Эх дорога ты железная

             
Путешествие   на   поезде – в  сущности  это  путешествие  по  Жизни

             Пророчество  о   грядущей   великой   судьбе  «чугунки»   и  её  востребованности   полностью  сбылось:  в  такой   огромной стране, как Россия,    железная   дорога  еще  долго  будет  сохранять  очень  большое  значение. Но  железная   дорога – это  не  только  стальные  пути  и   инженерные коммуникации,  это   еще  и   особый,   неповторимый  образ   жизни   в  дороге. В 1910 году в  стихотворении «На  железной   дороге»   А. Блок  образно   описал  вагонный  ряд  русской  «железки»:

... Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели.
Молчали   желтые  и  синие;
В  зеленых  плакали и пели…
               Ну    вагоны  Министерства путей сообщения  раньше   окрашивались   строго  в   соответствии  со   своим  классом:  первый  класс – в  синий цвет,  второй – в  желтый, третий – в зеленый.    Лев Толстой   рассказывал   о   последней   в   своей  жизни  поездке  «1910 г.  Октября  28.  Пришлось  ехать в  3-м классе,  было  неудобно,  но  очень  душевно приятно  и  поучительно…».   Русский   вагонный  разговор  -   путевая  обыденность  и  легенда   одновременно, бесконечная,   как  сам  стук колес,   как  само  течение  Жизни и  Времени.  А  протяженность  российских   железных  дорог  не  чета  европейским.  Скорый  фирменный   поезд   РЖД  № 2   "Россия”, сообщением  Москва-Владивосток,  находится  в  пути  6  суток,   проходя  по  Транссибирской   магистрали   9288 км…
               Отдельная    страница   быта   пассажиров,   это  стихийный, народный    железнодорожный   общепит —  самый   надежный   во все   времена  и  эпохи.  Раньше  большинству пассажиров  «чугунки»   приходилось  дожидаться  остановки  на  станции,  чтобы  сбегать  за  кипятком  в  будку   с  надписью  -  «кубовая   для   кипятку».  А  так,  как    народ   все –  и чай,  и  съестное – вез    с   собой,  то  эта  гуманная  услуга  была  очень  кстати...
              Многие  помнят  романтику   советских   поездов   дальнего  следования   в  60-70-е  годы   ХХ века  ("Грибные  пригородные   электрички"  не  в  счёт).   И  прежде   всего  -  обилие   стихийной    станционной   торговли. И  не  какой-то  затрапезной  лапшой,   а   только    разнообразнейшим  натурпродуктом.   Раньше, отправляясь в   дорогу  на   поезде, помимо   списка   необходимых   вещей,   серьёзно    планировали  -   на   какой станции   маршрута  попробуем   что-то  из  местных   деликатесов.      В   поезде, в предвкушении    гастрономического  удовольствия,    быстренько съедали   традиционный   дорожный   паек  и   ждали   заветной станции,  а   на   ней  уже   высматривали   торговца,   который должен   был  внушить   нам   доверие.   Все   нужные   станции  были   выучены   наизусть.   За  5   мин.   до   остановки - в  тамбуре  толпа…  И если   Вы    тряслись   в  поезде  не   первые  сутки, горячий   домашний   обед   приходился   весьма    кстати.  Прибывающий  к  платформе  состав  и  в  жару, и  в дождь,  уже  поджидали  живописные  бабушки   со  съестными  котомками  и  прочий  торговый  люд.  Ну,  студенты   и   поиздержавшиеся    в   пути  пассажиры  питались   исключительно   вареной  картошкой,  солеными   огурчиками и   домашними  пирожками  с  капустой.  Хотя  к   разнообразному  пищевому  ассортименту   можно  было  отнести    целый   спектр   гастрономических   предложений.  Тут  и  курочка   жареная  (с  румяной   корочкой), котлетки, картошка  варёная  с   жареным  луком  и  укропом  в  ведре (запах   которого   едва  ли  не  вкуснее, чем сам продукт), огурчики   домашние   свежие,   маринованные  и  солёные,  сочные   яблоки,  груши,  сливы  и  черешни   из  собственного  сада.   Мед,   сырокопчёное  домашнее  сало,  пироги  с   разной   начинкой   вкусные   шаньги,   горячий   беляшик,  или пирожок,    обжаренный   в   масле.  Умопомрачительные   вареники  с    картошкой по   копеечным   ценам.    На    русском   юге   бабули,  с   ближних   сел,   доныне   торгуют   утренним   молоком, творогом   и   сметаной.   Весь  перрон  натурально  бел  от  банок  с  продуктом  и  по-старинному  пестр  от  расшитых  женских  платков.  В сезон поспевания   повсеместно   можно  было  встретить  горячую  сахарную  кукурузу,    землянику,  чернику,  малину  (как  дикую,  так и  садовую),  а  ближе  к  осени  бруснику,  клюкву,  грибы  в  банках, как солёные  так  и  маринованные.   Севернее - у "перонных" бабушек  можно купить пятилитровое ведро облепихи  почти   задаром,  или  пахучие  кедровые шишки   с  семечками. И   повсеместно    самый   эксклюзивный  деликатес   от  бабушек  -  крупнющие  жаренные  семечки…
            У  каждой  дороги  своя  еда  и  свой  запах… После  стоянки на   какой-нибудь   промежуточной   станции   как  свежо  и  терпко пахнет  весь  вагон   купленными  лакомствами…
              На   астраханском  и   гурьевском  ходу    была   знаменитая   осетровая  торговля   (в  некоторые  годы   из-под   полы),  вплоть  до  продажи   эксклюзивного   “залома”  (сельдь-черноспинка)…
              У    Байкала фирменная продажа — байкальский  омуль  и хариус  горячего   копчения,   капающий  золотистым   жирным   маслом… На   Октябрьской   дороге   приносили  (в  былые  времена)  к   поездам   Леща   копчёного,   Судомельского  судака   небывалых размеров,   Селигерского   угря   и  свежих   варёных   раков…  Таганрог  славился   вяленной    Чехонью, балыками   жереха  и  сома…  А   на  вокзале  в  сибирском  Тобольске   нет  отбоя  от  продавцов  копченностями   рыб   осетровых   пород   (которые   уже   попали  в  Красную  книгу  и считаются    на   грани  исчезновения).  Тут (кроме  осетра) и  метровые  Стерлядки,  и   слабосолёный  Муксун,   вяленные   Язи,  Караси  и  Щуки…  В   районе  Тулы   бабушки   продавали  горячее  жаркое - мясо   с   картошкой - прямо  в  глиняных   горшочках   и   огурцы   малосольные  -  всё просто   объедение… А   в   самой   Туле,   после  короткой  стоянки все  несут  в  купе  тульские  пряники   всевозможных   форм   и размеров.   Мужчин   привлекало   тёмное  Тульское  пиво    с   невероятным   названием   “ТАОПИН”.  А   ещё  была  крепкая  настойка   "Тульский сувенир",  которая  продавалась  у  вокзала  без  всяких  Акцизов…
                А   кому  привелось   побывать  на   Украине   в  80-90-е  годы,  те  надолго  оставались  под  неизгладимым  впечатлением.  Вот  представьте  -  прибывает  поезд   в   Полтаву.  А   встречают   его   перронные   ларьки,  обвешенные   розовыми   гирляндами   упругих   сарделек,  на   прилавках    высятся     разноцветные   громады   аппетитных  тортов - медовые, кремовые, слоеные,  и   сладких   пирогов,   вкусные  булочки  с  маком  и  вишней,   на   поддонах — ароматная   “ковбаса”    (домашняя  и   кровяная).  Напомню  -  годы  лихие,  90-е… Кто  впервые  прибыл  с  России,   как  зачарованные,   сомнамбулически,   бродили   по  платформе,  задерживались  у  прилавка…  и   долго  стояли,  не шелохнувшись,   вдыхая   неописуемый   запах   сытной  вкусности,   глядя  на   настоящее   чудо…  А   затем  не  задумываясь  покупали  по   пять   килограммов  сарделек,   и     литров   по   пять   душистого   подсолнечного   масла,   которого   в   ту пору   в  России   совсем  в  продаже  не стало…
                У  многих  в  памяти   остались  поездки  по  Молдавии,  где  прямо  на  платформе   у  молдаванок   можно  было,  не  торгуясь,  купить  ведёрко  персиков   или  винограда  за рубль,  да   ещё   и  получить  арбуз  в  подарок.  А   вагоны   поезда   Москва — Кишинев «Молдова»  всегда   пахли   спелыми     фруктами  и   молодым виноградным  вином…  Так  было  -  сейчас  в    Молдавии  полностью  прекращено  пассажирское  движение  на  железной  дороге.  Кишиневский    ДОП,   где   обслуживались   пассажирские поезда  дальнего  следования  прекратил  свое существование.  Не осталось  очаровательных   молдаванок.  Все  они  разъехались   по  европам   за  долю  малую,  ухаживать  за   престарелыми   и   выполнять  другую   черную работу.   Не  выращивают   больше  в   Молдавии  и   персики.    Некому,  да  и  незачем.  Выгоднее  привезти  турецкие. Вот   они  плоды   евроинтеграции…

