Пари свободно над землей Стихи

СЕРГЕЙ  НОСОВ

ПАРИ СВОБОДНО НАД ЗЕМЛЕЙ
ПОДБОРКА СТИХОВ 10615


   .   .   .
Пари свободно
над землей
как птица
ведь в небе синем
пусто и светло
а на земле
так тесно
беспокойно…
и все толкаются
орут
бегут куда-то
с безумным криком
вечно
сломя голову
или таятся злобно
за заборами
друг другу обещая
сотни бед


забудь их всех
дружи
с любимым облаком
целуй его
как девушку
нагую
и молодость вернется
в чудный миг
как будто ты ее
еще не прожил
и только
начинаешь свою жизнь.


   .   .   .
И человеку каждому
дано
порадоваться
на своем веку
споет он свою песню
в этом мире
получит свой кусок
большого пирога
и не успеешь даже
оглянуться -
и нет его уже
ушел
в другие страны
или времена
договорился с небом
или с богом
и радостно
оставил этот мир


а мы играем в шашки
как и раньше
и кто-то в дамки
снова попадет
а кто-то будет съеден
(не волками)
а молью времени
как дедовская шуба
чтоб проще ее
выбросить хозяйке
на новый год
вот стало наконец.



     .   .   .
Ты в жизнь влюблен
деревьев трав
лесов полей и моря
но не людей
не шумных городов
в толпе тебе
и не с кем говорить
бежать со всеми
некуда и незачем
и никого в друзья
не записать


все кто ушел -
давно уже ушли
все кто пропал -
давно уже пропали
кто делал зло тебе -
тот сделает опять
кто глупость говорил -
конечно скажет снова
все ту же глупость
только для тебя


забудь их всех…
пускай живут как жили
или уходят в вечность
навсегда
ты остаешься
с небом и землей
и с белым облаком
простым
сегодня дружишь
травы шумящей в поле
слышишь воркованье
и шепот
молодой листвы
в проснувшемся лесу
и что тебе
до всех чужих людей
и до дорог их
пыльных и далеких
которые уводят
в никуда.



   .   .   .
Ночь может стать
подругой молодой
а день - пенсионер
среди событий
которых он
не может и понять…


и валится в окно
сырой туман
как белая
и влажная бумага
и топот ног
доносится от туда
где люди ходят
пьют и собирают
чужие
и ненужные цветы
там тесно весело
и очень много шума
и всем плевать
на всех
и каждый занят
самим собой
толкает тех кто рядом
и о себе одном
и говорит


а ночью пусто
скучно и темно
с ней под руку
ты попадаешь в вечность
можешь идти один
на край вселенной
потом вернуться
никого не встретив
и снова долго
очень сладко спать.



   .   .   .
Я не жду никого
в этом скучном обыденном  мире
я здесь только случайно
остался стоять
совершенно один
и всегда  на ладони моей
как птенец
желторотое солнце
и легко я опять
отпускаю смешную луну
погулять по безмолвному небу
и люблю целоваться
с красивыми звездами
ночью
чтобы просто
забыть обо всем
что еще существует на свете
где я больше уже
не держу
свою вольную душу
и саму свою чудную жизнь.













   .   .   .

Пускай никто
давно уже не знает
вот есть я или нет
на белом свете
живу еще
а может уже умер
иду по улице
и сплю в своей кровати
совсем один
в огромном этом мире
где очень хорошо
и без меня
цветут цветы
и снег идет когда-то
течет река
и в море бродят волны
как волки бродят
где-нибудь в лесу
а вот меня
давно никто не видит
и даже тень мою
не замечают
когда она
идет одна по свету
и слышит бог
всегда ее шаги.













   .   .   .

Все равно все случится
как некто невидимый  скажет
в такой тишине
когда слышно
что шепчут
деревья и травы
и о чем все бормочет река
и как ветер скулит
будто очень скучающий пес
что без дела
слоняется всюду
и тогда все изменится так
как нельзя ожидать
то что было в конце
вдруг окажется снова в начале
и земля превратится
в окраину неба
где растут голубые цветы.













