Шедевры Третьяковки Март Левитана

                Здесь, где под мартовским
                Солнцем
                Плавится снег
                Ноздреватый...

                Здесь, где зимы
                С весною
                Столь ощутим
                Контраст!..

                Нам за "присутствие"
                Наше...

                Что ни к чему,
                Вероятно...

                Брызгами красок
                И света
                Сам Левитан
                Воздаст!..
                3.04.2010.

               

                Весну не скрыть!..

                И проявиться должен
                Её приход...

                Волшебный, как всегда...

                И, солнцем подогретый
                Тракт дорожный...

                Что не освобождён
                Пока от льда
                И снега рыхлого...

                Оттает очень скоро...

                И переменится к иному
                Этот вид...

                Пока же вся природа -
                В рамках спора
                Тепла и холода -
                И дремлет...

                И молчит!..
                26.02.2021.



 Великий русский пейзажист не любил зиму. Как всякий художник конца 19 века, он с большим удовольствием писал переходные времена года - весну и осень. Именно в это время русская природа взрывается буйством красок и тысячами всевозможных сочетаний оттенков и полутонов. Едва ли не единственное исключение - эта работа. Правда, в полном смысле "зимним" этот пейзаж назвать нельзя, все вокруг предвещает скорую весну.

   Тверская губерния - любимое место творчества мастера. Вот и здесь зрителю представлен "задний двор" загородного имения. Остановив свою телегу, запряженную худой лошаденкой, крестьянин ушел обсуждать с барином предстоящий рабочий сезон. А старая лошадь, обрадовавшись первому робкому солнечному теплу, стоит неподвижно, боясь спугнуть этот редкий миг отдыха.

   Весна на картине практически не вступила в права. Тяжелый и лишь слегка подтаявший снег лежит толстым ковром. Только снеговая шапка на крыше заднего крыльца готова упасть и рассыпаться. Если молодые березки освещены ярким солнцем, то мрачные сосны остаются в тени, словно не желая так скоро уступать наступающему теплу.

   Но весну никак не скрыть. Ее выдает безупречно чистое небо, синие тени на снегу, скворечник на вершине березы уже готов принять веселое и шумное птичье семейство.

   Дороги уже практически избавились от снега. Охристый цвет проступающего наезженного пути также создает совершенно весеннее и приподнятое настроение, а залитая солнцем стена деревянного господского дома кажется жадно впитывает в себя тепло, истосковавшись по свету за долгую зиму. Дорожка следов, убегающая в лес, напоминает сказку о снегурочки, что пряталась от грозного Ярила-Солнца.

   Вся работа пронизана атмосферой нетерпеливого ожидания расцвета и цветения. Пробудившись, весна медленно, но верно преображает все вокруг.

   Известно, что великий пейзажист написал эту работу необыкновенно быстро, всего за несколько сеансов. Автор всеми силами старается приблизить наступление тепла и пору цветения.

   Сочетание зеленого, синего и белого цветов, создали уникальный и радостный колорит работы. До мастера подобным образом зиму никто не писал. Поэтому эта работа стала источником вдохновения целого поколения русских художников. Автор сумел увидеть в обычном мартовском пейзаже летнюю радость, красочность и веселость. Во всем чувствуется некоторая незаконченность, недосказанность. Стремительные перемены в природе, наступающее тепло создают иллюзию движения в картине, так мастерски переданную


Рецензии
Помню место на стене, где висела эта картина.
Спасибо.

Помню объёмные мазки внизу.

Анатолий Викулин   06.12.2022 13:14     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.