понижение градуса, официозности некоей, - лит-ры
и/л/и,
..одемокрачивание, оживление, опрощение - романа .
----
о. вводное положение.
**
процесс .. понижения некоего градуса - академич-
ности и аристократичности (~ избранности,элитар-
ности) т.н. исконно `высоких жанров` {выдержан-
ных в определен. строгости рамках ; канонах, ут-
вержденных и незыблемых (..в определен.-то мере)
,словно памятники .. . таких как трагедия и ком-
едия , в античной традиции, по инерции сохраняв-
ших свои такие традиции вплоть до , времен эпохи
проторенессансу (раннего возрождения), и далее..
(~ 1з вв.) }.
обытовление , понижение `высокости` сих жарнров;
превращение , трансформация их в более, `призем-
ленныя` , жизненныя нарративы.
эволюция в сторону открытости сферы обычной жиз-
ни, в сторону раскрытия раскрепощения - народной
поэтики , поэзии будней. ..выход на новые прост-
оры, занятие достойного места и статуса: получе-
ние признания со стороны т.н. знати, истеблишмен-
та (говоря современ.-то соотв. языком); и приоб-
ретение (около)(/полу)официального даже статуса.
занятие своей ниши в, культурной жизни на уровне
гос-ва , страны . ангажированность в, среде(ах):
книжно-издательской ., театрально-сценической .;
в общем - в, официальн. авторской - артистическ-
ой соотв. ( богемной ), жисни гос-ва, страны .
--
положение #1.
взаимная диффузия: `высокого` и `низкого` жарнров.
**
процесс такой кросскультурной коммуникации, вза-
имодействия на разных соотв. ярусах/этажах/плас-
тах культурных, - как фольклорного и собств. ав-
торскаго (:неких условно `низкого` и `высокого`,
жарнров-то); - .. диффузии по сути , - нужно рас-
сматривать соотв. с обоих двух сторон :
~
а).
либо как движение .. снисхождения до исконно фол-
клорных, `низких` жарнров; - со стороны авторов -
происходящ./принадлежащ. из/к элитарному кругу.
к теме соотв. народной, приземленной, будничной .;
~
б).
либо возвышение, подъем - фольклористиков - твор-
ческих людей из народу, предрасположенных к твор-
честву и сочинявших в народном соотв. жарнре, к ,
собств. некоему уже авторскому , более искушенно-
изысканному и изящному. сохраняя тематику и сюже-
тику, характер нарратива-то, - тем же (около)на-
родным соотв. (около)бытовым ; приземленным, жиз-
ненным; житейским, будничным если угодно .
--
положение #2.
корни, истоки сих перемен, переходов, трансформаций;
смены (~обмена) полюсов , соотв. культурного обмена,
~ `высокого` & `низкого` иск-в/тв-ва; авторского,..
элитарного , и фольклорного/народного /профанного,
житейскаго.
эволюция жарнров лит-ры как отражение процесса одемо-
кратизации некоей , в т.ч., по части доступности оной
(- лит-ры,) широким-то кругам населения, большинству-
ка, обычному `смертному` людю. поэзия улицы обычной-ка
жисни-то , существовал исконно в, собств. фольклорных
формах, т.н. устного народного тв-ва и также письмен-
наго соотв. эпоса .
как серьезное иск-во рассматривалис жарнры исконно ан-
тичного наследия. напр. те же трагедия и комедия соотв.
конечно, в сюжетики и энтих, канонизированных можно ск.
`высокых` жанров, не могли не просачиватьса мотивы из ..
жизни улицы т.с. , ноты из жизни простого таки народа.
но они были скорее случайностию.
архитектоника, в т.ч. форма - произв-й сих жанров `выс.`
предполагала: ..учтивость, строгость, `серьезность`-с.;
морализаторские различные клише и купюры. сюжет заранее
исключал некие фривольности , спонтанность, игривости..
следствием чего и становилис : скованность, сухость, ..
пресность, серость, скучность , закрепощенность и т.п.,
- сюжетов собств. нарративов их .
и, видимо, с этим надо было что-то делать.
народ потешалса конечно и пословицами и поговорками, и,
былинами и легендами, и пр. устным и даже письменным эп-
осом-то , фольклорными хитами.
чего-то однако, решительно не хватало; аристократам - ..
