По конкурсу - Акцентные стихи

http://stihi.ru/2021/01/12/2469 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2021/02/24/5715 - Итоги конкурса

В конкурсе редких форм "Акцентные стихи" приняло участие 32 автора, представивших свои произведения, форму которых они заявили в качестве тонической (или "акцентной") системы стихосложения. Я принимала ВСЕ стихи, потому что правильное  определение системы написания стихов как раз и составляло наше конкурсное задание. Справились не все участники: чуть ли не половина представленных стихов не имела никакого отношения к акцентной системе стихосложения, а были всего лишь знакомыми нам стихами силлабо-тонической системы (ямбы, дактили, амфибрахии), которые показались авторами "редкой" свободной формой только потому, что либо содержали хаотично разбросанные по строкам строф безударные стопы (пиррихии или трибрахии), либо представляли собою составные метры - логаэды, цепочки повторяющиеся по одноименным строкам сочетаний стоп разных метров. А некоторые авторы даже обычные разностопные строфы почему-то посчитали "акцентными" стихами!

Я прекрасно понимаю, что теория стихосложения на нашем сайте волнует ничтожное  меньшинство авторов - в основном мы все здесь "пишем, как дышим", как наша душа подскажет. Понимаю. Хотя трудные учебные конкурсы (трудные не только для меня, но и для участников, а для членов жюри - особенно) я все-таки организую не с целью выявить победителей, а с целью ВСЕМ ЖЕЛАЮЩИМ дать повод к самообучению, к узнаванию нового, даже путем проб и ошибок. А членам жюри еще и освоить теорию (судье, к сожалению, мало быть только прекрасным поэтом, приходится и азы теории стихосложения изучить и к месту их использовать!) Как технарь по основному своему образованию, я убеждена, что "гармонию алгеброй" проверять не только можно, но и очень полезно. Теория и базовая школа никогда и никому не вредит, ведь даже в фигурном катании - примере высшей спортивной гармонии, присутствует не только гениальная авторская импровизация, но и "обязательная программа" - необходимость  знать специфику и способ исполнения каждого отдельного элемента катания.

Что такое акцентные стихи? Когда они пишутся? Чем отличаются от привычных нам? Тоническое стихосложение в нашей стране предшествовало появлению силлабо-тонического. Его особенность состоит в том, что фактором, образующим ритм стихов  в них является определённое (равное или периодически повторяющееся) количество ударений в каждой строке стихотворения. Только ударений, а вовсе не  повтор  рисунка фонетически ударных слогов слов, расположенных относительно друг от друга по точному алгоритму их появления  в строке. В тонических стихах между сильными местами (Иктами) может быть случайное число безударных слогов, более того, даже не все фонетические ударения слов прочитываются в данной технике  ударно, некоторые слова (менее значимые по смыслу) иногда даже сливаются с  безударными фрагментами, но это все равно не мешает формированию  слышимого ритма. Мы четко слышим, как в каждой строке строфы какие-то  3 слова (или 2, или 4, или 5) прочитываются "сильно", с особым акцентом, и эти смысловые акценты как раз и держат общий ритм стихотворения. Не должно быть в одной строке 5 сильных мест, а в соседней (и случайно) только 3 или два - иначе вся ритмика развалится. Конечно, если только это не разноударная строфа катрена (например 4-3-4-3, или 4-4-4-3 и т.п.) Но в любом случае задача автора написать свои акцентные стихи так, чтобы эти запланированные структурой акценты были нам слышны и при чтении, и по смыслу, и видимы в графическом виде, а не просто свободно рифмовать свою мысль, не задумываясь о расстановке ЧИСЛА ударных мест в строке, без всяких правил...  Многие авторы как раз так и писали свои формально "акцентные" стихи, а фактически - рифмованные верлибры с непричесанным ритмом Иктов. Но о верлибрах в нашем конкурсе вопрос даже не ставился.

Верлибры - это другой мир, в который я не лезу. На мой взгляд, чем писать так "свободно", так уж лучше писать литературной художественной прозой. Дискутировать на эту тему не буду: на каждую форму есть в мире свои любители, а я свободу без правил и без смысла не люблю и оттого конкурсов с экзотическими формами проводить не берусь. Не моё это занятие.

Итак, в Европе тоническое стихосложение зародилось еще в раннем Средневековье в кельтской и древнегерманской литературе. В данном стиле были написаны многочисленные героические эпосы, поэмы, рыцарские романы. Распространение этой формы написания стихов обуславливалось тем фактом, что она лучше всего подходила к особенностям языка, произношению и употреблению отдельных слов, в которых ударение могло падать на разный слог. В тоническом стихосложении, в зависимости от количества ударений в каждой строке, выделяются определенные размеры тоники – трехударный стих, четырехударный стих и так далее. Еще одна очень важная классификация, применяемая в данном стиле, зависит от величины межударного интервала, то есть, от количества безударных слогов. На его основании выделяют дольник (допустимый  межударный интервал в стихе от 2 до 0), тактовик (интервал от 3 до 0), акцентный стих (интервал от 4 и более до 0 ) и верлибр. В нашем конкурсе требовались только три первых разновидности, верлибры я не принимала и не рассматривала.

