Искуситель
часть 1-я «Явление»
В глухом монастыре давно,
Монах, отшельник от пострига,
Просил у Господа одно:
«О, испытай меня, Владыка!
В затворе верен я вполне,
Обет молитвою украшен,
Пошли же искушенье мне -
Удел страдальца мне не страшен,
Не для гордыни суетной,
Но, через то узнать намерен,
До самой доски гробовой
Останусь ли Творцу я верен!»
Молитва принята и враз,
Во скит, в монашию обитель,
(Как к Иову в недобрый час)
Допущен Богом искуситель,
Едва молебен завершён,
Се, светом отгоняя морок,
Явился демон — не дракон:
Прекрасный златокудрый отрок,
Румянцем ярким обрамлён,
Глаза — бездонные озёра...
Монах виденьем изумлён,
И отвести не может взора,
«Скажи, юнец, ты кто такой?
Святой? Ожившая икона?»
«Я — искуситель, мытарь твой,
Соперник вечный Аввадона!»
«Не может быть! Я ждал тебя
С хвостом и бычьими рогами,
В шерсти, в подобии зверья,
Со смрадно-жёлтыми клыками!»
В ответ же смех: «Так я урод?!
Людскому бреду нет предела,
Не тот я, батюшка, не тот,
Я обольщаю - вот в чём дело,
А потому мой внешний вид -
Всегда погибель для кого-то,
Он завлекает и манит
И тянет в смрадное болото,
Ступи всего одной ногой,
В греха губительную тину,
И станешь безраздельно мой,
Я превращу тебя в скотину,
Так легче приходить к юнцам
(Под видом друга) и к девицам,
Толкнуть на грех, разврат, а там:
С комфортом в сердце поселиться;
И скольких я увлёк уже -
Неисчислимы миллионы!
Вот мне потеха в кураже -
У бездны закрома бездонны!
На блеск, как тучи мошкары
Летят людишки. Но, не скрою:
Обманны все мои «дары»,
Их суть - обёртка с пустотою;
Всё исчезает, только дунь,
Как меркнет в сумерках заката,
Песка прибрежного латунь,
Так исчезает ценность злата,
Как ветром сорванный листок,
Умчится вдаль — так мира слава
Иссякнет; Прекратит поток
Слепых поклонников орава,
А зла поклонники - в клетях,
Им плен не видим утончённый,
Стоит на тлене и костях
Престол мой, ложью золочёный,
Я свой мятежный непокой
Спешу излить проклятьем сущим,
Ведь грома рокот грозовой
Судом мне кажется грядущим...
Но нет... Веками ложен страх -
Молчит Судья и я в сомненьи,
Всё восседаю во царях,
Я даже бог в своём владеньи...
Теперь нанёс тебе визит,
И что я вижу: ты в застенке,
Твой Бог из серебра отлит,
Распятьем корчится на стенке,
Что, Назорей, не сладок кус,
Веками обливаться кровью?
Ты - «Победитель», Иисус,
Хотел спасти весь мир любовью...
Ну, чья взяла в конце концов?
И что сегодня людям надо?
О, сколько горестных глупцов
Ещё пополнят царство Ада!
Они, чуть ноги волоча,
На пир греха ползут пьянящий,
А я, над ними хохоча,
Безумье подливаю в чаши!»
«Изыди!» - прошетал монах,
И крестным осенил знаменьем
Себя, святых на образах,
Но демон произнёс с презреньем:
«Ты испугался? Вот смешно!
Меня обрядом не проймёте;
Вообще-то, мне разрешено
Перстом коснуться твоей плоти,
Но, вот что думаю, чернец:
Чем злее мука - тем короче,
Пора искусу наконец,
Мне волю дать. Готовься, отче!
Как только колокольный звон
Нарушит иночное бденье,
С тобою вылетим мы вон,
И ты познаешь искушенье,
И скоро сдашься, потеряв
Небес покров и силу Божью,
Спеши, поправь свой аналав,
Нас ждёт полёт по бездорожью».
«Ты лжец! Сильна Святая Рать
Помочь страдальцу в искушеньях!»
«Ну, это - ещё как сказать,
Тут мы расходимся во мненьях»...
...Звон меди, колокол гудит...
Рывок... и, в ока мановенье,
Монах вдруг чует, что летит...
Водоворот... Обрыв... Забвенье...
***
часть 2-я «Искушения»
Чернец доставлен в будуар,
Размером с царские покои,
Здесь сладких нот репертуар
Звучит, как в церкви ипакои,
Внутри алькова, чуть впотьмах,
Сияет красотой блудница,
Она лежит на кружевах,
Сандала аромат курится,
«Приди ко мне! -манит она -
Я лаской твой обет нарушу,
Но за утехи я должна
Не деньги взять с тебя, а душу!
Зато, поверь, отдамся вся,
Без возмущенья, без остатка»;
Монах румянцем залился,
Подумал: «Экая повадка!»
Струится речь её рекой,
Полны слова любовной неги,
И вязкий приторный покой
Сковал все мысли о побеге...
Средечных мук не побороть,
Всё ждут желанного свиданья:
Страстями взвинченная плоть
И грешных дум преобладанье,
Вот прелесть томная скользя,
Вокруг опутывает сети,
И вырваться из них нельзя,
И как приятны путы эти!
Ни на минуту, ни на миг
Остановиться не хотел бы,
Постичь, что раньше не постиг,
Разрушить ветхие запреты...