простоты , а простакам - благородства, эстэтики если уг-
одно .
что-то явно ( и явственно ) должно было изменитьса-таки.
и, сей обмен , когда-то да и должен был бы да и разроди-
тьса-таки . вопрос лишь времени .
церковная, аристократско-светская, академич., - среды -
все они были отгорожены от народу. бесграмотность челя-
ди была одною из основных загвоздок в освоении и пости-
жении знаний различного роду, в просвещении (просветле-
нии).
начиная с допотопных времен, античности той же, миф, как
жанр, был эпичным. высокыя жанры - трагедии и комедии ..
в эпоху ранней и послд. христианизации духовная лит-ра.
--
# з. и финальное положение. (:мини-эхскурс в историю).
немного из истории развития некотор. жарнров лит-ры .
(кое-какие)
+- первые неформальные жарнры - офиц. м.с. @-й (автор-
ской) лит-ры .
**
в раннем средневековье появл. аристократическ. романы .
они были достаточно образованны (по тем меркам и не т.).
народ же оставалса тёмен.
куртуазный роман воспевает розу даму сердца, любовные..
красивые истории. хитросплетения амурных перипетий, по-
этику и поэзию воздыханий , роковой любви , и т.д. т.п.,
романтические дела. но, пока что в декорациях придвор-
ных , дворцовых ; велеречивых , гуттаперчевых , и т. п.
рафинированных слащавых , елейных , пожалуй чересчур ..
т.н. плутовской же романъ - поинтереснее-ка уже пожалуй.
здесь-то на сцену и выходят герои из простого +- народу.
век ~ 1ч-й +- ..западно-европейскый регион.. .
а на руси-то:
предтечею романа как неск. автобиографич. некоего пр-я;
а также собств. и публицистическ. , очерко-записочного,
современ. некоего жарнра, (:`медитативного романа`), -
явилса появившийса жарнр т.н. `хожения`, (в веке ~ 15).
явл. неким пограничным что ли жанром, м-ду фольклорными
- `былью` /`легендою` как бы, и христианск. церковным ,
неким жарнром `житiя`, канонизирован. соотв. святых .
а также и автобиограф., неких записок , письмен , - людей
знатных, бояр и т.п.
коим собств. и явилса - афанасий никитин, автор "хоже-
ния за три моря". нарратив же однако, его тхта, - впо-
лне демократиченъ , неформален . стремитса к фолклорн-
ости и т.п. без эпичности гомеровской и несторовской,
а более жизненный, простой что ли, - характер-то нося-
щий. не лишен естеств. и романтичности(/зма), романти-
ки, эхзотичности, приключенческого духа и т.п.
т.е получ. увлекательное, простое, довольно легкое чти-
во.
один из первых, родоначальников соотв., можно сказать,
приключенческого романа. аф. никитин создал свою вещь
в, говоря сегодняшн. понят./терминологиею, nonfiction,
жарнре архаичн. пра- / прото- репортажа соотв., с эле-
ментами приключенческой прозы. опрощенным языком нефо-
рмальным - оформленная вещь, относящ. к молодому зача-
точному даже жарнру - `хожений` . как, повторюс предп-
осылка - к, романистике уже fiction собств. характера.
и далее, потихонечку лит-ра идёт, проникает-таки в на-
родъ. процесс параллельный с социально-культурными из-
менениями, в т.ч, и главн. обр., связанный с доступно-
стию грамоты/письма и дальнейш. форм образованности с.
просвещенности.
на дворе, европейском соотв., тем временем возрождения
т.н. эпоха, венцом котор. становитса такое понятие как
гуманизмъ; далее на смену приходит и эпоха просвещения
с романтизмом, сентиментализмом, (нео)классицизмом, ..
энциклопедистами французск., натуралистами (руссо и са-
нд, и др.); и т.п. пр. пр..
социо-культурные процессы сии приносят долгожданное, ..
просвещение - и в массы . (.. века ~ 18 , 19, 2о , .. ).
бесплатныя: начальное и среднее и даже высшее образова-
ния.
и, пра- прото- модернъ . потом модернъ . постмодернъ.
тесная связь; обычной жизни, поэзии будней и ыдеализма.
демократия .
уже кое-что.
(..)
*
Свидетельство о публикации №121030703683