Кстати, осмелюсь предположить, что желание автора написать свои новые стихи в акцентной системе стихосложения все-таки должно иметь какую-то особую цель, опирающуюся на содержание стихов. Поясню: поскольку акцентные стихи - это в первую очередь расстановка СМЫСЛОВЫХ АКЦЕНТОВ, то это очень подходит для тематики поэтических призывов, изображения активных выплесков чувств - для всяких страстных и вдохновляющих стихов. Не случайно Владимир Маяковский очень часто использовал именно эту форму. Просто так выходить из привычных нам чистых ритмов (которые у профессиональных поэтов уже в крови, пишутся ими интуитивно благодаря натренированному поэтическому слуху) нам не особо нужно и крайне редко приносит полезные плоды. Иные "акцентные стихи" нашего сайта у меня просто руки чешутся чуть-чуть  изменить, убрав две-три ритмические сбивки, и превратить их в чистые логаэды - звучать будет не только не хуже, но гораздо лучше!!!

ЗАПОМНИМ. Если мы, выбирая структуру стихотворения, от чего-то себя освобождаем, то должны четко понимать, зачем и для чего мы это делаем, с какой целью мы сознательно выходим из заложенной в нас природой гармонии чистоты формы!

В пакете принятых на конкурс стихов встречались все разновидности тонических стихов, только, к сожалению, в очень малом количестве. Многое отлично написанное при чтении пакета пришлось сразу убирать из рассмотрения, потому что конкурсному заданию форма стихов не соответствовала. К сожалению, большинство судей с этим отбором не справились, что я могу объяснить только отсутствием у них стационарного компьютера с редактором, где можно и нужно было проверять каждое стихотворение звуковой схемой. На смартфоне это делать неудобно, а на слух, видимо, не у всех получается. Или времени на эту "ерунду" не было. У меня оно есть (взялся за гуж, не говори, что не дюж!), поэтому покажу несколько примеров  анализа конкурсных стихов звуковой схемой.

КСТАТИ. В этой статье я не буду обращать внимания ни на содержание стихов, ни на их язык, ни даже на возможные недочеты - я их никак не комментирую в этой статье, а анализируем только структуру стихотворения!

   7. АНЕМОНА. ЕЛЕНА ТОЛОКОННИКОВА 2

В неожиданном месте, у лестницы
Распустила бутончики ветреница.
Закивала головкой приветливо,
А погода – нестойкая, ветреная.
001 001 001 00
001 001 001 000
001 001 001 00
001 001 001 000
Но цветёт красота межсезонная,
Сверхчувствительная, анемона моя!
Поздним вечером – лучиком светится.
Кто назвал тебя ветреной, ветреница?
001 001 001 00
001 001 001 001
001 001 001 00
001 001 001 000

Чистый анапест! А то, что в концовке стоят безударные стопы (все оказавшиеся на одноименных местах), то это  совершенно не портит чистоту ритма силабо-тоники!

    4. ОДУВАНЧИК. ИРИНА САЯПИНА 2

Пугливость снов и зыбкость миражей
В букете одуванчиков созрела.
Лишь шелохнешся чудо улетело,
Рассыпалось на тысячу огней.
01 01 01 00 01
01 00 01 00 01 0
00 01 01 00 01 0
01 00 01 00 01
Не удержать <его>, не спрятать на потом.                лишняя стопа
Не спеленать сомненьем и восторгом.
Оно не поддается счету, торгу.
Коснись его за миг перед прыжком...
00 01 хх 01 00 01
00 01 01 00 01 0
01 00 01 01 01 0
01 00 01 00 01

Обычный 5-и стопный ямб. Единственная сбивка (лишняя стопа) во второй строфе, не делает эти стихи акцентными, а просит небольшой авторской правки!

   8. ЛЮБОВЬ ЭНД КО. ИРИНА-СОВА
 
Нужные окна cкрыты табличкой
в банке "Любовь & Ко"
Хмурый охранник утром привычно
делает свой  обход.
100 10 100 10
100 10 1
100 10 100 10
100 10 1
Девочка в сером, вжатая в стену,
молча стоит одна -
с бланком кредитным смотрит смиренно
в очередь у окна.

Дама, табличку наскоро сбросив,
зычно кричит в толпу:
"Счастье, Любовь, Здоровье - не просим!
К выходу! В добрый путь!"

Девочка в сером, слезы глотая,
сквозь опустевший зал
медленно шла, и медленно таял
свет в голубых глазах...

Ну, а потом, в кулуарах банка,
дама седая чай
пьет, обжигаясь, словно подранок
(в пальцах зажав печать)

годы чуть слышно шепчут на ухо
и попадают в кровь:
"Вспомни себя!  Вспомни, старуха!
Выдай в народ  любовь!"

Ищет глазами девочку в зале,
зорко на "ВХОД" глядит
дама упрямо, ручку терзая:
"Выдам тебе  кредит!"
100 10 100 10
100 10 1
100 10 100 10
100 10 1

А это чистый разностопный логаэд 4-3-4-3, где строки составлены чередованием  дактиля и хорея. Типичная силлабо-тоника! А ведь эти стихи благодаря поспешному отбору членами жюри чуть было не стали лауреатами конкурса "акцентных стихов, что было бы крайне печально для нашей Мастерской!

