Призываю перейти в область более светлую
Так же, как и вы, я стремился вверх и ввысь и стремился очень сильно, и не думайте, что я забыл это стремление. Но дело оказалось в том, что то, к чему я стремился, то самое, Сам Бог, оказался здесь, рядом со мною, на земле, в счастье, радости и любви, в искренней вере и молитве, в церковном опыте, в отношениях с духовным отцом, в опыте милостивого и любовного Божиего Присутствия. Ни на какие коврижки не променяю теперь я это, ибо попробовавший сладкое уже не хочет возвращаться к горькому. Так что меня жалеть не надо. СкАжете, что и вас тоже? Но я вас не жалею, я считаю вашу жизнь настоящей и, думаю, Бог недалёк от вас. Только всё-таки Он действует не через ум. Его действия на нас гораздо более тонкие, чем даже мысли. Все сердечные чувства очень тонки. А если сердце огрубело и закрыто камнем нечувствия, то и подавно нелегко осознать Божие прикосновение к тебе. Вино же да водка, женщины, чревоугодие, грубые зрелища и более всего гордыня придавливают сердце, как плитой, и бывает с человеком то, что называется окамененным нечувствием. Труды же, пост, молитвы, добрые дела, воздержание и целомудрие (а вовсе не тренинг, как вы пишите) истончают человека, сердце приоткрывается и ты начинаешь многое понимать, чего раньше не понимал, недооценивал, не ощущал. То, что называется грехами, прежде всего огрубляет человека. И тут-то и ждёт его наказание. А то, что вы говорите о протестантах и иудаистах, к делу не относится, это всё внешнее. Как и все умственные построения о пути «человечества», об устройстве Вселенной и пр. Это всё идёт от неверия в смысл своей собственной рядовой жизни, и более всего внутренней жизни, которая одна, и только она, должна заполнить всего человека. Там-то и есть наши величайшие масштабы, там престол Божий – наше сердце, там все тайны Вселенной. Но благодатный путь туда – именно через Храм, и другого пути не знаю, да и не нужны мне другие пути к сердцу души моей – Господу Богу моему. Что есть таинства Церкви? Это есть внешние действа, когда под видом тех или иных вещей, тех или иных обрядов, душе невидимо подаётся благодать Божия. Вот и всё. И вы знаете, не хвалюсь и не горжусь этим, а только благодарю Бога – меня водрузили на гораздо большую высоту, чем всё то, о чём вы мне пишете и в чём пытаетесь меня убедить. Сам бы я никогда туда не взобрался. А я просто отставил в сторону всё, что мне мешало идти по этому пути, на меня в какой-то момент повеяло оттуда Богом, и я всё вменил в ни во что, чтобы Бога встретить. Я задвинул себя и дал место Богу. А потом я понял, что меня и нет, что и без того всё, что я считал самим собой, всё это был Он, и речь идёт только об усилении Его присутствия во мне, о большей степени моего бытия, которую я получил через Церковь. И я не «прибился к стаду», нет, я, как блудный сын, вернулся к Отцу, вышел к себе настоящему, который не отделён от других людей, не чужой им, не отчуждённый, не холодный, не покинутый всеми, не обиженный на жизнь и людей, не уставший от жизни, не разучившийся любить и т.д. и т.д.
И вы знаете, ведь вы меня гораздо лучше, это я тоже говорю ответственно. Просто вы в более мрачной области живёте. А я вас призываю перейти в область более светлую, где возможна иная жизнь и иные отношения между людьми.
6.02.2004 (из письма дяде)
https:// ridero.ru/ books/ apologiya_pravoslaviya/
Рецензии