Франка - жена Хама. Фильм по роману Элизы Ожешко

Несколько лет назад на телеканале «БеларусьТВ» я впервые увидела фильм Дмитрия Зайцева «Франка — жена Хама» и он произвел на меня неизгладимое впечатление своей глубиной и психологической напряженностью. Фильм был снят в 1990 году студией им. Ю. Тарича «Беларусьфильм», по мотивам романа польской писательницы Элизы Ожешко «Хам». Позже, все еще под глубоким впечатлением, я пошла в библиотеку и взяла на дом небольшую книгу Элизы Ожешко «Господа Помпалинские. Хам», 1987 г. выпуска, из серии «Библиотека зарубежной классики». Очень хотелось «услышать» эту историю напрямую от автора и сравнить ее с фильмом. Все заядлые читатели знают, что после прочтения книги фильмы часто разочаровывают. Спешу вас успокоить — фильм прекрасно передал описываемую Элизой Ожешко драму, и не только не испортил, но, может даже, и «усилил» её в некотором смысле благодаря прекрасным визуальным образам и непревзойденной игре актеров.
 
Немного о сюжете:
Деревня на реке Неман. Уже немолодой, простой рыбак Павел знакомится однажды на реке с Франкой — женщиной, которая работает неподалеку в усадьбе. В процессе знакомства она рассказывает ему о своей непростой, несчастной и греховной жизни. Искренность и откровенность Франки тронули сердце Павла, и в нем, высоконравственном и верующем человеке, появляется естественное желание спасти заблудшую душу, избавить её от греха и мытарств. Возникшая между героями симпатия помогает в этом — Павел предлагает Франке уволиться и выйти за него замуж. Франка соглашается, переезжает к рыбаку в деревню и начинается их непростая совместная жизнь.
 
Итак, в центре сюжета стоят столкновение и взаимодействие двух миров — чистого, нравственного, обращенного к Богу (Павел) и греховного, полного страстей, ищущего земных удовольствий (Франка). В процессе этого взаимодействия неизбежно рождается конфликт, который и пытаются решить главные герои на протяжении всей картины.
 
После просмотра фильма и трагического финала у зрителя неизбежно возникает вопрос — была ли эта встреча, Павла и Франки, просто роковой случайностью? Или, все же, им было Богом суждено встретиться? Тогда зачем? Ведь столько несчастий Франка принесла не только Павлу, но и всей деревне. Я уверена, что эта встреча произошла в их жизнях неслучайно, и каждый герой фильма должен был вынести для себя определенный урок. Каждый должен был пройти свое испытание. Справились ли герои со своими испытаниями? Рассмотрим некоторых из них и попробуем разобраться.
 
