Враг вождя
Посвящено татарскому политику, руководителю
Российской мусульманской коммунистической
Партии – Мирсаиду Султану - Галиеву.
Первая часть.
Сегодня имя Мирсаида,
Султана же – Галиева,
Мало кто помнит. А в начале,
20 – х годов, знали все.
Одним из самых был известных,
Политиков. Являлся ж он,
В национальном там движенье.
Народов всех Восточных стран.
Им занимаемая должность -
Он заместителем там был,
«Наркомнаца». Руководитель -
РМКП. Была там та.
(Нарком по национальным вопросам. РМКП –
Российская мусульманская коммунистическая партия)
Та Революция разбудит,
Национальное движение,
Окраин всей страны огромной,
Надежду люди обрекут.
Забитые самодержавьем,
Народы Средней Азии,
Татары, чуваши, башкиры,
Воспрянут духом наконец.
Что наконец – то их услышат,
Их чаяния всех поймут,
К светлой жизни все потянулись,
Поверили в новую власть.
Немало интеллектуалов,
Татарских, искренне тогда,
Поверили той новой власти,
Среди них и учитель был.
(Сельский учитель Мирсаид Султан – Гаоиев.
С первых революционеров,
Первой волны тогда ещё ж,
Людьми не бедными те были,
С дворян были, с других слоёв.
Те при царизме получили,
Образование тогда,
Доход имели постоянный,
Султан – Галиев нищим рос.
(Полжизни боролся с нищетой)
Этим и объяснить же можно,
Что в революцию пришёл,
Довольно поздно он,
В «17 – м», в 25 лет.
(Мирсаид родился в 1892 году в деревне Елимбетово
Уфимской губернии)
Семья бедствовала, питаясь,
Лишь ржаным хлебом с чаем там.
Отца, учителя мектепе,
(Татарской школы), знали все.
Семя, в которой тогда было,
Детей 12, часто там,
Переезжала из деревни,
В деревню. Жизнь такой была.
Частые эти переезды,
Революционеру же,
Будущему, имели очень,
Большое там значение.
Султан – Галиев знал о жизни,
Татар, их бедной части всей,
Не понаслышке, иль из книжек,
Иль пересказов там других.
Из собственных знал наблюдений.
В отцовской школе Мирсаид,
До 15 лет учился,
При этом он много читал.
(Не только татарскую литературу, и русскую
классику, но и Коран, изучал персидский и турецкий языки)
1907 году
В этом году в 15 лет, он,
В Татарскую школу пошёл,
Учительскую. Чтобы позже,
Как и отец, учить детей.
Он познакомился в той школе,
Со многими тогда из тех,
Кто видными же потом станет,
Революционерами.
(И деятелями национального движения)
Не ограничивался только,
Он интересами тогда,
Татарского народа. Также,
Был интерес к странам другим.
(И что происходило в других мусульманских странах)
Вторая часть.
1911 год
В этом году Султан - Галиев,
Закончит уже школу ту.
Женился. И отправится он,
В большую жизнь, полной тревог.
(Где его ожидали тяжкие испытания)
До революции татарам,
В империи Российской, всё ж,
Было не просто жить. Считались,
За веру их - изгоями.
«Русификация» в те годы,
И «христианизация»,
На полную катушку шли там,
И за татар тогда ж взялись.
Власть помогала и активно,
Тем, кто желал слиться тогда ж,
С религией преобладавшей,
С народом русским навсегда.
Но тем, кто пожелал остаться,
Частью мира исламского,
Было тогда там очень сложно,
Боролась с этим власть тогда.
И Мирсаид же поначалу,
В русле культуры там творил,
Традиционной – переводы,
Толстого, других делал там.
Писал рассказы, статьи также,
На разные темы тогда.
И только после переезда,
В Баку – он твёрдо осознал.
Себя считал он частью мира,
Общего мусульманского.
Преподавать же пригласили,
Его тогда в этот Баку.
1914 год
(В одной статье Султан – Галиев заметил: «МУСЛЬМАНЕ
ДОЛЖНЫ ПОЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ САМИ, ВЕДЬ
МАЛО КТО ЗАБОТИТСЯ О НАС»)
Его духовное развитье,
Во многом протекало там,
Для других даже незаметно,
Он сам воспитывал себя.
(Султан – Галиев долго вырабатывал в себе то
Мировоззрение, которое сделало его известным
всему миру и привело к трагической гибели)
До революции же знали,
Его немногие. Хотя уже,
Участие принял он в Первом,
Съезде мусульман всей страны.
Отнюдь, не на ролях ведущих,
Его избрали «всего лишь»,
Секретарём там Исполкома,
Совета мусульманского.
Но настоящий взлёт был позже,
Оригинального мыслителя,
Политика, что там пытался,
С исламом – коммунизм смирить.
1918 год
В тот год в Казани займёт должность,
Большую. Председателем,
Станет он комиссариата,
Наркомнаца РСФСР.
(Председатель Центрального мусульманского комиссариата
Наркомнаца РСФСР, и председатель центральной мусульманской
Военной коллегии при Народном комиссариате по
Военным и морским делам)
К тому моменту на виду был,
Уже там. Замом был тогда,
Татарского социалиста,
Мулланура Вахитова.
Авторитет Вахитова же,
Непререкаемым там был.
Он «Обращение» подпишет,
Там с самим Лениным тогда ж.
(Обращение – «Ко всем трудящимся мусульманам
России и Востока» от 20 ноября 1917 года)
Тогда этот Султан – Галиев,
Уже был там большевиком.
Хотя симпатии его всё ж,
К исламу больше были там.
