Последний экзамен

                Пойду, обольюся слезами,
                Зачем же вы к нам так сурово:
                В июне экзамен, в июле экзамен,
                А в августе, не дай бог — снова!
                (Юлий Ким)


Итак, с поля боя ваш покорный слуга отправился на другой фронт — битву за успешную сдачу знаний. Помните лозунг?

«Сдадим наши удовлетворительные знания на хорошо и отлично!»

«Хорошо» мне было, в сущности, безразлично — итоговую оценку это не повышало. Перспектива на «отлично» как-то не просматривалась: алгебра + геометрия + элементы высшей математики были картой с изрядными белыми пятнами. А удовлетворительная тройка при наличии годовой четвёрки тоже ничего не могла изменить в итоге, так что к экзамену я не готовился вовсе, резонно рассудив, что уж эту самую тройку как-нибудь заработаю.

Первый вопрос билета… ха, число «пи»! «Ну, это мы знаем», — самонадеянно подумал испытуемый, перескакивая глазами на цифру два: «Докажите теорему о…». Приплыли… я ведь даже её формулировки не помню.

— Серёга (Задорожному, сидевшему впереди), что за теорема?

То, что в несколько приёмов, с оглядкой на преподавателя вышептал Серёжа, меня почему-то не устроило, но дало почву для размышлений. Несколько минут поиграв известными терминами, выудил из мозгов что-то вроде «Конечное коммутативное кольцо без делителей нуля есть поле». Уже лучше.

Из всего этого набора слов уверенно знаю только предлоги, глагол и что такое ноль. Срочно вспоминаю остальные термины. Ну, дальше — как учили, от исходной посылки к конечному определению. Хорошо, пошла цепочка…

Ах ты! Вот тебе и тормоз, как дальше — не знаю, хоть убей. Ладно, начнём с конца, предположим, что искомое доказано, раскручиваем в обратном направлении… нет, тоже не выходит, что ж, потом додумаю, нужно решить задачу. Задача оказалась решаемой, но трудоёмкой, только и хватило времени на вычисление ответа. Труба зовёт к барьеру.

А у барьера начался цирк.

— Ну, число «пи» — это отношение длины окружности к диаметру, оно равно трём целым и четырнадцати сотым…

Пробормотав ещё что-то о его применении для вычислений, я остановился, вопросительно глядя на преподавателя, но в его взгляде встретил недоумение.

— И это всё?
— А что ещё об этом можно сказать?

Последовал хитрый взгляд и загадочная улыбка. Следующие пару минут я мотал на ус краткие тезисы о числе «пи».

— Как тебе это?
— Ничего себе! — только и произнёс я.
— А теперь раскрой содержание.

Вот тут и пригодилось всё, чем занимался ранее. Мозг включился на полную мощность, и на обрисованный преподавателем каркас здания я начал успешно навешивать панели и отделку.

— Хорошо, достаточно. Сам-то чего скромничал?

О причинах своей скромности я умолчал. И, внутренне радуясь тому, что лихо выкрутился, на хорошей волне бодро перешёл ко второму вопросу:

— Доказательство теоремы проведём известным способом — вначале выстроим цепочку рассуждений от определений к конечному результату, затем, предположив, что формулировка справедлива, убедимся в достаточности исходных условий.

И далее уверенно воспроизвёл половинки своих рассуждений.

— Да, всё правильно, а как связать обе части?

Этот же вопрос, как вы понимаете, волновал и экзаменуемого, но показывать своё незнание было стыдно и провально, и я нахально заявил:

— Ну, это элементарно — по методу математической индукции…
— Что ж, достаточно, показывай решение задачи.

Я не верил своим ушам. Надо же, попал пальцем в небо.

Теперь вы догадываетесь, чем всё закончилось. Слово нужно было держать, и последующую ночь я провёл на крыше учебного корпуса, пробравшись туда через незапертый лаз на чердаке и вспоминая слова из «Прощальной» песни Кима:

                …На твои на чердаки
                вундеркинды-дураки
                Пусть не лазют,
                Лучше дома пусть они,
                в эМГэУ, в эМФэТэИ
                Как им хочется, так и
                безобразют…

Помню, как будто это было вчера: из вентиляционной шахты столовой с первыми лучами солнца потянулись несравненные запахи свежеиспечённой сдобы…

Начиналось утро новой жизни…

Эпилог:
http://stihi.ru/2021/02/23/6047


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →