аура - ручной авторской работы, - творчества..
[ // .. аура ручной (:ремесленнической ~ @вторской,) работы ] ..
--
размышляя над природою, в т.ч., творества . в контехсте фотографии,
и соотнесенности фотографирования к исконно творческим видам дела-
тельности , как живописи напр., (или скульптуре , и пр. в. иск-ва).
----
**
--
# первое положение.
прямо пропорциональна ли зависимость качества тв-ва/иск-ва,
от, трудоёмкости оного-творчествования ?.
чем больше усилий (умственных ментальных интеллект-х ; душе-
вных , духовных ли ; а также и собств. физическ. тоже в т.ч.)
приложено (/вложено(/потрачено)/затрачено) , тем и искуснее
ли, творчественнее ль ?.
например, сравнивая фотографирование с живописью:
в 1первом случае @втор снимка лишь жмёт на спусковой механизм
затвора шторки м-ду линзами объектива и светочувствительными,
плёнкою или матрицею соотв. на которые и проецируетса композ-
иция мизансцены-кадра, котор. ловит в свой аппарат фотографер;
запечатлевает отпечатывает буквально слепок снимая, светопис-
чим-то сим, волшебным-ка прибором-то. 9о% технической работы,
в результате таких-то - роботизации и автоматизации - процесса
фотографирования/светописи, - приходитса/ложитса на плечи `ат-
ланта`, в роли котор. выступает техническый/электронный гений,
изобретателей-то, тень котор. неотступно следует вместе с фот-
ографом, на каждом его этапе взаимодействия с сиею машиною-фо-
тоаппаратом/ф.-камерою . тандем сий обусловлен характером про-
цесса получения итогового результата, - фотокартины некоей; из
мира окружающ., внешней нашей действительности, живой и пренд-
метной (натюрмортной /неодушевленной) материй . извлечение, ..
инвентаризация вещей действительности, обрамленных рамкою вид-
оискателя, кадра ; перенесенных на, спроецированных, заключен-
ных в, отпечатанных; впечатанных, вылепленных; записанных бук-
вально списанных-`слизанных`; - в собств. волшебный некый ква-
дрантик светочувствительнаго элемента (,`матки` ~ фотокамеры,)
матрицы ли; собств. его величества гения технической мысли изо-
бретательской , человеческой , - .. `мсье` фотоаппарата соотв.
так что, лавры - фототворчества, фотохудожника, apriori, - па-
ритет; его-фотографа и, изобретателя-ученого (,подарившего ему
сей магическый прибор соотв.). на равный долях делящих успех ..
конечнаго-то результата; ~ удачнаго фотоснимка, - фотокартины ,
полученной не без помощи - чудесной алхимической фотомашины со-
бств. [: на создание котор. ушли века, вагоны тераджоулей мы-
слительной энэргии ~ изобретателей, ученых, и не без помощи ко-
нечно и художников, и теоретиков иск-ва и науки, фантастов и ..
философов,мыслителей , писателей и поэтов . каждый внёс посиль-
ный вклад. наверное, можно и назвать собств. венцом неким та-
кого артельнаго, коллективнаго умственно-фантазийнаго труда ти-
таническаго, - его конгениальшество `гениас фотоаппаратус` г.ф].
фотохудожник не обременен ныне даже и процессом финальным, фот-
опроявкою. нажал на кнопку - результат, мгновенен.
однако, есть некый подвох, в энтой {разнеживающей, необременит-
ельности; балующей, даже развращающей несколько (в случаях воп-
иющей расхолаженности,расслабленности; попросту халатности и ..
попустительстве-то неких ), избавляющих от всякой необходимости
что-то делать, предпринимать ,) } .. подозрительной простоте ..
нажал на кнопку - получил шедевръ.
так ли всё просто на самом деле ?.
процесс/технология получения фотокартины , от, дагерротипного,
негативнаго, к негативно-позитивному плёночному; - от сложнаго
к все более облегченному, упрощенному шел шел , пока не пришел,
к нынешней цифровой матричной технологии, hi multy digital, или
т.т. максимально освобождающ., человека - аля фотографа , от
усилий каких-либо, кроме как нажатия на кнопку. система для мла-
денца буквально, ну или детсадовского +- возраста дитяти, уж то-
чно. можно ли называть такое дитяте - фотографом ?. тем более ..
живописцем , художником ли ?.
- хм, .. регистратором, фихсатором-то ~ действительности-ка , ну
пожалуй что да. как и робота, роботическую камеру - настроенную
т.о., чтобы, а в т о м а т и ч е с к и опять-таки , делать се-
рии фотоснимков; в интервалы времени (t), заданныя в таймере; ре-
ле, контроллерами, микрочипами управляемые; отмеряющие и осущест-
вляющие собств. спуск,срабатывание механизма затвора шторки фото-
аппарата-то , закрепленного нужным нам способом соотв. при этом,
роль фотографа - человека , собств. сводитса к наблюдению (,разве
что). так что, и дитяте () может выступить в качестве некоего т.с.
