Какие профессии могут проповедовать Иисуса Христа

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА

Беседа после Литургии в Казанском Храме пос. Ерцево


    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сёстры, мы сегодня собрались с вами в нашем Казанском Храме после Божественной Литургии в воскресный день, в праздник Апостола Андрея Первозванного. Мы сегодня поговорим на тему проповеди, то есть зачем нам, православным христианам 21 века, проповедовать Иисуса Христа, если уже наша Россия считается православной. Актуальны ли сейчас миссионерство, проповедь? Сегодня как раз память Андрея Первозванного - проповедника, миссионера, Апостола, который был первым учеником Христовым и который смог увидеть в наших языческих землях Русь Святую.
Апостол Андрей узнал о Христе и пришёл ко Христу. Он пришёл к Нему всего на один день. И вот этот день изменил его жизнь. Почему Христос смог за один день так изменить жизнь человека?
Апостолы были учениками Иоанна Крестителя, и они пошли за Христом. Иоанн Креститель указал, что это Спаситель мира. А апостолы в Иоанне Крестителе видели спасителя мира, но Иоанн Креститель говорил: «Не я спаситель мира. Придёт Христос, у которого я даже не достоин развязать ремень на Его обуви».
Иоанн Креститель был очень смиренным. У нас часто получается, что чем выше человек поднимается, тем у него больше гордости. А у святых наоборот: чем выше святой поднимается, тем ему надо иметь большее смирение, потому что, чем ближе к Богу, тем человек должен быть прозрачнее. Гордость – это как некие тёмные пятна на стекле. Если стекло грязное – нам неприятно, и мы хотим помыть окна. Чтобы Божественный свет сквозь нас проходил, нужно не иметь никаких пятен. Вот святые к этому и стремились.  Если на стекле будут чёрные пятна, то стекло будет нагреваться. А, если стекло будет чистое и прозрачное, то даже, если близко будет поднесено к источнику света, то оно не будет нагреваться, а будет пропускать через себя свет.
Святые имели великое смирение, которое очищала их от греха и сажи. Апостол Андрей Первозванный имел самое главное: дерзновение идти за Христом и смирение.
Допустимо ли апостольское служение для мирян? Каждый христианин должен быть проповедником слова Божьего. Вот, например, сотрудник Храма, который служит в лавке – это не магазин, это центр миссионерства, где оказывается духовная помощь. Священник занят у Алтаря. Ведь человек придёт сюда может впервые в жизни и придёт всего на пять минут, и от того, как его встретят, будет зависеть будет ли он ходить в Храм или нет. То есть как его встретят прихожане, как его встретят в лавке. Очень важно миссионерскую лавку делать так, чтобы человек почувствовал себя как дома.
Если жалуются на что-то, то это хорошо, значит есть повод исправиться. Если человек постоянно только получает одни похвалы, он обязательно может возгордиться, а потом погибнуть. Поэтому, если нас ругают – это хорошо. У вас в церковной лавке написано изречение Преподобного Макария Великого: «Если нас сегодня не поругали, значит день прожит зря». Сам Преподобный Макарий Оптинский сказал такие слова.
Когда мы делаем добро, мы должны обязательно ждать пощёчины от дьявола. Но не надо этого бояться, потому что, когда он даёт нам пощечину, мы отрезвляемся. То есть, когда мы впадаем в гордость – мы не чувствуем обстановки. Мы можем выйти на холод раздетые (в одной какой-то одёжке) и замерзать там, и не чувствовать при этом холода, как пьяный человек, который не чувствует, что он замерзает и засыпает. И так же христианин, когда его только хвалят, он теряет ощущение духовного холода, перестаёт сопротивляться и погибает. Поэтому очень важно нам принимать с благодарностью вот те насмешки, наказания, которые к нам приходят – это нам поможет быть трезвыми.