   .   .   .
Если станешь философом
будешь все меньше
и жить на земле
и приблизишься к миру
которого нет в самом деле
там и вечность
и смысл бытия
но цветы не растут
и воды из ручья не напиться
и зимы не бывает
и лета
и снег не лежит
по полям в январе
не печет упоительно солнце
в июле
там столпились какие-то тени
и ищут того чего нет
в пустоте и не будет
так как в старом
засохшем колодце
никогда не бывает
живой и волшебной воды.











   .   .   .
Когда солнце
будет кувыркаться
как мальчишка
в небе голубом
я надену
сказочную шляпу
и лихую тросточку
возьму
и пойду
в счастливый день
весенний
вместе с ветром
просто так гулять
и букет цветов
нарву для бога
в поле чистом
чтобы он узнал
вот какие
на земле веселой
иногда
растут в полях цветы.











   .   .   .

Украдкой целовать
кого-то
очень нежно
и прятать руки
в мягкую траву
и звезды собирать
на темном небе
как ягоды
с огромного куста
и падать с высоты
и снова подниматься
на легких крыльях
прямо в небеса
где феи нежные
парят
и тают на рассвете
как тают
в нашей жизни
чудеса.












   .   .   .

Жизнь движется
туманными  кругами
как будто это
кольца дыма над домами
они поднимутся все выше
извиваясь
и исчезают в небе голубом
а ты все смотришь
удивленно -
что же это
кто так колдует
где-то под землей
что дым идет
все вверх и вверх
так высоко
до рая
где ангелы закашлялись от дыма
и думают
что на земле пожар.















   .   .   .
И вот она пушистая зима
как кошка притаилась за окном
хвостом своим покрутит
перед солнцем
уйдет в подвал
за зимними мышами
ведь их так много прячется вокруг
они такие серые как дни
и с длинными замерзшими хвостами
бегут бегут куда-то неустанно
до самой дальней
 и чужой весны
когда придется им
исчезнуть почему-то
и превратиться в лужи
во дворе
и мы не вспомним
белые сугробы
холодного задумчивого снега
скрипевшие когда-то
под ногами
как старость все скрипит
бредя по миру
с своей простой
старушечьей клюкой.










   .   .   .

Ты словно облако
спустившееся вдруг
на эту землю
и тебя так просто
обнять и целовать
как это утро
наполненное
сказочной росой
и будешь ты
качаться чудной ивой
у сонного
волшебного пруда
склоненная
как будто на колени
чтобы молиться
радости любви.








   .   .   .

В глубину опускаюсь
ночную
и вижу тебя
и целую
и все ближе
твои обнаженные  плечи
и грудь
и слышнее
как часто ты дышишь
и даже
не понять
как закончится
этот томительный сон
и когда из него
выбираться
и плакать.












   .   .   .

Ты упрямо не можешь понять
что нет точного времени
в этом таинственном мире
для кого-то прошло пять минут
а другой говорит - это вечность
прошла и вернулась обратно
как прохожий который
по улице шел и вернулся
и не может сказать где он был
и живешь ты как будто
идешь по поляне кругами
собираешь цветы
даришь  девушке милой
а потом замечаешь - они
уже снова растут
словно ты их вообще не срывал
и цветы оказались такими
как время что уйдет
чтобы снова вернуться обратно
и закончится
чтобы начаться опять.



   .   .   .
Бывает чудный
предрассветный час
когда мир в трепетном
и розовом сиянье
как будто солнце
там за горизонтом
его так нежно
лижет языком
тот чудный час
теперь всегда со мной
об этом знает
часовая стрелка
и возвращается
к волшебной цифре пять
похожей на корабль
в океане
плывущий на волнах
моей души
они его опять качают робко
как в колыбели
спящего младенца
который чище сердцем
их самих.