(Приверженность к большевизму объяснял так: «Меня
Влечёт к ним та любовь к моему народу, которая
Неотъемлемо сидит во мне… Лишь они прекратили войну.
Лишь они добиваются того, чтобы национальностям передать
Их судьбы в собственные руки…»)
Декабрь 1918 года
Он как знаток по мусульманским,
Проблемам, был там оценён.
Именно Мирсаид сумеет,
Найти к башкирам там подход.
(К башкирам – мусульманам во главе с будущим
Лидером басмачей - Ахметом – Заки Валидовым
(Валиди)
На сторону советской власти,
Башкиры перейдут тогда ж,
Что обеспечит там победу,
Большевиков над Колчаком.
Третья часть.
Людей, способных убеждать там,
Ценили. И поэтому,
Султан – Галиев в Москву призван,
«Главным» там сделали его.
По мусульманским всем вопросам.
Помощником ближайшим стал,
Сталина. В первое же время,
Друг друга понимали те.
(Находили точки соприкосновения)
1923 год
Но Сталин вряд ли тогда долго,
Терпеть мог там рядом с собой,
Авторитетного и также,
И независимого там.
Помощника рядом такого…
Кем был при нём тот Мирсаид,
Но клубок их противоречий,
Подошёл к обострению.
Над головой к тому моменту,
Главного мусульманина,
Страны – уже нависли тучи,
Всё далеко уже зашло.
Глядя с сегодняшнего дня же,
Трудно поверить, что тогда,
Большевики были лояльны,
Терпимы к мусульманам там.
Что даже создать разрешили,
Компартию там мусульман!
А ещё ж тот Султан – Галиев,
Хотел и армию создать.
(Российскую коммунистическую мусульманскую
Партию и мусульманскую Красную армию!)
1921 год
Поддержал тогда нарком Сталин,
«Советских шариатистов» там!
Но новый мятеж исламистов,
Охватил Северный Кавказ.
И Татарию, Бухару с Хорезмом.
То, Мусульманский конгресс там,
То, Туркестана в Самарканде -
Республику провозгласит.
(В апреле 1922 году провозгласил, Туркестанско – тюркскую независимую
республику с полным возрождением законов шариата!)
Май 1922 года
Большевики восстановили,
Те ликвидированные,
В Средней Азии суды, раньше,
То шариатские, опять.
Вернут мечетям и медресе,
Имущество также всё их,
И возродили управленье,
Вакфов. Вернули «пятницу».
(Разрешили празднование пятницы вместо воскресенья.
Разрешат выборность имамов.
И многое ещё ж тогда.
А в декабре другого года,
Власть Совещанье разрешит.
(То, совещание мулл под лозунгом: «Советская власть
Не противоречит исламу»
(ВОИСТИНУ ЧУДНЫ ДЕЛА ТВОИ, ГОСПОДИ!)
Но всё это, что разрешили -
«Восточная вольница» вся,
Курировал что Мирсаид там,
Не долго длилась там совсем.
До тех пор всё это там длилось,
Пока советская та власть,
Не почувствовала, что стала,
Достаточно сильной уже.
С Султан - Галиевым же раньше,
С политиком – разобрались…
То в «23 – м» году. Сталин,
Там раньше ж «взялся» за него.
(1921 год)
Скомпрометировать задумал,
«Татарина главного» вождь.
Он его в Крым тогда ж направил,
Где царствовал красный террор.
Мирсаид же там к своей чести,
Имея связь с татарами,
Местными. Быстро разобрался,
В той ситуации в Крыму.
(И по мере сил помог остановить зверства Землячки и Бела Куна)
(1922 год)
А на 10 - м уже Съезде,
Советов, Всероссийском же,
Выступил там Султан – Галиев,
С резкой критикой «Сталина».
(Сталинского проекта «автономизации»)
Что интересно, той же точки,
Зренья, придерживался сам,
Ленин. Но его тогда мненье,
Осталось незамеченным.
А выступленье Мирсаида,
Встретили там уже в штыки.
И Сталин даже отказался,
Руку оппоненту подать…
Четвёртая часть.
Гонения начались вскоре.
Ещё же там в «22 – м»,
Слежку уже организуют,
Там за Султан – Галиевым.
Которая там установит,
Его контакты с Валиди…
С послом ещё же там турецким,
С Ирана, коммунистами.
И всё это там было в тайне,
От ЦК партии, к тому ж,
От её лидеров. А это,
Там не прощалось никому.
(Главного мусульманина» обвинили: «В мелкобуржуазном
Национализме»)
Он уже, как антипартийный,
Антисоветский элемент,
Был исключён из партии там,
И арестован ко всему ж.
На тот момент ещё ж там Сталин,
Не был всесилен. Защищать,
Татар лидера, тогда стали,
Видные там большевики.
(Фрунзе, Лидер узбеков Икрамов, и даже Троцкий…)
После того освободили,
Султан – Галиева. Но, всё ж,
В опале он там находился,
Книгу задумал он писать.
(Надеясь реабилитироваться перед соратниками)
1928 год…
Наступил второй акт той драмы,
Задуманной тогда ж вождём,
Новым уже – Сталиным, ясно,
Мирсаид арестован вновь.
Как мусульманский стал пособник,
Троцкого. Снова обвинён,
Был в «национал – уклонизме»,
И сослан был на Соловки.
(Ещё был обвинён в создании контрреволюционной организации)
Агония с арестами там,
С освобождениями же,
Длилась до 1940 – во,
Вплоть до расстрела там его.
Свидетельство о публикации №121030402151