Можно объяснить это на таком примере. Канатоходец идёт по тоненькому канату, и у него есть жердь, которая помогает ему балансировать. Если перевесится на правую сторону, то он не сможет выровняться, и он упадёт. Вот, когда Господь ему посылает помощь: его кто-то начинает ругать, он вздохнёт свободно и, постепенно уравновесившись, пойдёт дальше. Мы канатоходцы, поэтому очень важно нам принимать благодарность от Бога то, что Он нам даёт. Если есть в этом какое-то горькое лекарство, то это великое благо.
Давайте порассуждаем: какие профессии могут проповедовать Христа? Может ли уборщица проповедовать? По крайней мере она не должна делать зла – это уже великое добро. Потому что сейчас дьявол ополчается на христиан. Соблазнить христианина для врага душ человеческих – это великий подвиг. Дьявол награждает бесов наградами, если они победили христианина.
На христиан сейчас идёт охота – охота дьявола. После того, как христиане крестились и плюнули на дьявола, они становятся для дьявола невидимыми, но дьявол начинает их искать. А Христос скрывает вас.  Но, когда мы делаем грех, мы снова становимся видимыми, как чёрное и грязное стекло.
Что такое помышление? Почему человеку приходят плохие мысли? Надо себя разграничивать: есть злые мысли, которые мы уже начали обдумывать, а есть просто к нам прилог – по церковно-славянскому это некое приложение, предложение. То есть дьявол подходит к нашей крепости (человек – это духовная крепость). Святой дух во время причастия, во время таинств нас защищает, нас закрывает от греха, помогает нам не грешить, ставит печать. Например, когда уходят с работы, то на дверь могут поставить печать, т.е. опечатать. Так же Святой Дух запечатывает, и дьявол не может зайти. Но мы можем сорвать эту печать изнутри, если мы выходим из себя, выходим из своего сердца и делаем что хотим уже без Бога, тогда дьявол заходит, дверь ему уже открыта.
Так вот, сами прилоги – предложения, они не являются для нас грехом. Представьте, к вам пришёл мошенник. Сердце говорит, что лучше не открывать ему, а вы взяли и открыли ему дверь, начали с ним беседовать, пригласили его на чай. А потом он предлагает какую-то махинацию: что-то сделать плохое. Тогда, если вы согласились, это будет ваша вина, вы будете отвечать перед законом. Но, если вы не впустите преступника, он будет врываться в дом, можно вызвать полицию, и полиция поможет и этого преступника остановит.
Так вот у нас также есть духовные воинства – Ангелы, Архангелы, Серафимы, Херувимы, Святые – это как некая духовная полиция, которая нам помогает. Вот эти духовные полицейские всегда придут к нам на помощь. Нам нужно только их позвать. Если дьявол врывается, если наши двери он уже выбивает, нам надо попросить у Бога помощи. Но главное нам самим не открывать эти двери, потому что, если мы откроем, Бог не будем нам помогать, пока мы сами не попросим его о помощи.
Прилоги – это тоже самое, что стоит мошенник и предлагает нам из-за двери участвовать в какой-то там акции. Но, если мы не откроем – мы не виноваты. Если мы не принимаем злые мысли, то мы не виноваты. А, если мы эти мысли, помыслы приняли, то у нас получается, что мы с ними согласились, и тогда уже дьявол к нам проник через окошко, через дверь, через подвал. Всё зависит от нас и есть уже степень греха. Помыслы, которые только ещё нам подаются, это не грех. Если мы допустили помысел – это уже грех, а если мы исполнили помысел – это уже сугубый грех, потому что христианин грешит даже помыслами. Если мы допустили помысел, но его не могли воплотить, например, помысел блуда, помысел зависти, помысел кражи, помысел осуждения, если мы его не воплотили, это не значит, что мы не согрешили.