   17. РОК. ЛАРА ФИЛИППОВА

Ни для кого, конечно, не секрет,
И не испытываю больше я сомнений
В том, что приходим мы на этот свет,
Чтоб искупить грехи прошедших поколений.
00 01 01 00 01
00 01 00 01 01 01 0
00 01 01 01 01
00 01 01 01 00 01 0
За кармой - карма, за витком - виток
Спирали нашей восхожденья иль паденья...
Преследует один и тот же рок
Мой род давно - из поколений в поколенья:
01 01 00 01 01
01 01 00 01 01 01 0
01 00 01 01 01
01 01 00 01 00 01 0
Всем дочерям похожий путь пройти
И пережить одни и те же испытанья,
Чтоб осознать в конце того пути,
К чему дано познать нам муки и терзанья.

Чтобы понять, смотря со стороны
На эти судьбы так различные, что всё же
Единой линией проведены
Они, и для меня как капли две похожи.
00 01 01 00 01
01 01 00 01 00 01 0
01 01 00 00 01
01 00 01 01 01 01 0
Ошибки замечая у других,
Мы эгОМ собственным ослеплены обычно,     (я бы не стала склонять "эго")
Но учимся, конечно, на своих
Ошибках - испытаниях судьбы - привычно.

А муки нам даны, чтоб пережить
И излечить душевных наших травм страданья,
Чтобы понять, принять и полюбить
Себя, избавившись от недопониманья.

Здесь всего лишь разностопная строфа классического (5-6-5-6) стопного ямба, в которую хаотично вкраплены безударные стопы - не совсем профессионально, но от этого силлабо-тоническая система все равно не становится тонической.

   25. ФОКУСЫ - КРОКУСЫ 2. ГАЛИНА ЕВДОКИМОВА-КИСЕЛЁВА   
 
  Сердится природа, снова непогода,
  До зимы остался маленький шажок.
  Стали дни короче и длиннее ночи,
  Голые берёзы вызывают шок.
  10 00 10/ 10 00 10
  10 00 10/ 10 00 1
  10 00 10/ 10 00 10
  10 00 10/ 00 10 1
  Жёлтые листочки в крапинках и точках
  Навсегда покинут свой родимый кров.
  Кружатся снежинки в платьях с пелеринкой,
  С листьями взмывают выше крыш домов.

  Осень сероглазка, волшебство и сказка,
  С ветром заигралась и опять шалит.
  Видно забывает, что приходит старость,
  Крепкие морозы зимушка сулит.

  Сердится природа, снова непогода,
  До зимы остался маленький шажок.
  А в погоде фокус - расцветает крокус,
  Из под снега смотрит синенький глазок.

Обычные сдвоенные строки 3-х стопного хорея - силлабо-тоника с одним общим метром.

   20. ЛЮБОВЬ УСНУЛА... СВЕТЛАНА ГРУЗДЕВА

Между стёклами лежит бабочка
И уснула навсегда, кажется…
Оба крылышка сложив бантиком,
Никогда уже не раз-вяжется…
0010 001 100
0010 001 100
Голубей в глазах…гори в памяти,
До закатных доживи лучиков…
Не застынь навек в слезах замяти,
Сохранись ты для меня лучшею…

...Пусть меня потом сразит сказкою,
Через горы лет, зимой снежною,
С не изведанною мной ласкою,
Долгожданная Любовь нежная –

Не растает до весны изморозь,
В сине-белых слепках вязь – веером…
Хоть всю душу ты в себе выморозь –
Будет помниться любовь первая…
0010 001 100
0010 001 100
0010 001 100
0010 001 100

Очень интересный строчный логаэд из последовательности стоп разного метра - пеона3, анапеста и дактиля. Прекрасные стихи, но, к сожалению, не акцентные. Типичный  пример того, как поэт, имеющий великолепный поэтический слух, может быть даже и желал внести свободу в расположение сильных мест, но все равно интуитивно четко расставил все ударные слоги  на одноименных местах и этим  сохранил чистоту метра. А судьи набросали им высшие баллы...

   27. ХОЧЕТСЯ ДОЛГОЙ ПАЛЕВОЙ ОСЕНИ... ВИТА ОСЕННЯЯ   
 
Думы о прошлом, грёзы о будущем:
то и другое – химера.
Вроде, ушла от вёсен колдующих,
но и зима не созрела.
100 10 100 100
100 100 10
100 10 100 100
100 100 10
А в настоящем – осень капризная
с золотом бабьего лета,
с радостным мигом, длинными кризами,
сонным безвременьем следом.

Хочется долгой палевой осени –
зрелость с богатством сравнима.
То, что когда-то сеяла, скошено –
всё в закромах сохранила.
100 10 100 100
100 100 10
100 10 100 100
100 100 10
Томная нега, тонкая чувственность,
грусть как подруга сезона,
странно щемящий голос предчувствия,
зов колокольного звона...

Еще один логаэд из стоп дактиля и хорея, но только уже разностопный (4-3-4-3). И это тоже - силлабо-тоника.

**************************************
А теперь пришла пора проанализировать  акцентные стихи. Кстати, звуковую схему акцентных стихов (после того, как вы убедились, что никакого алгоритма размещения  ударных слогов в звуковой схеме не прослеживается) лучше и нагляднее для обучающихся записывать группами, соответствующими  словам, как я и сделала в этой части статьи. Между прочим, акцентные стихи (для тех, кто достаточно напрактиковался в анализе стихов) даже звучат иначе, чем логаэды...