Павел. Человек долга, идеалист и «Спаситель»
До знакомства с Франкой Павел вел спокойную, размеренную и «одинаковую» жизнь. Он регулярно ходит на реку, продает рыбу, помогает семье сестры в полевых и  хозяйственных работах. Он «создал» вокруг себя идеальный мир, где все уважают друг друга, любят, помогают. Его связь с окружающим миром и землей настолько прочна, что он научился безошибочно предсказывать погоду, замечая малейшие изменения в природе. Можно с уверенностью утверждать, что Павел находится в полной гармонии с собой и самой жизнью.
Первое время он проецирует свою нравственность и свое видение жизни и на Франку. Ему кажется, что и она имеет внутри себя те же ценности, но тяжелая жизнь заставила её совершать непорядочные поступки. Когда родные Павла выказывают свои опасения насчет Франки, он отвечает им: «Не опасайтесь, беды не будет. Поклялась одного меня любить и почитать до могилы», «А ничего такого больше не будет, она мне клятву дала». Клятва для него — это святыня. И в его праведную душу даже не закрадывается мысль, что для кого-то это могут быть лишь пустые слова.
Однако позже Павел сталкивается с суровой реальностью. Прежний идеальный мир рушится, нравственные принципы «не работают», слова клятвы перед Богом, к его изумлению, не стОят для его жены и ломанного гроша. Всеми силами он пытается бороться со страстями Франки — сначала он окружает её любовью, дарит спокойную и беззаботную жизнь; потом, поняв, что это не помогает, прибегает к другим, более суровым методам — нагружает работой, заставляет много молится, и, совершенно потеряв голову из-за измены Франки с деверем Ульяны, переступает через себя и применяет физическую силу. Но, что бы он ни делал, по-хорошему или по-плохому, ненависть Франки только растёт.
В фильме многие спрашивают Павла, зачем ему такая жена. Кто-то открыто насмехается над ним, сестра ласково называет его «дурнем», а знахарка Авдотья разводит руками — «совсем сдурел!» Однако Павел, дав клятву перед алтарем, чувствуя ответственность перед Богом за свою нерадивую жену, не может бросить её на «вечную погибель». В глубине души он жалеет её, опутанную дьяволом и грехом, и на протяжении всего фильма называет её «бедной», молится за её душу и просит у Бога милости для Франки. Он прощает её за всё — за побег в город, за чужого ребенка, за отравление, за связь с Данилой, за вечные перепады настроения и истерики — как бы тяжело ему ни было. Столкнувшись с отчаянием и совершенной безнадежностью, он взывает к Богу: «Боже милосердный, что мне делать, как жить?»
Следует также отметить, что Павел, ограниченный религиозными «правилами» с одной стороны, обладает с другой стороны абсолютной внутренней свободой. Он не боится насмешек, «не прогибается» под общественное мнение, прекрасно справляется с определенным давлением со стороны родственников насчет Франки; он живёт только своим умом, своими принципами, сам принимает решения в соответствии со своей совестью. Он не боится, к примеру, в открытую появляться с «нагулянным» Франкой ребенком, хоть деревня и потешается над ним. Павел говорит: «Он-то в чём виноват, творение Божие». Он полностью несет ответственность за свою жизнь, за свои поступки.
Трагический финал фильма показывает нам, что, несмотря ни на что, ему все же удалось достучаться до нравственного зернышка внутри Франки, удалось прикоснуться и необратимо разбудить её совесть. Но об этом немного позже.
 
Вот еще несколько высказываний Павла, прекрасно характеризующих его личность:
 
«Зря деревню браните. Хорошему человеку везде хорошо, плохому — худо»
«Я бы со стыда сгорел, если бы чужое взял. И пан Бог запрещает»
«Великий грех о родителях такое говорить»
«Вижу, глазами вижу, верить не хочу… нет в их сердцах Господа»
«Я догадывался, что так люди живут, но верить не хотел»
«Неправда! Есть небеса и есть ад. Есть вечное спасение и вечная мука. Но даже если на том свете ничего нет, есть в человеке что-то такое, что не дает ему купаться в грехе, как вымытая свинья в луже, возвращаться в свой грех, как пес в блевотину свою»
«Я её от мук и мытарств взял, вырвал, и вырвал не для того, чтобы новыми муками наградить»
«От плохой жизни никто хорошим не становился. От зла один грех. А когда у человека нет причин для греха, он как от хворобы от злых мыслей бежит»
«Я человек простой, Франка. По свету не шатался, век на одном месте сидел — только река, да небо. Но я часто думаю, что там, за лесами, за горами. Какая ты, Варшава. Какой он, Петербург»
«Во всем виноват я, только я. Мало я от неё бесов изгонял, молитвой и уговорами. Чаще надо было наставлять её, лучше смотреть за ней, глаз не спускать, тогда не пропала б. Значит, это я её сгубил. И её сгубил, и себя. Значит, не мне её судить, а скорее она меня обвинить может»
«Одного я только понять не могу, как она могла клятву нарушить»
«Боже, будь милостив к ней грешной»
«А я-то, дурень, решил, что спас Франку, защитил её от мук земных и от вечной погибели после смерти»
«Бедная, какая же она бедная»
«Сам виноват, иначе надо было, по-другому»
«А когда человек при деле, никакое паскудство душу не опутает»
«Сам виноват, мой грех»
 
Фильм прекрасно передает душевные метания и переживания главного героя — не только вербальная, но и невербальная его часть. Калейдоскоп ярких, солнечных, летних пейзажей; небольшие вставки в сюжет, характеризующие текущие мысли Павла, в размытых и мрачных тонах; музыкальное сопровождение — всё это безошибочно передает меняющееся настроение, психологическое напряжение и весь драматизм сложившейся ситуации.
 
