Белые снегири -36 -4-

    
СТАТЬИ, ОЧЕРКИ, ЭССЕ
(продолжение рубрики)

Валерий ИВАНОВ
(Московская область, г. Ногинск)               

  РАХМАНИНОВ – САМЫЙ РУССКИЙ КОМПОЗИТОР И ПИАНИСТ

1 апреля 2018 года исполнилось 145 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова – русского композитора, пианиста и дирижёра. Но Рахманинов не только слава и гордость России, он  повлиял на развитие музыкальной культуры всего мира. В  своём творчестве Рахманинов  обогатил и объединил  принципы петербургской и московской композиторских школ, а также  традиции западноевропейской музыки, создал свой оригинальный стиль.
          Я готовлюсь к проведению встречи, которая состоится 18 апреля 2018 года в 12 часов в Ногинском центре культуры и творчества «Глухово». Эта встреча в Ногинском клубе любителей классической музыки и поэзии «Звучание» будет посвящена юбилею Рахманинова. Личность этого человека настолько многогранна, что небольшой текст в газете не может в полной мере раскрыть многие её черты. Поэтому кратко расскажу о наиболее ярких, на мой взгляд, страницах жизни Рахманинова и о его творчестве.
          Сергей Васильевич Рахманинов родился в 1873 году в усадьбе Семёново Новгородской губернии. Его отец происходил из дворян Тамбовской губернии, он был музыкально одарённым человеком. Дед его по отцовской линии был хорошим пианистом, выступал с концертами в Москве, Петербурге и других городах России. Первые уроки игры на фортепиано Серёжа получил от матери. Бабушка иногда увозила Серёжу к себе в Новгород и с ней он посещал там монастыри, где слушал знаменные распевы монахов. Его поднимали на колокольню, он узнал разные звоны и научился различать их по голосам.   Затем Рахманинов учился в младшем отделении Санкт-Петербургской консерватории, вскоре родители решили  перевести сына в Москву и поселить в частном пансионе Николая Сергеевича Зверева. В 1885 году, поселившись в пансионе, Рахманинов был принят в Московскую консерваторию в класс профессора Зверева, который содержал одарённых молодых людей в пансионе за свой счёт. Николай Сергеевич был очень требовательным педагогом и умел научить своих учеников любить музыку. Общаясь со Зверевым, посещая по его предложениям оперы, концерты, Рахманинов за четыре года постиг глубокие тайны музыки, значительно вырос как пианист. Но из-за разногласий с ним Сергей Васильевич покинул его пансион и, испытывая финансовые и бытовые трудности, жил у своего друга, композитора Юрия Сергеевича Сахновского. Сахновский родился в селе Городищи Богородского уезда (сейчас это Щёлковский район). В доме Сахновских у Белорусского вокзала собиралась талантливая артистическая молодёжь Москвы. Сергей Васильевич жил также у своих родственников Сатиных. В девятнадцатилетнем возрасте Рахманинов с Большой золотой медалью закончил консерваторию как пианист и как композитор. Ещё в годы учёбы он написал Первый фортепианный концерт, некоторые романсы и фортепианные пьесы. Одна из пьес, Прелюдия до-диез минор (ор.3 №2), стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова. Дипломной его работой стала опера «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы». Она понравилась Чайковскому и была поставлена в Большом театре. С января по октябрь 1995 года Рахманинов очень напряжённо, по 10 часов в день, работал над Первой симфонией, но премьера её состоялась только 15 марта 1897 года в Петербурге. Дирижировал Александр Глазунов. Премьера провалилась, новаторская сущность музыки, её полистилистика, была непонятна Глазунову и петербургской публике. Отрицательно отозвались о музыке и некоторые композиторы. Провал симфонии ввёл Рахманинова в глубокую депрессию. После этого он более трёх лет ничего не сочинял.
