ЗамОК

«Процесс» и «ЗАмок» Кафки - это,
Открытый мир? - скорей - ЗамОК!
Абсурд - крылатый конь поэта,
Верхом Франц, как никто высок!

Что проку в толках двух шедевров,
Сюрреализм сюжетов - жесть.
Я думал, что не хватит нервов,
Переосмыслить красок кесть.

В них онейрически читаем,
Метафизический пейзаж.
Визионерский узнаваем,
Сопротивления крестраж.*

Стиль ковкий - тонким, хрупким, нежным,
По-кьеркегоровски ажурн.
Трагичность бури с ветром снежным,
В бихронотоп впаял диурн.




«Процесс» (нем. Der Process, тж. Der Proce;, Der Proze;, в первом издании: Der Prozess) — философский роман Франца Кафки, опубликованный после смерти автора в 1925 году.

«Замок» неоконченный роман Франца Кафки, опубликованный посмертно в Мюнхене.




*Английское слово образовано из двух частей: лат. "Crux" — крест; а первая часть слова, видимо, имеет значение «страх»: от англ. "horror" («ужас») или лат. "horere" («бояться»), «horrendus» («адский»). Аналогично образовано русское слово в переводе Литвиновой — из слов «крест» и видоизменённого «страх». Существуют и другие версии происхождения английского слова: так англ. "Crux" означает "крест" лишь в геральдическом смысле, другими его значениями является "основной" или "самый сложный этап". Кроме того слово, возможно обязано своим появлением имени древнеегипетского бога Гора (Хора) англ. "Horus" и связанной с ним легендой о воскрешении Озириса.



«Я» и «прото-Я»
Прежде чем ребенку начать мысленно разговаривать с собой, он сначала проходит:

Этап разговаривания с окружающими людьми и комментирования вслух окружающего мира.
Этап мысленного комментирования окружающего мира.
Начинает мысленно комментировать своё поведение, которое ещё является частью окружающего мира.
Начинает вслух разговаривать с Нечто, постепенно догадываясь, что это его «Я». На этом этапе ребенок еще продолжает идентифицироваться с Другими, не зная о Себе. Но уже это Другое раскалывается на две части: вышеприведенное Нечто (прототип «Я») и Другие.
Начинает вслух разговаривать со своим «Я» , то есть с собою. (Прототип «Я» превращается в «Я»).
Начинает разговаривать мысленно с собой, то есть рефлексировать. В это время эгоцентрическая речь уменьшается и ребенок начинает говорить и вести себя, зная, что у Других тоже есть свое «Я» и свое мнение. У ребенка появляются первые представления о том, как его воспринимают Другие.
Только после этих вышеприведенных этапов можно говорить, что ребенок почувствовал в себе Нечто, откуда он наблюдает за собственными мыслями. Только теперь можно говорить, что ребенок по-настоящему открыл для себя своё «Я».

Кстати, последние этапы у некоторых детей приходят с запозданием на много лет, в частности, в подростковом возрасте, юношестве и даже во взрослой жизни.

Традиционно считается, что существует «Я» и существует Другое. Другое первично по отношению к «Я» . «Я», не осознавая себя, то есть пребывая на этапе «прото-Я», идентифицируется или отождествляется с Другим, не зная пока о Себе, то есть самоидентифицируется с Другим, по сути, оставаясь Другим. В частности, ребенок идентифицируется с окружающим миром и со взрослыми, подражая им. В это время он не знает о своем существовании, но уже идентифицируется и отождествляется с Другим ( людьми и окружающим миром). Но возможно ли это? Ведь говорить об идентификации можно только тогда, когда изначально предполагается существование «Я», которое затем можно идентифицировать с Другим, то есть тем, что находится вне «Я». Поэтому сначала должно возникнуть нечто, отличающееся от Другого, но такое, которое ещё не знает о том, что оно существует.


 
Это нечто называют «прото-Я», но оно, по сути, остаётся ещё Другим. Поэтому, как этот «прото-Я» делает качественный скачок из Другого, превратившись в «Я»? Введение понятия «прото-Я» ещё не облегчает нам понимания этого скачка из Другого в «Я».

Поэтому возникают два подхода:

В мире есть только Другое и «Я» это иллюзия, которая дана человеку, который всегда продукт Другого. Ведь даже психическая программа «Я» , которую он имеет человеку не принадлежит. И тогда, когда человек думает о мысли или рефлексирует, то он не сам начинает это делать, имея в этом плане свободу выбора.
В мире есть только «Я». И Другое ( не-«Я») состоит из «атомов» «Я», которые содержатся в не-«Я». Не-«Я» , в конце концов является «Я», но с частицей «не», то есть являются продуктом оператора — отрицания «Я». Только вот в чьих руках этот оператор, в руках самого же «Я»? Ну, тогда это «Я» — Всевышний.


Рецензии
Андрей, а Вы читали Кафку? Как, читая, можно не увидеть прок? И что значит выражение красок кесть?

Аля Алова   04.03.2021 02:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте Аля! Читал лишь два указанных романа. Слово ПРОК задействовано в «Будденборах», не хотелось повторов. Двузначное выражение красок зримость, и красок видимость, кажимость (майя, иллюзия).

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
КЕСТЬ - союз влад. моск. ряз. тамб. - кажется, кажись, видится, некак, будто бы. Кесь на небе хочет хмуриться.

С уважением и благодарностью.

Валов Андрей   04.03.2021 11:55   Заявить о нарушении
Тут можно упомянуть замечание В. Набокова о языке «Превращения», которое вчера дочитал: «Обратите внимание на стиль Кафки. Ясность его речи, точная и строгая интонация разительно контрастируют с кошмарным содержанием рассказа. Его резкое, черно - белое письмо не украшено никакими поэтическими метафорами. Прозрачность его языка подчеркивает сумрачное богатство его фантазии. Контраст и единство, стиль и содержание, манера и материал слиты в нерасторжимое целое».

Валов Андрей   04.03.2021 12:06   Заявить о нарушении
Что проку в толках двух шедевров, означает что толкование абсурда абсурдно, сам жанр делает этот процесс уводящий в дурную бесконечность обреченным на провал.

Валов Андрей   04.03.2021 13:06   Заявить о нарушении
Есть два типа прочтения стихотворения, посредством снятия розовых очков субъективности, и при помощи использования очков объективности, ведь в литературе близорукость и дальнозоркость присутствуют одновременно, порождая причудливые иллюзии читательского восприятия.

Валов Андрей   04.03.2021 14:40   Заявить о нарушении