Франка. В огне желаний
 
Франке за тридцать и происходит она «из хорошей фамилии». У её деда было два дома в Гродно, отец служил у губернатора в канцелярии. Мать «на фортепианах играла», дядя был адвокатом. Но жизнь родителей не сложилась. Отец стал пьяницей и впоследствии умер, промотав всё имущество, мать тоже умерла в нищете, и Франке пришлось работать в чужих домах и усадьбах, то горничной, то кухаркой. Однако, привыкшая еще в детстве к комфортной и веселой жизни, она очень тяжело принимает такую судьбу. Познав еще в юности домогательства со стороны мужчин, Франка  проживает свою жизнь в известном направлении. Её непорядочное поведение в хозяйских домах приводит к тому, что она скитается с места на место и нигде не может найти свое счастье. Темпераментная и страстная Франка без конца ищет новых приключений и неизбежно испытывает разочарование. Даже проституция имела место в её жизни. Уставшая от серой повседневности и от того, что никто не видит в ней ценности, взрывная Франка находит в Павле отдушину, ведь он единственный, кто по-доброму выслушал её и понял. Ей кажется, что именно в Павле кроется её счастье: «Какой же ты хороший, милый… Такого милого и хорошего, как живу, не встречала. Если ли бы ты дружком моим захотел стать, ничего больше от жизни бы не попросила, никогда бы тебя не оставила, хоть б молнии между нами полыхали, через горы и леса бежала бы к тебе, моря бы переплыла… Оттого только, что ты сжалился надо мной».
Первое время Франка действительно счастлива с Павлом — он её любимый, её спаситель. Она поклялась на могильных крестах, что будет любить его одного и почитать. В тот момент она и сама верила в свою клятву. Однако, со временем начинает проявляться истинная, природная сущность Франки — деревенский уклад жизни давит на нее, тихая и спокойная жизнь кажется хуже болота. Она жалуется своей единственной подруге Марцелле: «Гадать не гадала, во сне не видела, что в мужичку превращусь», «В мои годы человеку хочется радости, удовольствий разных, свет повидать. Словно в гроб легла и сама крышку над собой закрыла». Да и еще во время первой встречи с Павлом она роняет фразу: «Толи дело в городе — танцы, музыка, театры… Черт бы побрал эту деревенскую жизнь». Франку охватывает ненависть ко всему, что её окружает — к Павлу, к деревне. Любые попытки мужа образумить её, приводят лишь к раздражению и ненависти. Не выдержав накала, она сбегает в город, ищет мужской благосклонности, развлечений… И совершает еще целую череду необдуманных поступков.
Но все же, Франке свойственны и высокие нравственные порывы. Они, как молнии, временами блистают на хмуром, затянутом небе. Это и искренняя благодарность Павлу за участие («Не думала такую хорошую душу встретить», «Какой же ты хороший человек»), и её монолог о настоящей любви у сестры Павла Ульяны, и её подарки деревенским жителям, и настоящий стыд перед мужем, когда она возвращается к нему в дом после побега и отравления.
Но страстная и эмоциональная натура Франки, тяга к красивой жизни и новым любовным связям побеждают всё снова и снова, и она опять ненавидит всё вокруг, опять совершает страшные вещи.
 