   1. РИСУЕШЬ... ОЛЬГА ХВОРОСТ   

Просыпаешься, открываешь глаза - темно,
соображаешь, сомневаешься, чешешь репу,
берёшь краски, распахиваешь окно
и рисуешь небо,
00100 0010 01 01
00100 0100 10 10
01 10  01000 01
0 010 10
голубое-голубое, огромное, без границ,
смотришь и думаешь - какое ж оно пустое,
берёшь краски и в небе рисуешь птиц -
примерно штук сто, и
0010 0010 0100 001
10 0 100 010 00 010
00 10 0 10 010 1
010 0 1 0
беспокоишься - вдруг замёрзнут, погибнут вдруг,
пытаешься их согреть - не удаётся,
берёшь жёлтую краску - рисуешь круг,
чтобы было солнце,

теперь - порядок, собираешься наконец,
спешишь, шапку - на голову, в ботинки - ноги,
открываешь дверь... а там ничего нет!
и ты рисуешь дорогу.

Максимальное число безударных слогов (0) между Иктами (1) - четыре, значит вид тонических стихов -"акцентные".  Число  сильных мест в трех первых строках катрена - 4 и в последней строке -  2. То есть,  это разноударная строфа акцентного стиха  4-4-4-2.

   9. МИМОЛЁТНОСТЬ. ГАЛЛА ОСТАП 
 
По случаю звездопада
и моей бессонницы,
смотрю на небо — рада,
и сердце полнится
0 100 0010
0 01 0100               
01 0 00 10
0 10 100
мечтой, желаньями —
успела, загадала
дороги дальние,
любовь, свидания.
01 0100
010 0010
010 100
01 0100.
Хорошую погоду —
к утру отчаливаю,
я покидаю город
моих печалей.
0100 010
01 01000
0 0010 10
01 010
Закину в прошлость
обиду, жалость,
бед мимолетность —
всё что мешало.
010 10
010 10
1 0010
1 0 010 

Максимальное число 0 между 1 - три, значит вид тонических стихов - тактовик.  Число сильных мест в строках - 2. То есть, перед нами 2-х Иктовый тактовик.
   
   10. ЛЕСТНИЦА. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА

Всего двенадцать ступеней вверх
И столько же вниз.
У каждого свой счёт, свой век -
Крепче за перила держись,
00 010 010 1
0 10 0 1
0 100 0 1 0 1
10 0 010 01
Не закружилась бы голова,
Хватило бы сил сделать вдох.
Выше, ниже - ещё жива,
Ещё теплится в ЛАДОНЯХ Бог,           почему в ладонях???
0 0010 1 001
010 0 1 0 1
10 10 00 01
00 100 010 1

Ещё дремлет дьявол в разорванной душе,
Ещё на весах времени дни равны:
Подняться? Опуститься? - шесть
Ступеней уже преодолены.
00 10 10 0100 01
00 0 01 1001 01
На середине замирает душа,
Необходимо суметь, решить
Стать выше на вдох, на шаг...
На жизнь...

Межударный интервал - 3, это тактовик, а число ударов в строке - 3, то есть здесь мы имеем 3-х Иктовый тактовик. Исключение (и его наличие - это не особо удачное решение!) составляет  предпоследняя строфа, где и междуударный интервал 4, как у акцентного, и число ударов в первых двух строках не 3, а почему-то 4. Будь это мои стихи, я бы эту строфу подкорректировала.

   11. БЕЛКА РЫЖАЯ В КОЛЕСЕ. ПОЛОНИНА ИРИНА   

Милая девочка, ты такая, как все –
Грета Гарбо – ни лучше, ни хуже.
Знаешь, он не любит гостей,
его ждёт жена и горячий ужин.
100 100 0 010 0 0
00 01 0 10 0 10
10 0 0 10 01
00 0 01 0 010 10
И сказочником он бывает всё реже,
хоть и почитывает вечерами Басё,
Он мужчина и порою нежен,
но не терпит, когда его кто-то пасёт.
Обыкновенный – такой, как все,
только небо его из кусков шилось:
С первой не сложилось женой,
и со второй не сложилось…
Он тоже мечтает о счастье, и
как мальчишка радовался бы, ахал,
Но повязан нелепыми обстоятельствами
и непонятным страхом.

Если честно, страхом понятным,
но не объяснишь всем, как можно
Быть по обязанности приятным,
предусмотрительным и таким осторожным,
00 10 10 0010
0 0 001 0 0 10
1 0 01000 010
000100 0 01 0010
Жить с оглядкой и быть в ответе за всех приручённых
Взрослым маленьким принцем  с розой, планетой... но обречённым
Тащить ненужный ему воз со скарбом и по привычке
Сжигать каждую Грету Гарбо   Одной спичкой.
0010 00010 000010
00100 10 00 010 00010
00 000 001 010 0 0010
00 100 00 01 00 10
Она догадывалась, чем дело кончится,
Но втайне надеялась, что не такая, как все,
Что ей повезёт, и плевать на пророчества!
Летела к нему стремглав – белка рыжая в колесе,
00 01000 0 10 100
0 00 0100 0 0 010 0 1
0 0 001 0 01 0 0100
000 00 01 10 000 001
На лету стихами латала небо, вышивая в нём синеву,
А та от горящих спичек упрямо ползла по шву.

И не случилось. Не повезло.
Что будет теперь с ней… с ними?…
Она упирается лбом в стекло,
Дышит . И пальчиком пишет имя....
1 0 010 0 001
0 00 01 1 10
01 0010 0 01
10 0100 00 10

Межударный интервал более 4 - это, конечно же, разновидность "акцентный стих". Число ударных в стихе - 3, хотя есть и дополнительные ударные слоги, но наиболее значимых по смыслу слов (акцентов) все-таки везде по три на строку. Значит это 3-х Иктовый акцентный стих.

