Как увидеть Иисуса Христа среди суеты этой жизни

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА

Проповедь на пятое воскресное Евангельское зачало

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

«Он был узнан ими в преломлении хлеба». Мы с вами сегодня читали Евангельское зачало, которое читается с периодичностью в одиннадцать раз. Мы с вами сегодня продолжаем серию проповедей, посвященные воскресным Евангельским зачалам – их всего одиннадцать. Сегодня мы читали четвёртое зачало, и мы сегодня с вами слышали о том, как два ученика, два Апостола, шли и разговаривали между собой недалеко от Иерусалима. Он были в большом недоумении, потому что их Учитель был распят, и они об этом очень скорбели. Разговаривая между собой, они не заметили, как к ним подошёл странник, и этот странник стал спрашивать их: «О чём вы так скорбите, о чём вы недоумеваете, почему вы такие дряхлые?»
Что такое «дряхлые»? Дряхлые – это удивительное слово церковно-славянского языка означит дряблые. Это можно сравнить с грибом, который растёт в лесу, и который вырос слишком большим и стал дряблым. Он весь червивый, он весь трясётся, он боится всего, чтобы его не пнули. И вот слово очень подходит к людям, которые чего-то боятся, которые находятся в ветхом состоянии.
И вот ученики отвечают этому страннику: «Ты, наверное, пришелец, ты, наверное, издалека и ты ничего не знаешь, что здесь происходило в эти дни. Весь мир, наверное, знает о том, что нашего Учителя, который совершал столько чудес, который обладал таким сильным словом, его распяли… И он погребён. И мы сейчас не знаем, что делать». И вот этот странник говорит: «Вы ничего не понимаете и ничего не смыслите». И начинает им рассказывать от всех Пророков о том, что Христу подобало пострадать за всех людей, умереть, а потом Он должен воскреснуть. И эти Апостолы очень удивились, откуда этот странник всё знает.
И вот они подошли к Иерусалиму, к своему дому, и они предлагают этому страннику зайти в дом и вкусить с ними пищи. И вот, как только он к ним зашёл, он не отказался, и, когда этот странник преломил хлеб вместе с ними за трапезой, в этот момент они в нём узнали Иисуса Христа Спасителя, своего Учителя. То есть они узнали своего Господа только в преломлении хлеба.
Давайте порассуждаем сегодня на тему важности причащения Святых Христовых Тайн. Мы с вами можем много читать литературы, много очень знать, мы можем с вами ходить даже на Божественные Службы и ходить на Божественную Литургию, но, если мы с вами не будем в таинстве Евхаристии, если мы не будем участвовать в преломлении хлеба, потому что вначале это было именно так: Господь преломил хлеб и раздал своим ученикам, и дал потом вино, и каждый вкусил – это и было первое Причащение учеников и Апостолов на Тайной Вечере. И потом Он заповедовал всем ученикам творить это в Его воспоминание, что это истинное Его Кровь - истинное питие.
Из этого повествования мы видим, что у учеников были закрыты глаза: они знали Священное Писание, но не могли его понять, не могли его уразуметь. То есть мы с вами много можем читать, много что можем знать, но эти знания нас не спасут.
Мы знаем о том, что дьявол знает Священное Писание наизусть, он знает там каждую букву. И мы с ним не сможем соревноваться в знании Священного Писания. Но это не значит, что дьявол может спастись. Дьявол спастись вместе со своими падшими ангелами уже не может по свидетельству Святых отцов, они уже укоренились во зле.
Был один случай, что один мальчик, которому было около семи лет, победил в конкурсе по знанию Библии. Он лучше всех знал Библию. Но, когда этого победителя, который выиграл мотоцикл, спросили: «Ты часто ходишь в Храм? Откуда ты так знаешь Священное Писание?» Он сказал: «Я никогда не ходил в Храм. Я не верю в Бога». То есть мальчик просто поставил себе задачу выиграть мотоцикл, и он выучил Священное писание практически наизусть, и знал его лучше всех сверстников и лучше всех людей, которые были на этом соревновании.