фотографа - с функциею регистратора; осознанного или чаще всего ..
весьма неосознанного. но, результат-то, - в виде фотоснимков, - ..
конечно же будет явствовать о наличии какой-то работы , пускай и с
минимальнейшими трудозатратами со стороны человека; переложившего,
бремя технических процессов - на автоматическ./роботическ. технол-
огии, в получении изображения соотв., - на собств. машину .
--
# второе положение.
в связи с этими положениями, в свете таких выводов, заключений :
более интересным и ценным становитса вопрос не `что` сымать (~фот-
ографировать: в сущности при такой постановке вопроса это не имеет
более особого значения), а `как` . как : подходим к отбору матери-
ала.; как интерпретируем собств. действительности вещи и явления.;
как понимаем реальность, просвечивающую , в той или иной степени ,
в фотоснимках-то. как понимаем и объясняем, интерпретируем, ту или
иную фотокартину. умеем ли: распознать образы, годящиеса для ком-
позиции, выражающей истину; расшифровываем ли скрытые символы ре-
альности; чувствуем ли импульсы, за пеленою действительности, сре-
ди шумов, помех эфира; способны ли, - .. выразить суть настоящего .
:к такого рода компетенциям сводитса роль и задача современ. фото-
художника - концептуалиста по сути ; реалиста, конечно же, также .
вскрыть действительность , проявив ~ подлинные смыслы реальности .
а для того чтобы правильно скомбинировать, подобрать ли, скомпоно-
вать |_к омпозицию (будующей) фотокартины , - и нужно собств. ..
понимание такое вот концептуальное. заранее предчувствуя, предуга-
дывая, предвосхищая результат; сперва смутно как-то кое-как на о-
щупь; в сознании/подсознании, воображении ли, интуитивно. не сбра-
сывая со счетов и `его величество случай`, случайность, спонтанно-
сть , (игру импровизацию..) - вовсе неслучайные весьма порою.
--
и,
(к # первому положению.)
возвращаяс к теме трудозатратности-то в искусствах.
самоцель ли - труд ( +- `сизифов` , титаническый ) сам по себе .
или он (лишь) средство к достижению мастерства, совершенства. или,
и то и др. заодно, попутно. полезное (и, тяжелое..) с прекрасным.
сложность есть благо, или простота ?. амбивалентность ли, обоих ?
отчего мэтры, отказываяс от навороченной мудреной современной те-
хники, предпочитают по-старинке, чуть ли не с баночками проявител-
ей, ванночками, бутылями, гипосульфитом и т.п. пр. (:анахронизмами/
архаизмами, артефактами ли ..), возитьса в век микрочипов и пр. ?
- сами они кажетса (:в пересказе-то с2 сью сонтаг,) говорят что сп-
онтанность им необходима. от себя же добавлю, что и медитативность
также некая ; церемониальность ритуала сего, как в живописи: раств-
орители, желатин да гипс (для самодельн. шпаклевки холста), масла и
пр. химия ; ( алхимия , да метафизика ).
сегодняшний же фотографическый метондъ предполагает полное высвобо-
ждение времени автора, не утруждая его множеством промежуточных хл-
опот-то да забот о техническых (.. и, даже и композиционных-ка тоже)
нюансах (.. мелочах, рутине..).
в связи с сим аспектом, любопытен также примечательн. момент из био-
графии писателя довлатова с. котор., по свидетельству гениса а., на,
неудомевающие вопросы, отчего бы ему не перейти наконец-то на компу-
терну клаву (ибо, softly же), тот отвечал твёрдо: если бы была возм-
ожность высекать слова на камне, он бы так и поступил. и не оттого ,
что на память, на века-то, в камне. а оттого, что, .. так неспешнее.
( и, медитативнее .. - я бы дополнил .). т.е., отчасти, и в том чис-
ле, в неспешности дело, котор. ещё связана и с, предпочитаемым ынстр-
ументом труда/~творческаго. которыя, в т.ч., и позволяют мобилизова-
тьса собратьса настроитьса сконцентрироватьса сосредоточитьса, на ре-
шаемой задаче, по интересующ. вопросу. ибо, необходимо же время (t),
определенное, достаточное да необходимое (минимально); дабы ..поймать,
уловить ухватить, - .. хвост ли , ножку ли, бедро даже ежели повезёт-
ка, - музы-то . чтобы, инсайт словить-то , спонтанно-медитативный-ка.