   .   .   .
Наверно если бы
я падал
меня бы нужно было
поддержать
но я не падаю
и мне так хорошо
когда меня
не видят и не слышат
и не протянут руку
потому
что кто же руки тянет
в неизвестность
а мне легко
я в воздухе как дома
всегда один
и даже не спрошу
какой сегодня день
и век какой
сегодня
и почему так кружится
земля
такая милая
свободная простая
где можно жить
и где-нибудь в лесу
и в поле
без конца и края
и песни петь
и целовать луну
как девушку
волшебными ночами
и с ней играть
и в счастье и в любовь.

   .   .   .
Второе дыхание -
это вторая весна
которая сразу идет
после осени хмурой
забыв что бывает
зима
второе дыхание -
это та молодость
что ты не прожил
когда-то
и ее потерял
как теряют
тропинку в лесу
второе дыхание -
это т акая любовь
когда все о любви
уже знаешь
но и все же она
в первый раз.





   .   .   .

Каждый носит в груди
свою пулю
его кто-то
когда-то убил
для себя он
давно уже умер
и живет теперь
лишь для других
отдает им
и радость и счастье
а они ему дарят цветы
на могилу
в широком покинутом поле
где так много
таких же могил.






   .   .   .
Разговаривай лучше
с закатом
чем с угрюмой старухой
в подъезде часами
ведь закат -
благородная старость
ушедшего дня
вечер жизни
в котором так много
восторга
а старуха расскажет
все то что
врачи говорят
или то что вчера
написали в газете
и люби лучше
нежные
в поле цветы
чем красивых девиц
восседающих в баре
ночами
ведь цветы эти
пахнут росой по утрам
а девицы похожи
на кукол
на сцене театра
где большой кукловод
выпускает их всех
танцевать.



   .   .   .

Я в зеркало волшебное
смотрю
и вижу мир
которого конечно
не бывает
его не встретить
если оглянешься
вдруг в комнате
холодной и пустой
там за спиной
окажется земля
обычная
осенняя простая
а здесь плывут безмолвно
облака
как птицы белые
до горизонта
и снова
возвращаются обратно
как будто бы
вновь счастья не нашли
ведь счастье же
у бога на ладони
и вот оно
трепещет вдалеке
как множество
чудесных огоньков
их зажигает
маленькая фея
когда рукой
касается земли.





   .   .   .
И мир вокруг
сегодня часть меня
в груди так сильно
бьется солнце
вместо сердца
а где таятся
органы любви
луна и звезды
так горят ночами
как будто они тоже
часть меня
и ветер вместо ног
и облака как крылья
которые у ангелов
беру
на время перелета
в те края
где плотью неба
стала плоть земная.





   .   .   .
Я принимаю жизнь
порой
как горькую микстуру
но твердо знаю -
надо ее пить
чтоб оставаться
вечно молодым
как зеленеет ель
зимой и летом
как старости не знает
даже море
волнами полнится
и целый век шумит
и как любовь
усталости не знает
когда она безумствует
ночами
без всякого
смущенья и стыда.





   .   .   .
И за окном
прохладой дышит ночь
как будто тысячи
купальщиц чернооких
на берег выбрались
и водят хороводы
и ветер поднимают
как от волн
которые
босые лижут ноги
огромным множеством
тех ласковых котят
кто никогда не знают
где их дом
кто их хозяин
и зачем им счастье
волшебной ночью
прыгать и резвиться
вот прямо
под твоим окном.


   .   .   .
Я знать не буду
что меня любили
что тапочки мои
теперь в музее
стоят на видном месте
под стеклом
что все что я
когда-то написал
священник окропил
святою водою
что бабушки
молились за меня
как молятся за тех
кого не знают
и больше не увидят
никогда…

ведь я живу
совсем один
в краю
где бродят только
бурые медведи
и никому
давно уже не нужен
ни солнцу ни луне
ни даже воздуху
которым
с удовольствием дышу
и я не помню
ничего на свете
а то что помнил
то совсем забыл
наверно это было
что-то скучное
зачем об этом
вечно вспоминать
ведь лучше жить
всю жизнь
как будто заново
и никому о том
не говорить.