Что же мы можем вынести из этой ситуации? Если мы даже будем знать всё Священное Писание, но не применим его в своей жизни, если мы не будем участвовать в церковных таинствах, если мы не будем внутри Церкви, то мы никогда не спасемся. Мы можем ходить вокруг Храма, но не спастись. Почему?  Потому что только церковный корабль и несёт человека в Царствие Божье сквозь бурю. Если человек находится вне корабля, то он спастись не может. Сам он ничего не может сделать без Христа. Мы не можем заменить Его, жертву, которую Он принёс. Его капля Божественной Крови омывает все наши грехи и может спасти нас, если мы этого захотим, если мы попросим Его, если мы будем участвовать в таинствах Евхаристии. Господь чётко сказал своим ученикам и Апостолам: «Кто не будет вкушать Моего Тела и Крови, тот не будет со Мною иметь части в Царствии Божьем». Поэтому, пусть каждый из нас не до оценивает, что с ним происходит, пусть каждый из нас задумается не такой же он ученик из тех двух Апостолов, которые шли, рассуждали о Христе, но которые не узнавали Его.
На самом деле Евангелие сейчас действенно, оно сейчас происходит с нами здесь, с нами здесь находится Христос. Он Кормчий, Он также идёт с нами и через какого-то человека спрашивает нас: «А почему вы такие дряхлые? Почему вы дряблые? Почему вы боитесь? Почему вы не верите в воскресшего Христа?»
Все эти Евангельские одиннадцать зачал посвящены именно Воскресению Христову. Эти зачала читаются именно только на воскресном всенощном бдении. Если мы с вами будем внимательно слушать то, что хочет нам сказать Господь, то мы обязательно услышим Его слово. Но, если мы не хотим услышать слово в самой Церкви, то выходя из Церкви, Господь будет стучаться снова и снова в наши сердца через других людей.
Совершенно неверующий человек может пойти в Храм, но не дойти, потому что соблазнится нашим поведением. Но этот человек может спросить нас: «Почему, вы христиане, а вы такие дряблые? Почему Вы боитесь?» И мы сможем тогда засвидетельствовать о Христе. Потому что Господь может спрашивать нас даже через неверующих людей. Он будет ждать от нас свидетельства об истине. Господь к каждому из нас стучится в сердца, к каждому из нас Он подходит, чтобы мы утвердились в истине, чтобы мы познали, что главное – это Жертва Христова, Его Воскресение. Нужно зацепиться за это, зацепиться за Таинство Христово, и тогда мы будем вместе с Ним. Вместе с Ним мы будем связаны Его Божественной Кровью, Его Святыми Таинствами, потому что спасение возможно только под ризой Христовой, то есть в Церкви.
Не нужно смущаться того, что в церкви есть люди не святые. Когда мы приходим в больницу, мы садимся на лавочку, занимаем очередь, а в этой очереди находятся различные болеющие люди: у кого-то болит ухо, у кого-то - глаз, у кого-то нет ноги. Но мы не говорим людям: «Почему ты безногий? Почему ты хромой? Почему ты не видишь?» И поэтому и в нашей Церкви есть духовно-хромые, духовно-слепые, духовно-немые. Но мы не имеем права говорить им, потому что это духовные заболевания. И поэтому не нужно смущаться, что в Церкви есть недостатки, потому что Церковь – есть больница, есть плавающий санитарный корабль, который подплывает к маленьким островам и забирает оттуда погибающих людей.
Церковь – это Церковь неспасенных, а Церковь спасающихся, то есть мы в числе спасающихся. Но спастись мы можем только с помощью Христа. Поэтому будем внимательны к тем людям, которые подходят к нам и спрашивают о Христе. В этот момент мы подумаем: «Не Христос ли спрашивает нас?»
Пусть каждый сегодня, выйдя из Богослужения и придя домой, подумает о важности причащения Христовых Тайн. Пусть каждый из нас не пропускает ни одной Божественной Литургии, чтобы не причаститься, чтобы не соединиться со Христом, потому что, соединяясь со Христом, мы больше и больше будем Его любить, больше и больше будем Его понимать, больше и больше мы будем видеть Личность Христа. Больше и больше мы будем любить и ближнего, потому что от нас будет исходить Божья любовь. А Божья любовь может исходить только от истинного Христа, от ложного Христа любви исходить не может. Если мы чувствуем, что в нас нет любви, значит и нет с нами Христа.
Еще есть время нам всем исправиться через причащение Святых Христовых Тайн, через подготовку. Тот христианин, который всю жизнь готовится причаститься каждое воскресение, каждый праздник, он мечтает соединиться с Господом, такой человек никогда не будет грешить, потому что это несовместимые вещи: грешить и причащаться.
Поэтому мы будем подвигаться к святости через очищение, через желание причаститься. Вот, дорогие братья и сестры, как важно нам участвовать в этих великих таинствах. Господь всё сделал для нашего спасения, нам нужно сделать только шаг по трапу на этот спасительный корабль Церкви.
Аминь.

12.12.2020


Рецензии