Бог нас хранит. Вот мы, например, живём в семье, живём в церкви, вот мы явно грехи можем не делать, но мы можем погибнуть, оказаться в аду. Ад – это то состояние, которое мы сами себе стяжали. И в этом аду мы можем остаться, вот именно погибнуть одними помыслами, если их будем допускать, если будем услаждаться завистью, скупостью, еще какими-то плотскими грехами, в мыслях будем услаждаться, принимать в сердце, то мы будем согрешать в своем сердце, то есть мы будем блудить в своем сердце. А это еще страшнее, потому что это святая святых, это Алтарь. Представьте согрешить в Алтаре, сделать что-то плохое. Это тоже самое сделать в сердце.  Человек – это Храм, а сердце – это Алтарь, где приносится жертва. И поэтому грешить мыслями для христианина ничем не легче, чем делать телом. Наоборот, ещё страшнее, когда телом человек грешит, его могут другие люди укорить, наказать его могут, он даже может сесть в тюрьму, но он исправится. А человек, который думает, что он не грешит, а на самом деле он пускает плохие мысли, у него приходит состояние прелести, когда человек думает, что он хороший, что он грехов не делает, а в мыслях он делает всё плохое.
Тихий человек и неверующий, который не со Христом, он может быть очень опасным для общества в том отношении, что он затаил в себе, сжался в себе, но потом выплеснул всё, пошёл и натворил каких-то дел. А христианин, который приходит постоянно на исповедь, который на исповеди разгружается, отдаётся Богу, он, конечно же может быть тихим и хорошим человеком, потому что многие люди смирились.
Если нападают злые помыслы, то что делать с ними? Надо прежде всего, как советуют святые отцы, творить Иисусову молитву. Если начались хульные помыслы против Бога, очень скверные, то в это время не советуют Святые отцы творить Иисусову молитву, не советуют. Нельзя допускать и произносить ничего против Бога, это значит открыть дверь дьяволу. Бесы стоят вокруг христианина и стреляют постоянно стрелами блуда, стрелами различных грехов. Все стрелы одновременно летят. Человек находится в таком состоянии, что если в нём нет какой-то определённой страсти (он не любит людей), то обязательно это притянет стрелу. Стрела ненависти, которая летит, она застрянет в человеке, у которого есть нелюбовь к людям. Если человек склонен к блуду, обязательно стрела, которая полетит от дьявола, в нём застрянет, а так стрелы пролетают мимо. Он для дьявола не виден. Но, как только мы делаем какой-то грех, это как раковая опухоль в нас растёт и становится видна, он обязательно попадает в цель. Наша главная задача делать себя неуязвимым с помощью Божьей. Когда мы причастились, вот эти все страсти попаляются, не только исповедью, но и самим причастием, которое всё сжигает.
Почему же на христиан такое ополчение? Приведём пример. Вот вы видели, когда-нибудь охотника с двуствольным ружьём? Вот он идёт на охоту со своей собакой. Он пришёл на болото, затаился в камышах. Утки плавают, лягушек собирают. Он берёт и выстреливает в этих уток. Они все взлетели. Что он будет делать? Он будет подбирать израненных уток, которые упали к его ногам или стрелять из второго ствола ружья? Он обязательно выстрелит ещё второй раз, чтобы улетающих уток ещё поразить. Так же поступает и дьявол. Если мы чувствуем прилоги, значит мы ещё живы, значит мы ещё летим, значит мы ещё утки, которые улетают. Есть еще цель у дьявола стрелять в нас. Вот поэтому дьявол охотится на христиан, потому что христиане ещё летят. Это единственный показатель, что к нам приходят иногда плохие мысли, значит мы ещё живы, значит дьявол на нас ещё охотится.
Но не нужно это в себе культивировать, то есть не нужно допускать мысли, не нужно постоянно находиться в этой борьбе.
Для христианина очень важно достигать бесстрастия, чтобы дьявол вообще близко не подходил, потому что все эти мысли нужно отражать на степени приближения. Никогда враг уже находится в крепости, и когда тебя уже губят внутри стен. Идёт какая-то мысль, мы уже чувствуем, что к нам приближается дьявол, нам предлагается что-то нехорошее. Не нужно заострять на этом ни малейшего внимания. Тогда стрелы дьявола пролетят сквозь нас.
Святые отцы советуют, что, когда к нам приходят именно хульные на Бога мысли (осуждение священников, что творится в церкви и т.д.) надо Иисусову молитву сменить на Божественные песнопения.
