Дело не во внешних формах, дело в нас самих
Время всё наше – важно, как мы им пользуемся. У меня был момент, когда мне казалось, что нужно что-то поменять в жизни, чтобы решительнее двинуться по духовному пути. И Батюшка мой спросил у меня: «А как ты представляешь себе духовный путь?» Я ему говорю: «Ну, молиться, к Богу стремиться…» А он меня и спрашивает: «Ну а что тебе сейчас мешает это делать?» И я всё понял. Дело не во внешних формах, не в досуге и не в работе. Дело в нас самих – куда смотрит душа, хочет ли она смотреть на Небо, ищет ли Бога, и если да – ничто не может помешать этому, а всё только поможет. Не случайно апостол Павел писал верующим оставаться в том звании, в каком они призваны. Любое дело может быть посвящено Богу и сделано Бога ради, с молитвой и старанием. И всякая работа – это тоже задание Бога, долженствующее принести свои плоды в нашей душе. И работа дворника ничем не хуже никакой другой работы, и она вполне может не разорять внутренний мир, но созидать его. Батюшку, когда он молодой приехал в монастырь, естественно для духовных целей, заставили выгребать навоз. И он сказал, что это был образ толстого слоя грязи, лежащей на наших душах, он как бы из себя навоз выгребал. Всё неслучайно. Мы окружены символами нашего собственного внутреннего мира. Просто если о себе высоко думать, конечно, непонятно, как у такого великого человека может быть такая рядовая, серая и ничем не примечательная жизнь (у меня именно такая жизнь). А если понять, кто ты есть на самом деле, всё встаёт на свои места, получает свой смысл и милость Божия становится действительно ближе, особенно когда ты всегда находишь поводы Его о ней просить. Даже наша работа есть дело великой важности для наших душ, так как может и разорять, и созидать душу. Если ею пренебрегать, она именно будет душу разорять. Если же понять, что и это есть милость Божия, и это тоже есть Богообщение, повод для непрестанной молитвы о милости, даже и об успехе трудов, каждого маленького участка работы, - тогда вся работа наполнится до краёв именно духовным содержанием. Начинаешь что-то делать – «Господи, благослови!» Делаешь: «Господи, помоги!» Сделал: «Благодарю Тебя, Господи!» «Видишь смирение моё и труд мой – остави мне грехи мои. И помяни меня, когда приидешь во Царствии Твоём»…
Вся духовная жизнь внутри нас. А чисто внешние шаги духовного смысла требуют от нас минимального времени (молитва утром и вечером, перед едой и после еды, зайти в храм в выходной, а когда захочешь – и вечерком на неделе) и для них не существует никаких строгих правил и ограничений. Одно из правил духовной жизни состоит и в том, что нет правил. И есть правила. И когда их все выполнишь, понимаешь, что их нет.
30.01.2004
https:// ridero.ru/ books/ apologiya_pravoslaviya/
Рецензии