Элиот. Третий квартет. Сухие трофеи

-I -
Я не знаю много о богах,
но я думаю, река - это сильный, коричневый бог,
угрюмый, непокорный и неподатливый,
во-первых, признанный границей,
затем - только проблемой,
стоящей перед строителями мостов,
проблемой, однажды решённой.
Коричневый бог почти забыт жителями городов –
однако, неумолимый, хранящий перемены года и ярости,
разрушитель, напоминание о том,
что люди выбрали для забытья,
нечестный, неукротимый служителями культа машин,но ждущий,
, наблюдающий и ждущий.
Его ритм присутствует в спальне кормилицы,
в запахе винограда на осеннем столе,
и на вечерних кругах вокруг зимних фонарей.
Река - внутри нас, море - всё около нас,
море - край земли также, гранит,
в котором оно тянется, берега, где оно несёт
свои намёки на ранние и отличные от нас создания:
звёздорыбу, краба, позвоночник кита.
Оно уносит наши потери: рваные сети,
раздробленность раков, сломанное весло
и утварь мёртвого иностранца.
У моря много голосов,
много богов и много голосов.
Соль на яркой розе, туман в пихтах,
морской вой и морской визг,
различные голоса часто слышны вместе,
жалобный плач в рангоуте,
угроза и ласка волны,что  ломится на воде
 отдалённый шум в гранитных зубах,
и причитания, предупреждения о наплывающем мысе –
всё это голоса моря, и тяжёлый вздох,
зовущий к дому, и морская чайка,и в окружении
 молчащего тумана бьющий колокол,
отмеряющий время, не наше- время,
бегущее неторопливо мёртвой зыбью земли,а время что старее чем время будущего, ,пытающегося
 распутать и соединить вместе прошлое и будущее,
между полночью и рассветом, когда всё прошлое - ложь,
будущее - безбудущно, перед утренним бденьем,
когда время стоит и время никогла не кончается,
и земля - зыбь, что есть и была изначально.
Лязгает колокол.
- 2 -
Гле конец этого бесшумного вопля,где
молчаливое увядание осенних цветов,
осыпающих лепестки и остающихся неподвижными?
Где конец несущимся обломкам крушения,
молитве человекоподобного на отмели,
немолитвенной молитве в пагубном благовещении?
Конца нет, но добавилось: волочащееся сознание
Дальнейших дней и часов,по втягивает в себя бесчувственные года жизни
среди ломки того, во что верилось,
как в наиболее надёжное и потому самого пригодного для отречения.
В этом конечная добавка, слабеющая
гордость или негодование на слабеющие силы,
неукреплённая набожность,
которая может пойти за безбожностью,
в плывущей лодке с медленной течью,
молчаливое прислушивание к явному шуму
колоколов последнего Благовещенья.
Где конец им, рыбакам, плывущим
в хвосте ветра, где раскинулся туман?
Конца нет этому безголосому воплю,
нет конца увяданию увялших цветов,
течению моря и обломков крушения,
молитвы человека к смерти его Бога,-
только едва, еле молитвенна
молитва единственного Благовещения.Я сказал
 прежде, что прошлый опыт, оживший в смысле,-
это не опыт только одной жизни,
но многих поколений - не забывающих того, что, возможно, совсем невыразимо:
взгляд назад за самоуверенность заслуженной истории,
полувзгляд назад, через плечо, к примитивным вещам.
Сейчас мы откроем, что моменты экстаза
/так или иначе благодаря недоразумению
надеются на неправое или боятся его/
но не в этом вопрос/ подобны вечному.
Мы поймём это лучше в агонии других,
близко наблюдаемых, лучше, чем в наших,
так как наше собственное прошлое покрыто действием,
но мука других остаётся опытом,
явным, неизношенным нослепующим трением.
Люди изменяются и улыбаются:
но агония живёт.
Время - разрушитель - это сохраняющее время,
подобное реке с её грузом мёртвых негров, коров и птиц
горького яблока и следа укуса в яблоке,-
и подорванные скалы в неустающих водах,
волны промывают их, туманы укрывают их.
В тихий день это просто монумент,
в судоходную погоду это всегда маяк,
чтобы проложить курс. Но в мрачное
время года или внезанную бурю
это то, что было
-3 -
Я иногда удивлён, что Кришна подразумевал
среди других вещей
или только пути движения тех же вещей:
будто будущее -это вянущая песня,
Царская Роза или лавандная ветка
тоскующего горя для тех, кто не должен здесь тосковать,раздавленная
 между жёлтыми листьями книги,
которая никогда не открывалась.
И путь вверх -это путь вниз,
и путь вперёд - это путь назад.
Вы не можете встретить этого спокойно,
но это правда,
что время не целитель: пациента нет больше.
Когпа поезд стоит, и пассажиры располагаются
к фруктам, газетам, деловым письмам /
и те, кто видел их, прочь покидают платформу/
их лица слабеют из горя в облегчение,
к сонному ритму ста часов.
Езжайте дальше, путешественники!
Не убегая из прошлого или в любое будущее,
вы не те же люди, которые покинули станцию,
или кто прибудет к какой-нибудь цели,
суженные рельсы бегут вслед за вами.
В сумерки в рангоутах или на самолёте
есть голос, поющий/хотя и не для уха/:
"идите вперёд, вы, кто пумает, что путешествует".
В момент, когда действие неотличимо от бездействия,
созерцая равным взглядом прошлое и будущее,
вы услышите Кришну, поучающего Арджуну на поле битвы.
Не бегите быстро, но идите вперёд, путешественники.
-4 _
Леди, чьи гробницы стоят на мысе,
молитесь за тех, кто в лодках, тех,
кто занят, чтобы вернуться с рыбой,
и тех, кто занят законным путешествием,
и тех, кто сопровождает.
Повторите молитву также лля тех женщин,
кто видел своих сынов или мужей
уехавшими и не вернувшимися.
Королева Небес.Также молитесь о тех