   13. ВЕЧЕРНЯЯ ГРОЗА. ГЕННАДИЙ СОЛОДИЛОВ

Выстроилась облачная вереница
На небесной обочине.
Дождь обещал пролиться
Вечером, а может быть – ночью.
1000 1000 0010
1 010 0100
1 001 010
100 0010 10

Ждал сигнала.
Но вот и он:
Первая молния зигзагом алым
Вспорола ночи хитон,
0 010
0 1 0 1
100 100 010 10
010 10 01

За ней вторая,
Третья!
От грома замирая,
Не уставал смотреть я
0 1 010 
10
0 10 0010
0 001 01 0

На эту пляску жизни и смерти,
Увенчавшуюся белошумным ливнем
Из грохочущей круговерти –
Даром неба неспящей долине.
010 10 10 010
001000 0010 10
0 0100 0010
00 10 010 010

Межударный интервал - более 4, то есть, это акцентный стих, но с числом Иктов сложнее: все строфы здесь разноударные. Имеем интересное смешение двух степеней свободы: и система стихосложения у стихов - акцентная, и число Иктов в строфах свободно меняющееся от строфы к строфе.  Но получилось неплохо. И выразительности описания грозы такая форма помогает.

   15. ДОЛЬНИК. АНАТОЛИЙ ШЕСТАКОВ

Это что-то?! Заданье конкретное,
Как стихотворное забытьё.
В нем внутренний ритм и цезура (заметные)…
Дольник?! Ну,  где чутьё.
00 10 010 0100
1 00100 ц 001
0 100 1 0 010 0100
10 0 1 01
Сколько бумаги извёл — несчитано.
Сложность строф у стихов.
Рифмой и паузой  строк пропитанных…
Чары Брюсова. Мудрость слов.
10 010 01 0 100
10 1 001
10 0 100 1 0100
10 100 10 1
Стих получился?! И пусть не лирический.
Значимый сделан шаг.
Радость накрыла силлабо-тоническим
Метром. Ликует душа.

Приятно, что стихи написаны специально к конкурсу, причем, с хорошей иронией и хорошим языком изложения. Межударный интервал - не более 2 слогов, значит это дольник. Какой дольник? Число Иктов в строке - 4 и 3:  это разноударный (4-3-4-3) дольник.

   16. В ЭТОМ ГОРОДЕ. МАРИЯ АБАЗИНКА 
 
Звёзды сонные в бледной полночи не видны –
Фонари, витрины царствуют в этом городе,
И фальшивые, кем-то созданные огни
Охраняют чужие склепы, жилые коробы.
01 100 00 100 0 01
001 010 100 00 100
0 0100 00 1000 01
0010 010 10 010 100
Мысль нелепая – неужели в них кто-то жив,
Кем-то греются стены серые, ванны, чайники…
Посреди вселенной – стылые этажи,
В обнажённой тайне звёздного величания –
Заточение в тесной келье твоей души,
В этом городе, так способствующем отчаянью.   
0 0100 0010 0 10 1
00 100 10 000 10 100
001 010 100 001
0010 10 100 00100
00100 10 10 01 01
00 100 0 01000 0100
У притворства на побегушках зима и ложь,
Даже холод не приближает того, что дорого.
Обнимаешь… но только правды ты не найдёшь
В этой близости, в этом голосе, в этом городе.
0 010 0 0010 01 0 1
00 10 0 0010 01 0 100
0010 0 00 10 1 0 01
00 100 00 100 00 100

Межударный интервал здесь до 4 слогов - это акцентный стих, а вот с определением числа Иктов - смысловых акцентов в строках чуть сложнее: их то 4, то (реже) - 5, а иногда только 3 - это зависит от интонирования чтения. Но в целом стихи очень гармонично звучат и отлично написаны. 

   21. РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОДНОМ СТИХОТВОРЕНИИ. ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ

Поэт!
Разливая футуристические изыски,
Подсоленные агитками окон РОСТА,
Я вижу, как из поэтической миски
Вылезает стих, написанный просто.
0010 0001000 010
00100 0100 10 10
0 10 1 0 00100 10
0010 1 0100 10
В нём нет нападок в полемическом раже,
Нет будней-мартенов горящих окалины,
Нет страстных призывов к чему-то, и даже
Нет панегириков Ленину и Сталину.

В нём человек, неизвестно откуда,
И даже, простите, неизвестно когда,
Врывается к богу, молит о чуде,
Просит, чтобы обязательно была звезда. (с)

Звезда не на грудь, звезда, чтобы всем, и
Так, чтоб светилась, ночами горЯ...
Вот такая необычная тема
Встретилась у поэта, горлана и главаря.
01  0 0 1 01 00 1 0
1 0 010 010 01
1 010 00100 10
100 0 010 100 0 001
И в наши дни, из другой эпохи,
Где поэзия раздроблена - от сих до сих,
Где давно позабыто, что хорошо - что плохо,
Я с трепетом вчитываюсь в этот стих.

Нам эти нео- и мета- пофигу,
Они лишь бездарей ведут к Олимпу,-
Метр и строфа создавались эпохами,
Пусть же и дальше царствует рифма.
 