Вот некоторые высказывания Франки, характеризующие ее личность:

«Не умею долго сидеть на одном месте*»
«У вас что ни скажи — то всё грех! А у меня что поклеп, то поклеп, а что правда, то правда. От трех грехов, пан Бог видит, чиста — не пью, не краду и не вру. Но если бы захотелось, то бы и согрешила»
«Плевать на тех людей, им до меня дела нет»
«Я всегда благодарна тому, кто что-то доброе для меня сделает… Такая у меня натура!»
«А в чем это я должна каяться, интересно знать. В том, что пан Бог оставил меня без приюта, осиротил? Что каждую каплю счастья повелел запивать полным ковшом отравы? … Душа, какая душа?»
«Счастье — если что-нибудь у тебя есть, чего у других нет. Если все, все тебе завидуют»
«Вот, Бог меня покарал за то, что сама себя унизила. С холопами, с хамами связалась»
«Какой Господь Бог, всё это глупость»
 
И, возвращаясь к самому главному вопросу картины, удалось ли Павлу достучаться до Франки, удалось ли изменить ее, дадим ответ: да. После того, как Павел прощает её за попытку убийства и вызволяет из тюрьмы, она больше не может ненавидеть его, как бы этого ни хотела, на её пути появляется непреодолимый нравственный барьер.
 
«И на этот раз прощаю тебя, Франка. Хоть и решилась ты на великий грех, подумал я, брошу тебя, покину — навеки сгинешь. И еще спасаю тебя потому, что поклялся перед небом, что не покину тебя до самой смерти. Раз поклялся, значит так тому и быть. Холодно в хате, ты бы печь затопила, чаю согрела, попила бы. Ты здесь такая же хозяйка, как и раньше. А руку, руку я на тебя больше не подниму.» — говорит Павел.
 
Теперь Франка оказывается в моральном тупике. В последнем разговоре с Марцеллой, она говорит: «Только он один хороший… Павел, мой муж*», и добавляет, что Павел убил её своей добротой, замучал. С одной стороны, она больше не может предать и унизить своего мужа, с другой — она прекрасно знает свою истинную природу и понимает, что не сможет измениться. Франка признается: «Я сама себя боюсь, и его боюсь. Ударил бы, легче бы стало. А так… грызет меня что-то изнутри, кусает… Спать по ночам не могу, в глаза ему не могу смотреть…» А себя она сравнивает с пьяницей: «Уж я её знаю, она как пьяница … когда трезвая, я не боюсь её, но когда выпьет, когда вихрь поднимается в душе, как закрутит, как понесет, я боюсь её…»
Раздавленная чувством вины, а также понимая, что она не сможет решить дилемму — ни жить с Павлом, который действительно был ей «полицией», жить лицом к лицу с его нравственной чистотой; ни изменить свою греховную натуру — она совершает последний свой тяжкий грех.
 
Ульяна. Любящая сестра
 
Ульяна — сестра Павла. Дети рано лишились родителей, и Павел берет воспитание и заботу об Ульяне на себя. Она искренне благодарна брату за всё, что он сделал для неё, и беззаветно любит и уважает его. Когда Ульяна выходила замуж, Павел отдал молодой семье половину своего огорода, две коровы, овечек, некоторую сумму денег.
Кроме любви и уважения, Ульяна имеет и определенный практический интерес к Павлу, ведь он помогает в хозяйственных работах, а в его избе под печкой хранится наследство — 120 серебряных монет, которые достались ему от отца.
Когда сестра видит, как складывается семейная жизнь Павла, она всей душой переживает за него: «Обидно за Павла, обидно так, что сердце разрывается». Семья Ульяны не раз пытается образумить его, но всё тщетно. После того, как Франка привела в дом чужого ребенка, Ульяна впадает в отчаяние, ведь теперь «и хозяйство, и гроши, что по батьке Павлу достались, всё теперь байстрюку отойдет».
 
Однако в конце фильма, когда Филипп возмущается, что Павел потратил всё наследство на выкуп Франки, Ульяна произносит слова, показывающие, что она не сердится на Павла, принимает ситуацию и желает ему только добра: «Забыл ты, Филипп, все добро, которое мы от Павла имели, забыл… А я ничего не забыла, я всё помню. И братец твой дома тоже все помнит… Так может оставим наконец Павла в покое, пусть своим разумом живет, как сердце велит. Не нам судить. Виноват если, Господь рассудит. И ей Господь судья».
 