~
[если угодно такая вот причуда, как аскетская верига что ли (:как, то ли
генис а. - применил сие сравнение, то ли и сам довлатов, как бы оправд-
ывая что ли, сию странность, ~ архаизм , +- аскезу ,) своеобразные .
ps: кстати, еще одна примечат. деталь биографич. о довлатове, со слов
того же источника - гениса а.: у сержа была одна мания, паранойя или с-
уеверная штучка такая; он не расставлял слов на одной строке начинающ.
с одинаковой буквы. всегда непременно менял-таки на синоним, лишь бы к
прихоти энтоей соотв. подогнать , `маниакальноей` неск.; принципъ-ка .
такие вот странности некыя, иррациональнаго , метафизич., если угодно,
характеру-то . когда имеешь дело с душою, духовными-то матерьями тон-
кыми, тончайшыми-ка ; - и не такое встретишь, повстречаешь-то . вот .
ритуалы свои, какие-то возникаютъ; шызо-, паранойе- ли подобныя; - со
стороны-то , особливо ж ; для окружающих-ка, - чудно` / чудаковато.].
~
--
ps.
ежели ||параллель провести в - спорте, медитативной прогулке ли, например
- велосипедиста и(vs) мотоциклиста : велосипедист утружден физическ. на-
грузкою, в отличие от мотоциклиста. удовольствие +- в обоих случаях .
но польза же , ежели без фанатизму , с умеренною нагрузкою соотв., - у
велосипедиста , для здоровия-то и не только . (: + прогулочнаго-то меди-
тативно-созерцательнаго -то моменту-ка , - тоже ж побольше-то собств.).
а, обязательны ли собств., - преодоления , нагрузки, - ..умеренные ?.
- наверное, все же , - они скорее полезны , чем нет . ибо, ..естество,
гармония , и т.п. пр.
--
----
итак, подведение итога - положения # раз.
какая зависимость: кол-ва труда и, получаемого качества на выходе ?
всегда ли: чем больше - тем лучше; кол-во труда - переходит в качест-
во соотв. ?.
- все же, порою нужно уметь ещё, излишне и не переперестаратьса прям;
.. иметь некое чувство, чутье .. - меры . без необходимости, надобно-
сти-то, - и не переутруждатьса-ка . разумно мудро подходить - к делу.
труд - не самоцель. но, плоды труда - полезны, - непосредственно и опо-
средованно . а значит и целью , в т.ч., подспудною как бы , одновремен-
ною ; .. сопутствующею что ли, и попутною тоже .; -- да всё ж являетса,
.. хоть наполовину-то добрую , как минимум-ка . вот-с. таков выводъ-то.
--
и, собств.,
# финальное положение.
и, финальный тезис. к вопросу о разнице м-ду фотографированием и живо-
писию . не важно даже видимо как сложно даётса процесс работы с маслом
да холстиною. фотокартина, с техническ. стороны может затмить качеств-
ом-то внешним,формальным , -- казалос бы любого мастодонтищу, рембра-
нда, пардонс. здесь важен и материал внутренний, переработать котор. и
берётса художник, автор . будь то масляная картина, либо сребряно-су-
льфитная пелена,пленка фотобумаги соотв. я к тому, что не внешняя, ..
сугубо техническая, глянцевость ли, фотогеничность ли, фактурности, ..
техстурности, спец.эффекты некыя - материала писчего, - масла ли , или,
растворов/растворителей более прогрессивных и совершенных {:да в купе ,
и с совершенными таки машинами; - тандемом, не оставляющим шанса, на ..
конкуренцию техническую-то; м-ду живописию-то да светописию (хх + в.)}.
конкуренция на ином уровне, - может хоть как-то +- уравнять их.
и категория эта отнюдь не мастерство/соверш-во - технич., материалов .
главное поле .. диалога , или, здорового зрелого спортивного соревнова-
ния , - визуальных пластическых видов тв-ва/иск-ва , гл. о. - живописи и
фотографирования , - есть - идеологическая (в расширительн. понимании)
или концептуальная , (.. диалектическая , дискурсивная, нарративная ; ..
содержательная (плюс к повествовательной) тобишь) - плоскость , сфера ;
внутренняя сторона жисни , реальности .
остальное, техническ.-то аспекты, - индивидуальн. предпочтений вопрос .
нравитса - запах мастерской живописцев, - пожалуйста.
любишь фотоаппарат - в путь.
главное - эхзистенциальную сторону пытатьса постичь, истину, реальность .
и все средства к тому хорошы и милы , прекраснозамечтательнопрелестны-ка.
(..)
----
вот-с.
такие выводы.
*
----
ppz.