Мысли титанов пронзают столетия
Время с пространством сшивая взглядом.
Нам, живым,  их язык одолеть бы,
И другого не надо!
10 010 010 010
10 010 010 10
1 01 0 01 001 0
1 010 0 10

Стихи, по манере письма и содержанию напоминающие поэзию Маяковского. Максимальный межударный интервал - 3 (два многосложных слова в начале стихотворения - это не более, чем вынужденное исключение). Количество Иктов в строке - 4. То есть, это 4-х Иктовый тактовик.

   24. О ТЕРПЕНИИ. АНДРЕЙ ДАНКЕЕВ 

Господи, дай терпения
до смерти - на жизнь:
на веру и на сомнения,
реальность и миражи;
100 0 0100
0 10 0 1
0 10 0 0 0100
010 0 001
на бодрость и на усталость,
на здравие и болезнь,
на бедность и на достаток,
на клевету и лесть;
0 10 0 0 010
0 100 0 01
0 10 0 0 010
0 001 0 1
на вспышки ночного света,
на мрак среди бела дня;
терпения на поэтов,
особенно - на меня;
терпенья на гнев и милость,
на праздники и на быт,
на всё, что уже случилось
и что ещё может быть;
С рождения до успения -
а после на ад или рай -
Господи, дай терпения!
Больше ничего не давай.   
0100 0 0100
0 00 0 1 00 1
100 0 0100
10 000 0 01

Межударный интервал - 4 и даже более. Число Иктов в стихе - 2. Это - 2-х Иктовый акцентный стих.

   26. ПУГОВКА. ЯЛЕНКА   

Пуговке не быть яркой
на его пальто сером
Серое — оно не марко.
Пуговки на нём висели.
100 0 1 10
0 01 01 10
100 01 0 10
100 0 1 010
Потерял одну как-то
и вторую оторвал с треском.
Как бандит с большого тракта
распахнулся резко.
001 01 10
0 010 001 10
0 010 010 10
0010 10
А она, сверкая ало
на истоптанном и грязном,
словно звёздочка упала,
чтобы стать одной меж разных.

Не осталось их, серых,
костяных да убогих.
Только алая была смелой —
мелкой, хрупкой — но от Бога.

А он всё ходил нараспашку —
дух горячий — неугасимый.
А она — на исподней рубашке —
ни о чём его не просила.
001 001 001 0
1 010 ц 00010
0 01 0 010 010
0 0 1 01 0 010
Только ниточка износилась,
поистёрлась вдруг в одночасье.
А ведь в ней была его сила.
И она была его счастьем.
Вспоминает теперь её часто.

Межударный интервал - до 3. Число Иктов в стихе - 3. Имеем - 3-х Иктовый тактовик.

   28. ИСПОВЕДЬ ГИЛЬЗЫ. ВЛАДИМИР ЕВАНГУЛОВ

Время брызнуло ржавчиной,
Замедлив обманчиво ход.
"Увяданья золотом охваченный" -
Звучал последний аккорд.
10 100 100
010 0100 1
0010 100 0100
01 010 01
Походя кто-то вышвырнул
На выжженную траву,
Подумалось: нет, не выживу,
А вот поди ж ты, живу!
100 10 100
0100+ 01
0100 1 0 100
0 1 01 0 01
Только душа надорвана
Прощальным взглядом зрачка,   
Как могу - оживляю доброе   
Пристанище для сверчка.   

Осень печальноликая,
Шепни обо мне кузнецу:
Чтоб розам весной он выковал
Невесомо живую пыльцу.
10 000100
01 00 1 001
0 10 01 0 100
0010 010 01

Межударный интервал - до 3 (исключение - многосложное слово в последней строфе, которое на определение вида особо не влияет). Число Иктов - 3. Таким образом, мы здесь имеем 3-х Иктовый тактовик .

   29. ДЕНЕЖКИ. МАРИНА ТРИ 
 
Когда рождается маленький человек
в современном мире свобод и мегаполисной многолюдности,
он обучается науке необходимости ипотек,
правилам купли-продажи, прочей экономической премудрости.
01 0100 100 001
0010 10 01 0 00100 00100
1 00100 010 000100 001
100 10000 10 000100 0100
Здесь смолоду прививаются знания о том,
что только полные идиоты безнадёжно безденежны,
что всё, чего стоит добиваться кропотливым трудом –
финансы, отношение к которым должно быть неизменно бережным,

Что Сильный имеет право прохода по головам
для распродажи недр или укрепления демократии,
при сём обязательно – таращиться на божий храм,
Лучше православный, у него приоритеты в симпатии.
0 10 010 10 010 0 001
0 0010 1 00 0 00100 00100
0 1 00100 0100 0 10 1
10 0010 0 01 00010 0100
Освоив умение делать большие деньги,
можно прокачать свой уровень до "небожителя",
всем станет ясно – ты не лодырь и не бездельник,
на таких никто не смотрит сверху-вниз, неуважительно.

Рассыпалась связь времён, оказавшаяся обидно тонкой, и
я,
   на правах
             рекламы,
вещаю в мир, в котором чувствую себя мамонтёнком,
оставшимся
          без
             мамы.

Максимальный межударный интервал - 4. Число Иктов - 5. Таким образом, это 5-и Иктовый акцентный стих.