Марцелла. Родство душ и выгодная дружба
 
Очень интересен образ Марцеллы. Она — деревенская нищенка и подруга Франки, всё еще с трепетом вспоминающая свою первую любовь. О её жизни известно не так много: «Холопка-то я холопка, але ж не такая как тутошние*. Малой дивчиной к господам на службу пошла, в усадьбах жила, театр и танцы знаю ... То была жизнь!», «Что я на этом свете не видела. Всё видела, всё слышала, всё знаю». Она в некотором смысле похожа на Франку, тоже «водилась» с господами («потому-то я сразу смекнула, кто ты такая. Другим оно невдомек, а я сразу тебя разгадала») и понимает её тягу к красивой, комфортной жизни. А еще она весьма умна, является тонким психологом и точно знает, на какие «кнопки» нужно нажать, чтобы сблизиться с Франкой и извлечь из этого для себя определенные блага (еду, приятное времяпровождение). Зная, что именно нужно Франке, в течение всего фильма она поет ей дифирамбы:
 
«Але ж Вы, моя миленькая, хороша, ой, хороша! Боже мой Боже, ножки у Вас белее, чем у иных лицо. А очи … сапфир. Чистая и тонкая, будто паненка в гарсете»
«Кого ж ты во мне разгадала?» — спрашивает Франка. «Паненку, нежную и красивую, как крулевна»
«Все пристойные люди про тебя спрашивают, удивляются»
«Нет, не для того тебя пан Бог сотворил, крулевать тебе и пановать на этом свете, а не хамские побои сносить… Может ты мне вечером сахарку принесешь кусочка два?»
 
И вообще, на протяжении всего фильма Марцелла в угоду Франке противопоставляет хамов и её (Франку), «благородную пани». Она выслушивает Франку, поддерживает, помогает в различных «проказах». Но, как бы Франка ни жаловалась на Павла, как бы ни ругала и ни ненавидела его, Марцелла все равно уважает его: «Павел хоть и мужик, а человек добрый, работящий. За ним не пропадёшь», «Вот бы мне такого спасителя в молодые годы, уж я бы знала, как его почитать», «Добрый, как Господь Иисус. Счастливая ты, Франка, счастливая*», «Глупая, не понимаешь своего счастья*».
 
Узнав об отравлении Павла, Марцелла приходит в ужас и кричит Франке: «Мерзавка, нет в тебе души людской!», и кидается на помощь рыбаку, что говорит о сохранившихся внутри неё достоинстве, сочувствии и человечности, несмотря ни на что.
 
Таким образом, мы видим, что каждый герой подвергся духовной трансформации, каждый по-своему изменился после встречи с Франкой, как и сама главная героиня. Павел смог проверить свою веру «на прочность», испытать её не в теории, а на практике. Франка, наконец, услышала голос своей совести. Ульяна научилась принятию, избавилась от обидчивости и ожиданий. Марцелла, забыв о выгоде, не захотела больше поддержать Франку и приняла сторону Павла, хоть и осталась дальше её подругой.
 
В заключении хотелось бы добавить, что фильм неизбежно подводит зрителя к глубоким размышлениям и, возможно, переоценке некоторых явлений жизни. Также он показывает нам, что бывает, когда сходятся совершенно разные по своим жизненным ценностям и принципам люди, люди из разных социальных слоев, и что такой брак, как правило, обречен на провал. Ведь не зря говорят, что влюбленные «должны смотреть не друг на друга, а в одном направлении».
Считаю этот фильм настоящим произведением искусства и шедевром белорусского кинематографа.
Рекомендую к просмотру!
 
Название: «Хам» или «Франка — жена хама»
Режиссер: Дмитрий Зайцев
В главных ролях: Геннадий Шкуратов и Ханна Дуновска
Язык: русский с польскими вставками
Длительность: 4 серии, каждая чуть больше часа
Год создания: 1990

*полностью или частично переведено с польского языка


Рецензии