Все мы больны грехом. Врач у нас единственный и безгрешный только Христос. Священник тоже болен, и священник тоже лечится у Бога. Церковь – это есть сам Бог, потому всё, что касается Церкви - касается Бога. Поэтому, лучше не допускать хульных помыслов. Если мы чувствуем, что Иисусова молитва при этом не помогает, нужно петь песнопения церковные: «Царица моя Преблагая», «Честнейшая Херувим», «Богородица Дева Радуйся» и другие. Все радостные песнопения их надо обязательно учить. Когда мы начинаем хвалить Бога, хвалить Богородицу, хвалить Церковь, дьявол близко не сможет находиться.
Иисусова молитва – это дыхание души, а вот песнопения – это боевой клич в нашей душе, чтобы сердце взбодрилось. Почему иногда Иисусова молитва не помогает? Когда человек творит Иисусову молитву, он сосредоточен, и вот его грустное лицо помогает дьяволу распознать, что человек принял помысл.
Дьявол не может распознать ни одну нашу мысль, он может только догадаться. Он тысячи лет смотрел на лица людей. Он знает, если человек хитренько улыбается, значит ему это нужно. Поэтому, во время Иисусовой молитвы, дьявол стреляет и, если у человека изменилось лицо, то дьявол уже будет стрелять до тех пор, пока не забьёт этого человека. В это время надо сменить тактику: надо Иисусову молитву сменить на Божественные песнопения. Дьявол не может находиться там, где хвалят Бога.
Вот сейчас дьявол сделал в мире самую главную для себя помощь в том, что он убедил людей, что нету дьявола, т.е. люди думают, что нет дьявола, что это сказки. И это является главным препятствием для того, чтобы люди не шли к Богу.
Второе препятствие для миссионерства, для проповеди – это, конечно, поведение наших христиан. Христиане должны быть радостные, а для этого нужно причащаться на Божественной Литургии. У христианина должна быть внутренняя радость, а не улыбка, которая сменяется гримасой злости. Если у христианина доброе лицо, то эта доброта от лица и есть небесная улыбка. А для этого нужно избавляться от злых помыслов. Посмотрите на монахинь, которые всю жизнь посвятили Господу, им вообще не нужно улыбаться, у них такой благолепный вид, что их доброта сразу притягивает.
Если у человека будут злые помыслы, то они его перековеркают. Избавляться от них нужно на подходе, не запуская эти мысли. Нужно всегда быть настороже, нужно выставлять на свою крепость Ангела Хранителя, Святых, Божью Матерь, свой ум.
Проповедовать Евангелие можно даже своим лицом. Если человек благочестивый, то, увидя его на улице, люди скажут, если есть такой человек, то есть и Бог. Так говорили и о Божьей Матери, когда она шла по Иерусалиму, люди расступались, смотрели на неё и не могли от Царицы Небесной отвезти глаз, потому что именно она была воплощением Бога, то есть она настолько приблизилась ко Христу, настолько с Ним соединилась. Святой Дионисий Ареопагит, когда увидел Царицу Небесную, он сказал такие слова: «Если бы я не знал, что есть Христос, есть Бог, то я бы подумал, что эта Богиня».
Есть несколько степеней Иисусовой молитвы: есть устная молитва (мы пытаемся говорить с Богом); потом начинаем вдумываться в слова молитвы и подключаем наш ум; потом умную молитву делаем умно-сердечной. Это будет дар Божий.
Когда мы с вами говорим устами – мы говорим устами, но мы можем говорить умом, а можем говорить сердцем. Бог в Ветхом Завете говорит Моисею (он молчит, находится в таком тяжёлом состоянии, потому что его не слушается народ): «Что ты ко Мне вопишь?» То есть Святой вопит к нему сердцем, вопит к Нему умом, то есть говорит не устами – уста его молчат, а он мысленно постоянно просит у Бога помощи, сострадает людям.
