пси-783 пси 26. 02. 2021-23

КЛИП-ТЕКСТ
КЛИП-ПРОЗА
КЛИП-ЧЕЛО
КЛИП-ЗАРИСОВКА
КЛИП-РАЗМЫШЛИЗМ
КЛИП-ПЕРЕСМЕШНИК
================
===========
=======
.
.
.
ПЕРЕГРУЖЕННАЯ
от НЕЗАЩИЩЕННОСТИ
ЖЕНЩИНА
ЛИШАЕТСЯ
СИЛ
и
НЕ МОЖЕТ
УХАЖИВАТЬ
за БОЛЬНЫМИ
.
РАЗДРАЖЕНА
на ДЕТЕЙ
.
.
.
26.02.2021г. 12-34
.
.
.
http://www.stihi.ru/2018/01/14/1914 - Оглавление - 32 психологическая 15. 01. 2018
.
.
.
=================
из интернета
.
.
=================
Девальвация жалости. Как это случилось?
18 декабря 2020

В одной из статей я процитировала такое высказывание:

«Всякая нормальная женщина должна уметь ходить за больным и за малым. Главное в ней – жалость.» (Г.Щербакова Отчаянная осень)
Написаны эти слова были в середине 1980-х и тогда воспринимались совершенно нормально. Жалость – как сочувствие и побуждение к деятельной помощи. Помощи в сохранении и накоплении сил тем, кто в настоящий момент слаб и сам с ситуацией не справляется.

Но реакция на них читателей 2020 года оказалась неожиданно острой. Большинство написали, что жалость отвратительна, лицемерна, унизительна для ее объекта. И за всем этим стоит неприкрытый ужас – не дай Бог самому оказаться объектом жалости. Тогда не подняться, добьют.

Людмила Реброва Для меня она противоположна со-чувствию, со-страданию. Жалость – это повздыхать: "ах, бедненький, ах, несчастненький", кинуть копеечку и пойти домой, поглаживая себя по животу "какой я добрый".
Т.е. за тридцать с лишним лет произошло изменение смысла слова в массовом сознании.

Сейчас даже само слово"жалость" кажется каким-то противным. Ассоциируется с жабьим болотом, готовым затянуть с головой, удушить. Населенным мимокрокодилами, обожающими втыкать свои жала в болевые точки. Качество жмотов, «кидающих копеечку», а заодно втаптывающих твое доброе имя в грязь. Раздраженная реакция на жалобы, на униженное выклянчивание. Проявление злорадства. А еще синоним слова жадность: кинул копеечку, рубля пожалел!

Короче, и проявлять, и вызывать жалость стало одинаково мерзко. А уж жалеть себя – вообще саморазрушение, погружение в трясину.

Видимо, со словом "жалость" произошло то же, что и со словом "уборная". Были такие старинные слова: убор, убранство. В значении «продуманный облик и все предметы, его составляющие». Сейчас его заменило слово лук (не овощ, а look). И были уборные – комнаты, совмещающие функции гардеробной, гримерки, парикмахерской.

А потом этим словом стали стыдливо называть отхожее место – и всё! Значение слова стало связываться не с красотой и ароматами духов, а с нечистотами. "Он вошел в ее благоухающую уборную" - ха-ха! Теперь даже в театрах не гримуборные, а комнаты артистов.

Когда и какое неприятное действо стали массово прикрывать хорошим словом жалость?

Девальвация жалости. Как это случилось?
Хотя и сейчас еще проскальзывает в речи прежнее значение этого слова. Жалеть как оберегать, поддерживать, помогать сохранить ресурс.

«Что ты машину не жалеешь, гоняешь по колдобинам?» - призыв относится к качественной технике бережно, соизмерять свои желания с ее возможностями.

«Пожалей ребенка, у него и так три репетитора, а ты его в эту музыкалку гоняешь» - не напрягать ребенка сверх возможностей, помогать ему сохранять и восстанавливать ресурсы.

«Жалею носить белые сапоги на каждый день» - тоже оберегание дорогой красивой вещи от бессмысленного преждевременного износа, стремление сохранить ее для достойного повода.

«Слушай, пожалей меня, давай эту проблему отложим пока я эти дела разгребу» - опять о сохранении, распределении сил и возможности их восстановления.

Есть такой советский поэт, Ирина Снегова. И при жизни была не первого эшелона, писала про любовь, про Родину – такие, в общем, умеренно позитивные, идеологически-благонадежные стихи. В основном работала как переводчик, поэтически перекладывая работы Расула Гамзатова и других кавказских поэтов. Сейчас практически забыта. Но если набрать ее имя в поисковике, то сразу вылетит дополнение «жалею». Это стихотворение, как говорится, осталось в памяти народной. Про вот эту самую жалость-оберегание, жалость-нежность как высшее проявление любви.

У нас говорят, что, мол, любит, и очень,
Мол, балует, холит, ревнует, лелеет…
А, помню, старуха соседка короче,
Как встарь в деревнях, говорила: жалеет.
Дальше - разъяснения этой жалости: давал выспаться, оберегал от тяжелой работы, помогал в домашних делах. Т.е. опять же хранил ее жизнь и силы.

Когда, в какой момент жалость как способствование сохранению и развитию чьего-то ресурса превратилась в массовом сознании в свой антипод – в средство для окончательного отъема этого ресурса?

Может быть, когда мир сплошь заполонили тренинги по сплочению, призывы к объединению, всеобщей любви и двум десяткам объятий в день? Именно тогда непрошенное оказание помощи не по любви и не по профессиональному долгу стало пугать? Тогда помощь все чаще стала оказываться имитацией? Может быть, это насильственное всеобщее единение и причинение добра слишком продавило индивидуальные границы каждого?
=================
.
.


Рецензии