--
также хочетса привести и цитаты из замечтательн. книжки, котор., в т.ч.,
и провоцирует вот на размышления-то по сему счету. и спасибо конечно ей,
с2 (сью сонтаг), `о ф` (`о фотографии`). (:соотв. из того же эссе `ф. е.`
фотографич. евангелия`).
итак,
--
начало цитирования:
a).
>>
(..)
Фотография — это парадигма неопределенной связи между личностью и миром:
ее вариант идеологии реализма иногда диктует самоустранение «я» в отношениях с миром,
а иногда агрессивное отношение к миру, выдвигающее «я» на первый план.
То одну сторону этой связи, то другую постоянно открывают заново и отстаивают.
Сосуществование этих двух идеалов — наступления на реальность и подчинения ей — имело
результатом амбивалентность в отношении к средствам фотографии. Как бы ни стремилась фотография
быть формой самовыражения наравне с живописью, ясно, что оригинальность в ней решительно
зависит отвозможностей машины — никто не станет отрицать, что информативность и формальная
красота многих фотографий были достигнуты благодаря усовершенствованию техники: таковы высокоск-
оростные снимки пули, попадающей в мишень, и «вихря» ракеток при ударе по теннисному мячу, сделан-
ные Гарольдом Эджертоном, или эндоскопические фотографии человеческих внутренностей у Ленарта
Нильссона.
Между тем как орудия фотографа становятся все более сложными, автоматизированными и зоркими,
некоторые мастера испытывают искушение разоружиться или заявить, что не вооружены по-настоящему,
и предпочитают оперировать в границах, дозволяемых устарелой техникой, полагая, что более примити-
вный аппарат дает более интересные или выразительные результаты и оставляет больше места для твор-
ческой случайности.
Отказ от мудреного оборудования был делом чести для многих фотографов,
в том числе для Уэстона, Брандта, Эванса, Картье-Брессона, Франка. Некоторые из них оставались
верны своим потертым простым аппаратам и объективам с малой светосилой, приобретенным в начале
деятельности, а кое-кто продолжал делать контактные отпечатки, имея под рукой только бутылку
проявителя, несколько ванночек и бутылку с гипосульфитом.
Камера — на самом деле устройство «быстрого зрения», как сказал в 1918 году убежденный
модернист Алвин Лэнгдон Коберн, вторя футуристским прославлениям машины и скорости.
(..)
<< .
--
b).
>>
(..)
О нынешних сомнениях в среде фотографов можно судить по недавнему высказыванию
Картье-Брессона в том смысле, что зрение это, возможно, чересчур быстрое.
Культ будущего (все более и более быстрого зрения) чередуется с попытками вернуться
к ремесленным, более чистым временам, когда на изображении лежала печать ручной работы
и у него была аура.
Под сегодняшним увлечением дагерротипами, стереоскопическими открытками, фотографическими
визитными карточками, семейными снимками, произведениями забытых провинциальных и
коммерческих фотографов конца XIX — начала XX века кроется ностальгия по некоему девственному
прошлому фотографии.
Но отказ от новейшей, совершенной техники — не единственное и даже не
самое интересное проявление тяги фотографов к прошлому. Жажде опрощения, формирующей
современные фотографические вкусы, как раз способствуют беспрерывные технические новации.
Многие новшества не только увеличивают возможности камеры, но и возвращают (в более совершенном,
менее неуклюжем виде) к ранним, отброшенным вариантам развития.
Начало фотографии ознаменовалось переходом от дагерротипии, прямого получения позитива
на металлической пластинке, к негативно-позитивному процессу, когда с оригинала (негатива)
можно получить неограниченное количество отпечатков (позитивов).
(Оба процесса были изобретены одновременно в конце 1830-х годов, но изобретение Дагерра
в 1839 г. было поддержано правительством и сопровождалось шумной рекламой в отличие от изоб-
ретенного Фоксом Талботом негативно-позитивного процесса — первого фотографического процесса,
получившего широкое распространение.)
Но сейчас камера, так сказать, оглядывается на себя. «Полароид» возродил принцип дагерротипии:
каждый позитив существует в единственном числе. Голограмму (трехмерное изображение, создаваемое
светом лазера) можно рассматривать как родственницу гелиограмм — первых фотографий без камеры,
сделанных Нисефором Ньепсом в 1820-х годах.
А слайды — изображения, которые бессмысленно демонстрировать все время или хранить в бумажниках
и альбомах, а надо проецировать на стены или на бумагу (как вспомогательное средство для рисова-
ния), вообще отсылают нас к доисторической фотографии — камере-обскуре, отчасти выполнявшей такие
же функции.
(..)
<< .
----
конец цитирован.
----
(..)
*
fin.
Свидетельство о публикации №121030507049