         По приглашению Саввы Ивановича Мамонтова Рахманинов осенью 1897 года стал вторым дирижёром русской частной оперы (первым дирижёром был итальянец Эспозито), куда был приглашён и Шаляпин. С тех пор их дружба продолжалась много лет. Как дирижёр Рахманинов впервые выступил в опере Глинки «Жизнь за царя», но отсутствие опыта дирижирования привело его к неудаче. После этого депрессия у него усилилась: Сергей Васильевич посчитал, что и дирижёр он плохой, как и композитор. Но Мамонтов и Шаляпин помогли Рахманинову поверить в свои силы и он упорно продолжил оттачивать свои дирижёрские качества и успехи к нему пришли. Он научился управлять и оркестром, и музыкантами. Летом 1898 года Рахманинов обещал Мамонтову подготовиться к постановке оперы Мусоргского «Борис Годунов». Недалеко от Сергиева Посада в Путятине, имении певицы Татьяны Любатович, собирались будущие исполнители. Там поселились в небольшом флигеле и Рахманинов с Шаляпиным. В июле из Италии в Путятино приехала балерина Иола Торнаги – невеста Шаляпина. 27 июля 1898 года в Спасской церкви села Гагина, что в двух верстах от Путятина, произошло их венчание. Сергей Васильевич был шафером жениха. Сотрудничество с Мамонтовым продолжалось недолго: после шумной свадьбы Рахманинов решил расстаться с его театром. Однако Савва Иванович в сентябре 1898 года повёз своих артистов в Крым, они выступали в Ялте и Гурзуфе, Рахманинов аккомпанировал им на рояле. Выступления артистов посещал Антон Павлович Чехов. Игра Рахманинова произвела на писателя сильное впечатление и он предсказывал музыканту блестящее будущее. Осенью 1898 года Рахманинов продолжал в одиночестве жить в Путятине, пытаясь сосредоточиться и приступить, наконец, к композиции, но этого сделать не смог. Только с помощью гипноза психотерапевта Николая Владимировича Даля Рахманинову удалось преодолеть своё тяжёлое душевное состояние. Проходя лечение у Даля, Сергей Васильевич познакомился с его племянницей Еленой Морисовной Даль. Девушка вызвала у  Рахманинова большую симпатию и впервые за три года у него появилось желание творить. Рахманинов будто заново учился сочинительству, написав фантазию, посвящённую этой девушке. Фантазия называется «Делмо», в ней есть та самая музыкальность, которую он так ценил.
          Преодолев тяжелую депрессию, Рахманинов с большим желанием приступает к сочинительству. В 1900 году появляются Сюита №2 для двух фортепиано и Концерт для фортепиано с оркестром №2, который композитор посвятил доктору Далю. Этот концерт стал одним из самых любимых в этом жанре в мире как у исполнителей, так и у слушателей. Второй концерт продолжает шествие по планете,  помогая людям лечить тяжёлые болезни, в том числе и онкологические. Творческий подъём у Рахманинова продолжился сочинением Кантаты «Весна» в 1901 году и опер: «Скупой рыцарь» в 1903 году и «Франческа да Римини» в 1904 году. Получив разрешение на брак от императора, Рахманинов 29 апреля 1902 года обвенчался со своей двоюродной сестрой Натальей Александровной Сатиной. У них родились две дочери: Татьяна и Ирина. Рахманинов часто выступает с концертами в Москве как дирижёр и как пианист, исполняя свои произведения, и продолжает сочинять в разных жанрах. В 1906 году он путешествовал по Италии и жил в Дрездене, выступал и сочинял музыку. Пробыв там до 1909 года, отправился в большое турне по США и Канаде. Лето Рахманинов любил проводить в имении Сатиных в деревне Ивановке Тамбовской губернии. С 1987 года там Музей-усадьба С.В. Рахманинова.
       До революции  1917  года Рахманинов сочинил ещё большое количество различных по жанру произведений, среди них Симфония №2, Концерт для фортепиано с оркестром №3 и Поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра. В конце 1917 года Рахманинов с семьёй покинул Россию и остался за рубежом до конца жизни. В США публика с восторгом посещала выступления Рахманинова, он исполнял свои фортепианные произведения. Как пианист он объехал всю эту страну, везде имел грандиозный успех. В 1930 – 1940 годах он выезжал в Европу, выступая с концертами. Он в эти годы много времени проводил в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар». В эмиграции до 1926 года у Рахманинова был творческий кризис: он не писал значительных произведений. В 1927 году появился его Концерт для фортепиано с оркестром №4. За рубежом Сергей Васильевич создал всего 6 произведений, но они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки. В 1941 году Рахманинов создал последнее своё сочинение: «Симфонические танцы», считающееся  одним из величайших его созданий. Для Рахманинова это сочинение было самым любимым. Сергей Васильевич Рахманинов ушёл из жизни в США 28 марта 1943 года.
