмообразовании, то получится очень наглядно:
ШАЛЯ, такие ноты нАЛЯПАНЫ,
что с зависти лопнули б все ШАЛЯПИНЫ.
При особом старании можно заметить и общее в словах "ноты-лопнули", что придаёт ещё большее объединяющее звучание этих строк. Получается, в первой строке целая часть рифмы разнесена, да так, что одна часть ещё и повторилась в одной строке "аля".
Части РИФМЫ фактически РАЗНЕСЕНЫ по разным строкам, стихам, и более явно мы увидим это из другого примера использования разнесённой рифмы в стихотворении силлабо-тоническоЙ системы стихосложения современного автора, найденные на нашем сайте, на странице http://stihi.ru/avtor/lbelenko:
Волчица
...
Тихо скулю колыбельНую ВАм,
Детям подраненной, слабой волчицы.
Пусть в ваших сладких, доверчиВых сНАх
Что-то хорошее нынче случится.
Люди ушли и опасности нет,
Только звучит в моей памяти ВОЙ...
Нет, это рядом… Кто-то роднОЙ мне!
Я поднимаю голову — ВОлк?!
© Vifaniya
Как видим, здесь разнесённая рифма:
«ВОЙ – роднОЙ – ВОлк» с примесью неточных рифм "вой — волк", где Й заменяется на Л и дополняется К и разноударная рифма «не'т – родно'й мне». Рифма «вам – снах» на первый взгляд кажется просто бедной, но можно предположить, что тут бедная разнесённая «колыбельНую ВАм – доверчиВых сНАх».
__________________
Важно обратить внимание, что ради нестандартного самобытного звучания стихотворного текста допускается разнесение отдельных частей рифмующихся слов в отдельной строке, а также и в двух строках, и в трёх. Это всё улавливается на слух и обогащает звучание. На первый взгляд, бедные рифмы звучат, и текст весь превращается в один звучащий монолит, подобный наковальне, где поэт, творя своё произведение, по особому свободно себя чувствует и дышит! Стоит только это суметь увидеть и услышать...
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
В.В. Маяковский 1915
Всем успехов в поисках небанальных решений!
________________________________
Итак, задание для нашего конкурса ХОРОШИХ РИФМ «РАЗНЕСЁННАЯ РИФМА»:
Написать стихотворение с использованием в каждой строфе РАЗНЕСЁННОЙ РИФМЫ. Это условие обязательное! Такая рифма, хотя бы одна, должна быть в строфе, но также допускается использование и других рифм. Обратите внимание, что мы будем обращать особое внимание на РАЗНЕСЁННЫЕ рифмы, а не на какие другие!
Внимание! К рифмам не будут предъявляться жёстких требований!
Авторам предоставляется полная свобода по их разумению. Но ведущая будет мягко подсказывать, что можно было бы изменить в угоду заданию.
Принимаем только новые стихи, опубликованные после начала конкурса!!!
Тема, СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ, ВКЛЮЧАЯ ЗАПИСЬ, размер и схема рифмовки - ЛЮБЫЕ!
Объём ЛЮБОЙ! Количество строк не ограничено!!!
Давайте подойдём к этому вопросу творчески и с пониманием. Мы желаем разобраться в красоте именно рассматриваемых РАЗНЕСЁННЫХ неточных РИФМ, а не каких-то иных. При всей сложности задачи, процесс должен быть максимально творческим и потому интересным. И ещё, не забываем, что главное - это поэзия, где рифмы уместны и красиво звучат.
При голосовании будут рекомендованы следующие критерии оценки (но они не обязательны, каждый решает для себя сам, какими критериями он будет руководствоваться при оценке):
1) Отсутствие ритмических сбоев внутри текста, УЛАВЛИВАЕМЫХ НА СЛУХ.
2) Выбор оригинальных рифм, даже самых немыслимых, но поддерживаемых во всех других частях в стихе. Редкое употребление имеет значение.
3) Звучание рифмы. Аллитерация и ассонансы (созвучия гласных и согласных) в строке, поддерживающих рифму
4)Насколько оригинально и хорошо звучат сами рифмы между собой в пределах одной строфы.
5)Насколько интересно раскрывается контекст произведения, благодаря выбранному типу рифм – мужских, женских, дактилических, что производит впечатление нужного настроения: лирического или наводящего на размышления, или производит впечатление философской афористичности, ёмкости и глубины, а может быть, большее значение имеет напевность, согласно контексту. Игровая составляющая не должна обесценивать литературное произведение!
6) Лёгкость и органичность выполнения самого задания. Насколько стихотворение может быть самостоятельным, а не просто является упражнением по выполнению задания. Читая произведение, начинаешь вчитываться и перестаёшь обращать внимание на сами рифмы.
7) Стилистика произведения не нарушается в угоду заданным рифмам. Слова рифмообразования вплетаются в текст естественно, каждое слово на своём месте, включая интонационные акценты.
8) Отсутствие неоправданных инверсий, особенно в угоду рифме.
9) Личные впечатления – достойная фабула представленного произведения
10) Дополнительные достоинства, подмеченные читателем
ЗАЯВКА оформляется отдельной и должна включать в себя:
- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице.
СТИХОТВОРЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 24-00 25 МАРТА 2021 года или до набора 20 стихов!
Затем будет объявлено голосование.
Призовой фонд:
за 1 место – 400 с\б
за 2 место – 300 с\б
за 3 место – 200 с\б
...(в зависимости от количества поступивших стихов)
Приглашаются все попробовать свои силы и умение!
Всем вдохновения и лёгкой строки!
Если что-нибудь получилось не так - не спешите удалять рецензию, вы лишаете себя участия в нашем конкурсе! Всегда можно исправить заявку! Не спешите.
ПРИНИМАЕМ ТОЛЬКО НОВЫЕ СТИХИ, ОДНО от каждого участника.
Иллюстрация: И.К. Айвазовский
Ведущая конкурса и автор проекта Татьяна Игнатова.
Свидетельство о публикации №121030908911
Всем спасибо!
Маллар Ме 26.03.2021 02:14 Заявить о нарушении