Философ Лукреций
(Titus Lucretius Carus),
Римский поэт и философ,
Приверженец,
Атомистического материализма,
Последователь учения Эпикура,
Родился:
В 99 году до нашей эры,
В Помпеи,
Умер:
В 55 году до нашей эры,
В Риме,
И 44 года прожил,
В браке был с Луцилия,
Автор философской поэмы:
«О природе вещей»,
(«De rerum natura»),
В 6-ти книгах, посвященной,
Римскому аристократу Гаю Меммию,
Патрону Катулла и Цинны;
Согласно легенде,
Сообщаемой Иеронимом,
Лукреций свою поэму писал,
Во время просветлений от безумия,
Вызванного любовным напитком,
Который дала ему жена,
И затем с собой покончил;
В латиноязычной поэме,
«О природе вещей»,
Он творчески подытожил,
Атомистическое учение Левкиппа,
Демокрита, Эпикура,
Главный враг у Лукреция, это религия,
Она не оплот морали,
Напротив:
«Религия больше и нечестивых сама,
И преступных деяний рождала»,
Лукреций отрицает роль богов,
Ведь все происходит «без помощи свыше»,
Ничто не творится «по божественной воле»,
Иначе мир не был бы так несовершенен,
И так неприспособлен к человеку,
Однако боги существуют,
Они – олицетворение,
Самодостаточной атараксии (безмятежности),
Эпикурейских мудрецов:
«Чуждые наших забот,
И от них далеко отстранившись,
Всем обладают они,
И ни в чем не нуждаются в нашем»,
Главная ценность,это разум,
Опирающийся на чувства и превосходящий их:
Безграничная Вселенная, пустота,
И «основные начала»
Не даны в чувствах,
Они лишь мыслятся,
Главная истина,
«Из ничего не творится ничто»,
Что раскрывается Лукрецием,
Как вечность материи:
«Вся материя существует вечно»,
Главные проблемы,
Начала обычных тел и природа души,
Обычные тела имеют свойства,
То, что нельзя отнять, не разрушив их носителя,
И явления, то, что можно отнять, не разрушив,
Общее свойство тел,
Это способность «противодействовать и не пускать»,
По отношению друг к другу,
И ощущаемость по отношению к человеку,
Обычные тела, состоят из «основных тел»,
Как слова из букв,
Основные, или изначальные,
Тела вечны и неизменны,
Не погибают и не возникают,
Не переходят друг в друга,
И не делятся (атомы),
Они тверды, «крепки, плотны и вески»,
Лукреций считал,
Что «должно пребывать нерушимое нечто,
Чтобы не сгинуло все совершенно,
В ничто обратившись»,
Все тела находятся в пространстве,
Как в пустоте,
О наличии пустоты говорит движение,
Общее свойство пустоты,
Непротиводействие телам и неощущаемость,
Время — явление:
«Времени нет самого по себе»,
Оно не существует «вне движения и покоя»,
В основе всех движений,
Вечное сверхбыстрое падение,
В бездонное пространство «основных тел»,
Под действием силы тяжести, их веса,
Эти равновесные тела падают,
Параллельно и односкоростно,
Отчего взаимодействие между ними,
И образование из них миров невозможно,
Не будь самопроизвольного отклонения этих тел:
«Уносясь в пустоте, в направлении книзу отвесном,...
Тела изначальные в некое время,
В месте неведомом,
Начинают слегка отклоняться»,
«Основные тела» разнородны,
Они отличаются друг от друга величиной,
А тем самым и весом, и формой,
Основные, изначальные тела,
Не обладают жизнью и чувствами,
Вселенная бесконечна,
И в пространстве, и во времени,
Бесконечно и число изначальных тел (атомов),
Иначе они затерялись бы в бесконечной Вселенной,
Нет ничего единственного в своем роде,
Также и наш мир не одинок,
Эти многие миры рождаются не по воле богов,
А сами собой постепенно и стихийно,
Они смертны:
«Их жизни предел точно также поставлен»,
Плодородие земли зависит,
От разнообразия в ней основных тел,
Наблюдающийся упадок плодородия,
Говорит о приближении нашего мира к гибели,
Смерть и жизнь нераздельны:
«Не было ночи такой, ни дня не бывало, ни утра,
Чтобы не слышался плач младенческий,
Связанный с воплем, сопровождающим смерть,
И мрачный обряд погребальный»,
В основе религии,
Вымысел о бессмертии души в загробном мире,
Однако душа смертна, ибо телесна,
Она состоит из частиц тепла, воздуха, ветра,
И четвертой сущности:
«Никакого ей нету названия,
Тоньше ее ничего и подвижнее нету,
И элементов ни в чем нет,
Более мелких и гладких,
Первая в членах она возбуждает движение чувства,
Ибо, из мелких фигур состоя, она движется первой,
Следом за нею тепло и ветра незримая сила,
Движутся, воздух затем, а затем уж и все остальное»,
Людей мучает то, что их не будет,
Но не то, что их не было;
Со времен Цицерона Лукреций,
Прославленным римским поэтом стал,
Но клеймо «безбожника»,
Поставленное на нем отцами Церкви,
Лактанций и другими,
Привело к его почти полному забвению,
В средние века,
Поэма Лукреция сохранилась,
В двух рукописях 9 века,
Которые были найдены,
Итальянским гуманистом П. Браччолини,
В 1417 году,
И легли в основу печатных изданий,
В эпоху Возрождения,
Наряду с трудом,
«Жизни и мнения прославленных философов»,
Диогена Лаэртия,
Поэма Лукреция стала одним,
Из основных источников,
По философии Эпикура.
Свидетельство о публикации №121022507454