           Рахманинов, покинув Россию, глубоко переживал, тоскуя по родине, а его музыка звучала и на родной земле композитора, духовно обогащала слушавших её людей. Об этом свидетельствуют две записи в дневниках Михаила Михайловича Пришвина. Шестидесятисемилетний писатель в 1940 году женился на Валерии Дмитриевне Лебедевой. Большая любовь вызвала у Пришвина прилив новых творческих сил, душевный подъём. Тяга к прекрасному привела его с женой в Московскую консерваторию. 9 октября 1940 года он записал в своём дневнике: «Были вечером в концерте Рахманинова «Колокола». Удивлялся людям, консерватория, оказалось,  является хранилищем людей: я таких людей видел только до революции. Как жаль, что не надумал ни разу сходить в консерваторию. Люди там, независимо от положения в современности, сохраняются в духовной неизменяемости к худшему. А музыка входит в состав религиозной души, и можно даже так поставить  вопрос: возможна ли без музыки религиозная или даже вообще душа?»… И ещё одна запись 12 ноября 1940 года: «Вечером «Франческа да Римини» Рахманинова»…Сюжет этой оперы взят из «Божественной комедии» Данте.
        Знаменитый пианист, дирижёр и педагог Александр Борисович Гольденвейзер был на два года моложе Рахманинова. Они вместе учились музыке, дружили. Я услышал выступление Гольденвейзера совсем недавно, нашёл в Интернете. Оно прозвучало в Центральном Доме актёра в Москве, передавалось по радио 30 марта 1953 года и называлось: «Памяти Сергея Васильевича Рахманинова». Гольденвейзер с большой теплотой рассказывал о своём друге: «Дарование Рахманинова было поистине сказочным. Те проявления одарённости Рахманинова просто граничили с чудом: у него была способность не просто запоминать новые сочинения, но и играть их с техническим совершенством». Гольденвейзер сказал, что Рахманинов был величайшим пианистом из когда-либо живших на Земле. При  его пианизме эта личность иногда была сильнее, чем то, что он играл. Он совмещал в себе свойства Бетховена: темперамент и чувство меры. Но дирижёр он был ещё выше, чем пианист. «Он дирижировал просто. На вид он просто стоял, но власть над оркестром была невероятна»…
        Один из самых ярких музыкальных критиков двадцатого века Леонид Леонидович Сабанеев писал: «Сергея Васильевича Рахманинова я знал очень давно – с моего семилетнего возраста, когда мы оба учились у одного и того же Зверева»…Далее он пишет о музыке Рахманинова: «…А музыка его – одна из наиболее искренних музык во всей музыкальной литературе»… и ещё он пишет:«… дело не во внешнем типе «русской» напевности, а в той психической атмосфере, которая эту напевность создаёт. А эта атмосфера у Рахманинова была сугубо русская – эта музыка может быть написана только русским, самое музыкальное «звукосозерцание» тут русское, потому что основные предпосылки его психического мира были окрашены в русские тона». Искренность души Рахманинова слышна во всей созданной им музыке, независимо от жанра. А его «Всенощное бдение», по словам Михаила Семёновича Казиника, стоит в одном ряду с «Троицей» Андрея Рублёва, «Страстями по Матфею» И.С.Баха и «Реквиемом» Моцарта. Рахманинов самый «колокольный» композитор всех времён и народов, в его сочинениях звучат и мелодии старинных знаменных распевов, пропущенные через душу композитора.
        Находясь в эмиграции, Рахманинов писал: «Я пишу музыку, которую слышу внутри себя. Я русский композитор, и моё отечество воздействовало и на мой темперамент, и на моё мировоззрение, и потому и музыка моя – русская». В настоящее время музыку Рахманинова любят исполнять и слушать во многих странах мира. Сейчас в России мы становимся свидетелями признаний музыковедов перехода первенства по популярности музыки от Чайковского к Рахманинову. Слушайте музыку Рахманинова, по исследованиям учёных, она обладает огромной целебной силой.
        4.04. 2018г.   


Рецензии