   31. О ДЕМАРШАХ. ИРИНА ГУБАНОВА

Опять демарши,
Вашу мамашу.
Брань, переполох,
И так орут, чуть не оглох.
01 010
10 010
1 001
0001 0001
Заштопанные хлоп-полотнища,
Потрёпанные мордоворотища,
Столпотворение вдали -
"Онижедети" побрели.
01000 00100
01000 000100
0001 0001
0001 0001
Как сорно семя
Оное племя.
Блеет, как овца,
В круговороте, на живца
Поймается, коли поленится,
Подобранная горе-поленница,
Где головешкой промелькнёт
Сей завалящий  патриот.

Не будь дебилом!
Родине милой
Жертвы не нужны,
Всяк пономарь со стороны
С моленьями, сладкоголосейше,
С печеньками да перед угробищем,
Изыздевавшись над страной,
Враг-душегубец роковой.

Максимальный межударный интервал - 4 и более. Число Иктов - 2. Таким образом, это  2-х Иктовый акцентный стих.

*******************************************
А теперь я хочу обратить ваше внимание на стихи участников (их много, но я покажу всего на трех примерах), которые меня постоянно смущают. Чисто формально их можно отнести к дольникам, но типичные дольники все же звучат несколько иначе (вспомним блоковское "Девушка пела в церковном хоре /О всех усталых в чужом краю,/О всех кораблях, ушедших в море,/О всех, забывших радость свою") - они постоянно меняют  места ударений и свободно "колеблются". У логаэда, в отличие от дольника,  чётко слышатся повторы ритмики, они "запрограммированы". Часто автор, желая написать дольник, сознательно пытается внести хаос в звучание, но его внутренний слух постоянно выводит его на привычные повторы фрагментов, особенно к концу стихотворения. И я уже не знаю, как ЭТО правильно определить: то ли дольник, то ли грязный логаэд. Что значит "грязный"? По сути - это урегулированный составной метр, только в нем присутствуют две, три сбивки, нарушения естественного звучания, искажения, исправив которые, стихи не только ничего не потеряют, но явно станут лучше. Судьи такие стихи отбирали в качестве дольника, чему я возразить не могла, но и моя душа таких "дольников" особо не принимала.

Покажу три таких стихотворения, попавших в номинацию.

   6. ПЕСНЬ АНГЕЛА СМЕРТИ. ФИЛОНА

Как в предсказуемом мире душно...
Пойдем в иной, родная, молю,
Поверь, со мною не будет скучно,
Я песнь о счастье тебе спою.
О, том, что должно с тобою сбыться,
Пойдем же, даль открыта, чиста.
В ней - вечность, блаженство, свет и птицы,
Покой душевный и красота...
00 01 001 01 0
01 01 01 001
01 01 001 01 0
01 01 001 01

01 001 01 01 0
01 01 01 001
01 001 01 01 0
01 01 001 01

Чувствуется авторское подражание блоковской "девушке". С большой натяжкой стихи можно посчитать 4-х Иктовым дольником, но мне оно больше напоминает  грязный строчный логаэд (2-ямб, анапест, ямб). Несколько перестановок слов легко превратят эти стихи в чистый логаэд, и будет еще лучше! 

   22. ЛЮДИ, РЫБЫ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ 

Скользкие рыбы в подводных глубинах,
В тоннелях подземки толкаются люди.
Мимо проходят… Спины, спины
Спешат в неизвестность. Увы, не будет
100 100 100 10
0 100 100 100 10
100 10 10 10
0 100 100 10 10
Картины радостной. Несуразные.
Не клеится что-то порой, не сходится
У тех, у других. Слишком разные.
И между ними междоусобицы,

Войны, проклятия, зависть, злоба –
Одно сплошное непонимание.
Мир по новой перелицован,
Людям опять не хватает внимания.
100 100 10 10
000 100 +00 100
10 10 000 10
100 100 100 100
Где ж его взять? Вот и мечутся стайками
В глубинах – разумные, твердолобые,
Забиты головы байками, лайками…
Любви всем хочется. Каждому. Поголовно.
100 100 100 100
0 100 100 100 100
000 100 100 100
000 100 100 00 10
Туда-сюда, к себе невнимательны,
Так и живут – без Отца, без Матери.
000 100 00 100 0
100 100 10 100

Предлагалось как 4-Иктовый тактовик, но, на мой взгляд, это очень сильно тянет на грязный 4 стопный дактиль, с единичными анакрусами, который очень хочется несколькими мазками превратить в чистый....

   30. ИГРА В БИСЕР. БЕЛЫЙ ЯЩИК 

Ну кому он, скажи, нужен –
твой стишок, что написан ночью?
Никому. И тебя, мужа,
укорят, что не спал – точно.
001 001 10
001 001 010
001 001 10
001 001 10
Друг прочтёт – и забудет тут же
(другу проза и кино ближе).
А в сети есть стихи лучше…
И на полках твоих книжных…

И, конечно, – игра в бисер.
Только бисер тот – дар божий.
Нынче время больших чисел.
Время стало людей дороже –

расплодились… А время сжато,
и потрескивает пружина.
Чтоб стихи сочинять, надо
аскетичным быть и двужильным.
001 001 010
001 00+ 010
001 001 10
001 001 010
Аскетичность – полёт птичий.
И цветы. И роса в поле.
Синтез чувства и безразличия
в маске слов. А слова – с болью.
Вот и делишься этой болью.
Мечешь бисер и сеешь бисер
с мыслью: в петлю залезть, что ли?
Или, может, в висок – выстрел?
Сколько их, кто решил проститься,
бисер свой разбросав без счёта!