, бывших в лодках и окончивших
 путешествие на песке, в губах моря,
или в тёмном горле, которое не выплюнуло их
и куда не может проникнуть звук морских колоколов- вечных их ангелов.
-5 -
Связаться с Марсом, говорить с духами,
изучать манеры морских монстров,
составить гороскоп или искать магический  кристалл
понимать биографию из морщин ладони и трагедии - из пальцев,
освобождать колдовством чайных листьев, разгадать неминуемое игральными картами, играть с пентаграммами или барбитурическими кислотами
или рассекать периодические образы в подсознателвные вещи,
изучить чрево или могилу мечты -
все эти обычные развлечения и наркотики - черты толпы:
и всегда будете, некоторые из них существенны,
когда это горе наций и дилемма.
Человеческое любопытство наблюдает прошлое и будущее,
и цепляет к этому измерению.
Но уловить точку скрещения безвременного со временем –
это занятие для святого, не занятие, а что-то взятое и отданное.
пыл, не безопасность и самосдача,
для большинства из нас это не привлекший внимания момент,
момент во и вне времени, безумие, затерянное в солнечном луче,
дикий тимьян невидимый, или зимняя молния, или капля воды,
или музыка, когда она слушается так глубоко, что не слышна совсем.
Но вы - музыка, пока музыка продолжается.
Это только намёки и догадки, намёки, продолженные догадками,
и остальное - в молитве, наблюдении, дисциплине мысли и действии.
Намёк полуугаданный, дар полупонятый в Воплощении.


Рецензии
прекрасная работа!

Улекса фон Лу   14.03.2021 06:57     Заявить о нарушении
Спасибо
очень мало кто ценит

Владимир Зуев Алексеевич   14.03.2021 07:31   Заявить о нарушении
есть первый и второй квартеты

Владимир Зуев Алексеевич   14.03.2021 07:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.