Мы можем говорить Иисусову молитву своим умом, вдумываясь в слова молитвы, не только устами. А потом, представьте себе, ваши уста переместились в сердце. Наше сердце – это Алтарь, из него идёт постоянно к Богу зов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Для этого нужна вся наша жизнь и это необходимо, чтобы дышать нашей душе. Наша душа может дышать только, когда она молится. Иисусова молитва нужна, чтобы воспоминать о смерти, о Христе, таким образом мы не будем грешить, таким образом мы будем проповедовать.
Творение Иисусовой молитвы – это и есть проповедь. У каждого миссия своя. У человека, который служит в Храме, для него это миссионерство: как он встретит с любовью людей, какой у него будет лик, как его увидят люди. Нельзя о людях думать плохо. Если пришла мысль плохая, надо сразу её убирать, подумать о человеке что-то хорошее.
Христианин должен проповедовать своим видом, своей походкой, своими словами. От христианина не должно исходить ни одно плохое слово, потому что одно плохое слово может погубить всё. Из одного родника не может течь и хорошая вода, и плохая. К этому роднику никто не поедет. Так же и христианин, он должен быть родником Божьим, чтобы через него вытекала Божественная река и напаяла всех людей.
Стихотворение
Иерей Рустик Лужинский
Десятка
«Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Исаия 42:3).

Священник заходит в автобус в народ,
Водителю средства он сразу даёт.
Билет вместе с сдачей ему отдают,
На десять рублей больше дали ему!
Не знает, как быть: ведь десятка “мала”,
Но в сердце его зародилась борьба.
Не может спокойно он ехать домой,
Он вмиг потерял свой душевный покой!
Ему кто “шепчет” под ухо в “толпе”:
Ну что там “десятка”, ну ладно тебе!
Автобусный парк ведь большой по стране,
Как может она им помочь в их судьбе!
Так ехал священник, не зная как быть,
Десятку в руке он не мог позабыть!
На выходе в город, десятку отдал,
Водителю в руку отдал свой “пожар”.
А он, обернувшись, сказал: очень рад!
Ведь в сердце давно у меня словно ад!
Я думал недавно сходить в новый Храм,
Для сердца мне нужен целебный бальзам!
И Богу сказал я сегодня с утра:
Дай знак мне надёжный, что Храм - не игра!
Дай знак, - что Ты есть, а не всё продалось,
Не всё ещё “съела” коварная злость!
“Десятку” отдал я специально для Вас,
Вы новый священник в посёлке у нас.
Я Богу сказал: как десятку отдаст,
Так жди меня в гости на Яблочный спас!
Священник “шатаясь” ступил на бетон,
Как будто в бреду иль сквозь призрачный сон,
Он вымолвил Богу сквозь стон и мольбу:
Я мог за “десятку” испортить судьбу!
Я мог за “десятку”, - продать ведь Тебя!
Как прежде Иуда, с копилкой ходя!
Я мог за “десятку” задунуть свечу,
Что Ты “Раздувал”, чтоб не дать “палачу”!

Каждый человек может быть проповедником. И нельзя ни одному христианину спрятаться и сказать, что у меня маленькая должность, и я не могу проповедовать. Каждый христианин – это живой кирпич в здании Церковном. Если один кирпичик сгнил, разрушился, значит будет дуть сквозняк, и Церковь будет потихоньку разваливаться.
Каждый христианин в этот день пусть попросит Андрея Первозванного быть поистине настоящим проповедником, потому что преемство ждёт Апостол, в этот день он ищет своих последователей: кто ещё возьмёт на себя это легкое бремя Христа нести свет Христов.
Мы можем зажечь чуждый огонь; а мы должны тот огонь, которым согревались в миру, потушить, и зажечь настоящий огонь. Мы должный каждый день брать Христов огонь. Если мы потухли и у нас нет сил, то мы должны прийти в Храм и там зажигать свои сердца от Христа настоящим огнём. Этот огонь – благодатный огонь, он не опаляет человека. Этот огонь горит, но не сгорает, согревает других людей, но не опаляет самого человека.
Всем помощи Божьей! Ангела Хранителя! Унести с собой этот Божественный Огонь.


Рецензии