Здесь остались роса, птица…
Там привратник, засов, ворота…
Там упрёк: не ценил Дар мой,
разорвавший твой мозг – в клочья…
…И кирпич там в стене Храма –
тот стишок, что ты стёр ночью.
001 001 10
001 001 10
001 001 10
001 001 10

Стихи номинировались как 3-х Иктовый дольник, но я вижу в них скорее грязный логаэд: (2 анапест, хорей) или (2 анапест, амфибрахий). 

******************************************

Решать, как писать свое произведение - в акцентной технике или в привычной нам силлабо-тонике, должен автор. Единственное, чего никогда не стоит делать, это считать наличие в своих стихах нескольких звуковых сбивок, которые автор или не заметил, или поленился доработать, объяснением использования ДРУГОЙ СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ, или ВОЛЬНЫМ СТИХОМ, или вообще своей любовью к ВЕРЛИБРАМ, а то и вовсе - НОВАТОРСТВОМ. На мой взгляд, новаторство приходит после освоения классических форм, а не вместо них. И оно всегда осмысленно - что-то добавляет передаче содержания, а не служит самому себе. 

Не знаю, как вам, а мне этот конкурс и вся серия "редких форм" была интересна. Я готова к такой работе, были бы только судьи-энтузиасты, и энтузиасты участники, которым нужна не победа, а открытие нового. Просто плодить победителей в тематических конкурсах мне скучновато. А как вам? Но об этом мы поговорим позже.
Спасибо всем приславшим стихи. С уважением, Ваша Алкора, 25.02.21.


Рецензии
Алла, специалистов в написании стихов
в различных форматах сыскать очень и
очень сложно, а найти того, кто тебя
"по полочкам" разложит - практически
невозможно! Но приглашать в жюри тех,
кто ничего не понимает в стихосложении,
а оглядывается лишь на привычные формы -
немного опрометчиво. Лучше бы без оценок
сделать такой разбор. А то как-то обидно
даже за свою Пуговку: она стоит почти в
самом низу списка, будто её уже вырвали
с корнем все, кто мог это сделать)
Приятны Ваши трудовые подвиги для тех,
кто надеялся и верил))
Благодарю!

Яленка   31.03.2021 04:29     Заявить о нарушении
"о приглашать в жюри тех,
кто ничего не понимает в стихосложении,
а оглядывается лишь на привычные формы -
немного опрометчиво."

Чем богата, Яленка! Нет у меня для вас других судей. Поэтому и собралась закрыть страничку. Но 33 положительных отзыва на мой пост "Нам 10 лет" заставили меня подумать о том, что я в "ответе за тех, кого приручила". Поэтому пока не закрываю - что могу и как могу... Не сетуйте!
оказывается внизу списка. И со мной такое же происходит. Но ВСЕ, кто бы ни судил, убеждены в своей правоте, и с этим приходится мириться! )))

Творческая Мастерская Алкоры   31.03.2021 15:29   Заявить о нарушении
И вправду, Яленка! Где взять пять-шесть филологов со степенями, которые согласятся тратить своё драгоценное время на профессиональный анализ работ нашей разношерстной компании любителей. Моё стихотворение "Девушка с лютней" вообще не заслужила ни одной номинации, но меня это если и огорчила немного, то скорее из-за того, что не нашлось ни одного судьи, которого не смутил бы непривычный размер. Я сам всё равно буду считать его одним из моих лучших работ. Посмотрю, как оценят его в конкурсе «Поэтический Альбом. Конкурс 54» (МФ Всм)

Алла, если есть силы и желание, продолжайте свою просветительскую работу. Наверняка она ещё не одному не ленивому начинающему автору поможет вырасти «над собой».
Всем сил, здоровья и вдохновения!

Геннадий Солодилов   31.03.2021 17:59   Заявить о нарушении
Так я как раз о том и говорю: если поэты
сами не подкованы, не можем отличить ямб
от хорея, но обращаем внимание на ритм да
иногда на рифмы: лишь бы красивенько было,
то и судьи из нас никакие. Я никого и не
осуждаю. Лишь говорю, зачем судить такие
сложные задания и на этой основе выявлять
какие-то места или вручать баллы...
Проще уже самой Алле точно так же, как она
и сделала, перелопатить весь набор))
А предпочтения непрофессионалов ничего нам
не скажут в данном случае. И я в этом деле
не знаток.

Яленка   31.03.2021 18:07   Заявить о нарушении
Алла тоже не профессионал, а инженер-программист, да и то в прошлом... Придется довольствоваться тем, что есть.

Творческая Мастерская Алкоры   01.04.2021 08:21   Заявить о нарушении
Пусть так. Я участвую в конкурсах только для того, чтобы приблизительно оценить свой уровень. Места, баллы, виртуальные дипломы и звания меня совсем не волнуют. Обмен взаимными похвалами, умело накрученные рейтинги, конкурсы, в которых обмениваются оценками сами участники, не дают подлинной картины. В МФ ВСМ и у Аллы голосуют практически независимые судьи. Пусть их уровень как профессионалов порой недостаточно высок, но после того, как у автора набирается значительное количество оценок, можно с не очень большой статистической погрешностью узнать, кто ты есть в этом суматошном мире тех, у кого "руки тянутся к перу".

Геннадий Солодилов   01.04.2021 11:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.