ПРОДОЛЖЕНИЕ   СЛЕДУЕТ…


Рецензии
Какой же ты мастер, Валера, описывать всякие разности съедобные и несъедобные, ВСЯКИЕ! Читаешь и хочется ТУДА, где всё это ароматно пахло, лоснилось от жира и копчёности, от фруктов и стряпни, от всего того изобилия! и не было, наверное, случая, чтобы не распродали продавцы весь свой товар... Помнится, чем ближе подъезжаешь к южным местам СССР, тем больше было разносолов на перроне, чего не скажешь про голодный УРАЛ... Кузницу страны!.. Но у нас тоже носят к поездам, в основном, картофель вёдрами продают, вагон рестораны делают заказы, есть и готовые для трапезы продукты питания... Коль есть спрос, появляется и предложение, с Молдавией и Украиной в этом смысле нам тягаться нет смысла!(( Спасибо тебе ВА)), очень интересно продолжить твой экскурс! УДАЧИ! Очень понравилось, исчё хачу!)...
ВАлера, а на снимке не ты, слева, рыбку покупаешь?))...

Ольга Варлашова   06.03.2021 01:32     Заявить о нарушении
… Ну эта миниатюра представляет интерес только для тех, кто родился и вырос в СССР. А “Племя младое сегодняшних дней” и не поймёт о чём разговор. Для них эта проблема надуманная - залил кипятком Доширак (со вкусом «Шаурма»)… на десерт побаловал себя Райским наслаждением - Баунти (с кокосовыми опилками) - и порядок… Можно и чайку отхлебнуть… студенческого… “Белая роза” называется - это чай без заварки, без сахара, и вода не обязательно кипяченная…

С улыбкой

Валерий Анатольевич 2   06.03.2021 08:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.