Что предпочтёте - себя или Его?
Решил всё-таки вам написать, по следам нашей вчерашней беседы и тех стихов, которые вы мне выслали и которые я уже прочитал, может быть, правда, не так внимательно, но пристально вылавливая главные, сердечные места. Наверное, письмо получится длинным, так что запаситесь, пожалуйста, терпением. Короткие я ещё писать не научился. Кроме того, нет уверенности в получении от вас ответа, а некоторые недоумения всё-таки разрешить надо. Также думаю, что лучше говорить напрямую, и притом всё-таки письменно, чтобы погасить эмоции и говорить только суть. Хотя даже в такой форме общение потребует большого терпения с обеих сторон. Ещё хочу сказать, что если вы хотите иметь со мною общение, то, наверное, вам всё-таки придётся "спуститься с трона" и вступить со мною в прямую беседу, в которой, естественно, каждый из нас не позволит увлечь себя в области, для него неприемлемые.
Так вот. Мыслей у вас, дядя Эдик, конечно, великое множество. Но далеко не все из них важны и интересны. Интересно другое - как вы всё-таки в конце концов определитесь по отношению к Богу и что предпочтёте: себя или Его. Вот простой вопрос, стоящий перед вами, всё сводится именно к этому, как когда-то сводилось и для меня. В ваших мыслях и стихах много всего, и истинного, и ошибочного, и мудрого, и недалёкого, но весь этот компот в итоге должен получить своё смысловое наполнение ответом на тот вопрос, который я поместил выше. Вы думаете, я на вас клевещу? Ничего подобного. Все наши противоречия сводятся именно к этому. И никто, кроме меня, да может быть, папы вам этого не скажет, остальные пожмут плечами и пройдут мимо. Но понимаете, дело всё в этом. Да, вы конечно, умный человек, и на всё сможете ответить. Но посмотрите внимательно на свою жизнь, на свои мысли, и вы увидите, что истинный предмет ваших занятий - это единственно вы сами. И вся трагедия в том, что вы думаете при этом, что ищете Бога и Его Истину. То есть тут присутствует ещё момент самообмана. А значит, все компоненты ловушки на лицо. Скажу откровенно, положение ваше незавидное. Но не безнадёжное. Выход, самый первый, ближайший. Перестать настаивать на своей безусловной правоте, проявить интерес и уважение к тому, что не вмещается пока в созданный вами мир, и прежде всего - к Церкви Христовой, как к чему-то такому, что вам неподсудно, что вас превышает в своей не эмпирической, но духовной, мистической глубине.
Мир, вами созданный, вас же и поработил. Вам нужно просто на время его отставить, забыть о его существовании, всё начать заново, с чистого листа, иначе все разговоры с вами просто ни к чему не приведут. Вам крайне мешает чувство собственной правоты, и ещё ощущение своей огромности. Что-то исправить можно, может быть, только если вы сами разомкнёте замкнутое кольцо ваших построений навстречу реальной жизни, текущей вокруг вас и пытающейся на самом деле показать вам реальный путь к Богу и Свету.
Вот вы говорите о любви. Но ведь она невозможна без притока благодатных сил. Вы совершенно правильно говорите, что многое нам дано от рождения. Но мы, как блудные сыны, всё это к 25 годам транжирим, и остаются жалкие крохи, и мы нуждаемся в восполнении любви. А источник, таинственный и великий, - только там, в Храме, его таинствах, молитве в нём. А как к этому припасть? Только как мытарь, как нищий, иначе источник не открывается. А какой же вы нищий? У вас целый мир! Но поймите, и мир-то ваш нищий, и живыми соками он может наполниться опять же только из этого источника. И не надо коситься на всякую ерунду, дело совсем не в иерархии, и не в других религиях, и не в священниках даже. Дело в том, что в Храме мы можем встретить Бога, можем вступить с Ним в благодатные отношения, можем обрести спасение. Не в нетерпеливых выкриках: "Ну и что?! Ну и где же тут ваша благодать и ваша любовь?!" Нет. Надо туда приходить тихо, терпеливо, во всём установленном порядке, и ждать, когда это начнёт происходить с вашей душой...
Эх... Может, зря я вообще всё это пишу. Кого Господь призывает, тот сам приходит. А без Бога самые благие усилия тщетны. Но, понимаете ли, вы, хотите того или нет, являетесь частью и моего мира. И я обязан сам перед собой сделать всё, что в моих силах, чтобы и вы познали тот Свет, который вошёл в мою жизнь. А вы, в итоге, или окажетесь с нами, или - пойдёте своим путём, "к арктическим ветрам". И такое тоже может быть. Не все в этом мире наследуют спасение. Да и сам я не держу его у себя в кармане, а ещё и по шапке могу получить, за все эти мои слова в том числе.
Ну вот, дядя Эдик. А потом мы, конечно, поговорим и о Стержне, и о Любви, и о Тибете, если захотите, и о нехороших иерархах, и о самоутверждении, само собой. Маленькое условие. Склоните голову. Встаньте на своё место. Скромное, не царское, но - счастливое. Вы говорите, вам счастья мало. Но Бог берётся всё устроить. Он ведь всемогущ. И абсолютно благ. И все наши желания неслучайны, но Им же в нас вложены. Всё будет, не у одного вас, у нас всех. И вы один из прочих, как и я, как и папа, и дядя Боря, и каждый из нас. И с каждым Бог. И ради каждого Он пришёл в этот мир и принял мучительную смерть - чтобы даровать нам ИМЕННО тот путь, на который я зову вас вступить, вступить тихо и просто.
Не хотите - что ж, я ещё подожду. Но тогда всё-таки не надо говорить, что мы вместе и что ничто нас не разделяет. Кое-что разделяет. И если вы честны сами с собой, вы не можете это не чувствовать. Я бы мог ничего этого вам вообще не говорить. Предоставить вас самому себе. Жизнь сама всё покажет. Но я верю в вашу добрую волю и верю, что любовь к Истине и желание Ей приобщиться, и смирение перед ней перевесят в вас любовь к себе и своим "находкам".
И то, что нас разделяет, не так просто, как вам может показаться. Оно иррационально. Отсюда все эти глупые споры и эмоции.
Не хотите писать - не пишите. Не понравилось письмо - пусть я его не писал. Больше не буду спорить, и эти темы оставим. В конце концов, можно общаться и на другом уровне, как это делают все прочие дяди и племянники. И тут тоже выход.
В любом случае, дядя Эдик, я вас люблю и уважаю, и ум ваш, и душевные ваши качества, и то, что сокрыто для многих в вас, но что я вижу - трепетное, живое, доброе и ясное, очень хорошее существо, которое к тому же есть как бы мой второй отец по плоти, которого я не могу не любить и не уважать. И не желать того спасения, которое сам вижу и на которое уповаю.
Всё. Кажется, всё сказал. Милости Божией вам желаю. Его пути неисповедимы, а милосердие безгранично. Будьте счастливы сполна, и в самом вашем Стержне, и ещё здесь на земле.
Простите меня, если задел. Сказал то, что считаю правдой. Ваш племянник Эдик.
6.02.2004
На фото слева направо - дядя Эдик, папа, их дядя по матери Георгий Михайлович Файбич и дядя Боря, ок.1980г.
https:// ridero.ru/ books/ apologiya_pravoslaviya/
Свидетельство о публикации №121030900226