   .   .   .
Пусть я никто
и звать меня никак
но разве есть
хоть кто-нибудь
и рядом
вокруг - лишь тени
тех кто раньше жил
и призраки
которых не бывает
и в церкви души
мертвых и живых
поют все хором
заунывно утреню
и колокол звонит
и по живущим
они в известном смысле
тоже умерли


все относительно
и время и пространство
и жизнь и смерть
и то что было будущим
а стало прошлым
и потом вернется
чтоб в будущее снова
превратиться
как льдом зимою
станет вся вода
и старики
становятся детьми
и в кубики играют
на полу
пока взрослеют
маленькие дети.



   .   .   .
Никто мне
ничего не говорит
наверно языка
не понимают
а может быть
оглохли и ослепли
или в один
прекрасный тихий вечер
все вместе
улетели на луну

а мне луна - зачем…
я здесь остался
на своей доброй
маленькой земле
пусть ветер мне
наигрывает вальсы
и в такт  ему
пусть облака качаются
и солнце рыжее
стоит на голове
с утра до вечера
перед моим окном
как клоун
в старом цирке
на колесах.



   .   .   .
Простор свобода
жизнь
совсем простая
в которой все известно
день за днем
и утром солнце
там за облаками
вновь разжигает
ласковый костер
по улице гуляет
парнем ветер
с губной гармоникой
своею как всегда
а вечером
выходит и луна
в единственном своем
счастливом платье
том от которого
и глаз не отвести…

и так всегда
вчера сегодня завтра
как будто эта жизнь
не начиналась
и у нее не будет
и конца.


   .   .   .
И жизнь была сложнее
чем я сам
я состоял
из мыслей и желаний
в которых много
детской простоты
а жизнь закручивала
тонкие спирали
и путала
начало и конец
и небо чудом
превращалось в землю
но после снова
становилось небом
куда пешком пройти
уже нельзя…

и я оставил жизнь
стоять за дверью
как пса который
рвет клеенку со стола
мне лучше жить
без жизни временами
как лучше осени
быть без дождей
и если надо
жизнь я нарисую
на белом и простом
листе бумаги
или же просто
на пустой стене.



   .   .   .
Жизнь превратилась
в остров в океане
и к берегу его
приносят волны
то выпитую бочку
с корабля
то детскую игрушку
ниоткуда…
быть может
на далеком берегу
ее слизали волны
на песке
и унесли к тебе
по океану
как кони быстрые
в степи уносят
ту царевну
которую берешь ты
себе в жены
хотя ее не видел
никогда

и наполняй ту бочку
молча заново
и выпивай ее
опять до дна
как моряки
с большого корабля
который может
затонул когда-то
и вот с тех пор
давно лежит на дне
сурового как вечность
океана

играй с игрушкой
маленькой простой
она в руках твоих
чудесно оживает
и думай что тебе
ее прислали
с таинственных
волшебных берегов

живи как жил
ведь над тобою солнце
и небо синее
как океан вокруг
и счастлив ты
той одинокой жизнью
на своем острове
и на краю вселенной
где рядом днем и ночью
ни души.



   .   .   .
Заглядывает утро
мне в окно
и в гости просится
как маленькая девочка
вот в куклы милые
немного поиграть…
и на деревьях
листья больше стали
они растут как дети
в этом мае
и скоро на весь мир
так зашумят
когда коснется ветер
их ладонью
и улыбнется солнце
свысока

бери в друзья
простую эту жизнь
весеннюю
такую молодую
пусть принесет она
тебе в корзинке
любовь цветущую
как первые подснежники
в таинственном
и сказочном лесу.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «КОЛЬЦО А», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/ WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ»  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019)  и   в целом ряде  других   литературных  изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   


Рецензии