«Се, крест, се, крест, - монах бубнит,-
Отринься, блудное виденье!»...
Чу, солнце вновь над ним блестит,
Как тать исчезло искушенье;
Шипит искусник: «До конца
Ещё расправлюсь я с тобою»...
Глядит монах, а у юнца
Покрылись кудри чернотою...
* * *
И вот, на паперти уж он,
Чуть жив, от ужаса качаясь,
Стоит, в лохмотья облачён,
Свой дух перевести пытаясь...
Но искуситель тут как тут,
«Не промах парень», как речётся,
Вновь с испытанием сей плут,
К монаху со спины крадётся,
И бархат губ к чернца ушам
Приник, а губы мёдом пахнут:
«Тебе я милостынь подам
Такую, что вокруг все ахнут!
Смотри: мешок лежит тугой,
Ты столько золота не видел,
Условие - пред тобой
На время стану словно идол,
Легко себя обогатишь:
Нагнёшься, схватишься рукою,
И... поклонившись мне, почтишь
Меня как божество святое;
Подумай: сколько же добра
Ты можешь сделать с этим кладом -
Построишь храм, ди и пора
Обзавестись женой и чадом»...
«Не купишь! - старец закричал,-
Моё за деньги поклоненье!»
С минуту демон помолчал,
И вновь сменилось искушенье;
Но перед тем, как ввысь уйти,
Монах опять глазам не верит:
У духа злого во плоти,
Заметно губы почернели...
* * *
Тотчас зажмурился старик,
(Так замутили перелёты),
Он, к слову вставить, высоты
Боялся с детства до икоты;
Но вот, нащупал твердь ногой,
Другой ногой для веры топнул,
Глаз приоткрыл, потом второй,
И от увиденного вздрогнул:
Он во дворце! Брильянт, сапфир
Со всех сторон... Сияет ясно
Зеркальный пол... Кругом порфир...
Вдруг, зазвучали велигласно
Фанфары... Обомлел чернец:
В кафтанах соболиных люди
Ему с поклонами венец
Несут на драгоценном блюде,
И молвят: «Батюшка, прими
Престол, владычество, державу!
Сей малый дар не отреки,
Своей нас милостью пожалуй!»
Ещё раз топнул — знать не сон,
А люди в страхе на колени:
«Помилуй, царь!»... И рухнул в трон
Монах от тяжких впечатлений;
Вот нем, не жив и не мертвец,
Сидит он, как гвоздём прибитый,
А сбоку въедливый юнец
Всё травит речью ядовитой:
«Почувствуй, как душа велит
Взять власть, хоромы золотые...
Гляди-кась — сам Митрополит
Тебе поклоны шлёт земные;
Прославь меня, рукой дай знак,
Что искушеньем ты сражённый,
А дальше — царствуй; Всяк твой враг
Умрёт, мной на кол посажённый!»
«Сгинь, нечисть! - закричал чернец,-
В Геену царствие с тобою!»
Вмиг поглотила тьма дворец,
И снова солнце над главою,
«Другое ищешь? - демон рек,-
Припасено добра, извольте!»
И видит божий человек:
Темнеют у красавца ногти...
* * *
И не успел передохнуть
Страдалец от оков короны,
Как вновь ворвалась в сердце жуть
Тревожным колокольным звоном,
В деревне с вёдрами народ
Бежит, под веденье набата,
И все толпятся у ворот,
Где, как свеча, пылает хата,
Всё видно чернецу: внутри
Детишки — мал мала наверно,
Он покрестился раза три,
Прочёл «Помилуй мя» распевно...
«Да ты молись за упокой,
Ишь, огонёк-то как играет!» -
Смеётся громко гений злой,
Монах же, думу напрягает:
«Эх, мне прорваться бы к сеням
И деткам оказать спасенье!»
«А вдруг, в огне сгоришь ты сам? -
Прервал его стервец мышленье, -
Не причастившись Тайн Святых,
И не пройдя исповеданье,
Признайся — не для сил твоих
Такое веры испытанье!
Суть искушения вся в том:
Живот свой сохранить, иль сгинуть,
А ты — не освящён постом,
Тебе, друг, Рая не достигнуть!»
«Мы не друзья, премерзкий дух,
И в Рай не ты мостил дорогу,
И, если выбирать меж двух,
То лучше я доверюсь Богу!»
«Ах, фу-ты ну-ты, важный пан! -
Сказал лукавый, плюнув долу, -
Беги, осуществляй свой план!»
Монах, молясь, рванулся к дому...
«Живот за други положа!» -
Успел изречь... Дом испарился,
А бес, от ярости визжа,
С монахом в поднебесье взвился...
Да поперхнулся, ведь привык,
Летать лукавый без поклажи,
Монах заметил, что язык,
У демона чернее сажи...
* * *
Теперь средь пыльных стелажей,
В библиотеке он поставлен:
«Вот храм изысканных идей,
Здесь каждый гений мной прославлен!
Ведь я любому дать готов
И кладезь тайн и их познанье,
Великим будешь из умов,
Ты только изьяви желанье,
А Бог твой, честно говоря,
Лишь тайны насадил повсюду,
Чуть-чуть завесу отворя,
И то - для избранных сосудов,
Зачем же заживо сгнивать,
И кто тебя потом оплачет?
Могу Вoльтера славу дать,
А это что-нибудь да значит!»...
Уж демон был красноречив,
И щедро сыпал предложенья,
Монах же, голову склонив,
Шептал духовные моленья,
Вдруг смолк, заметивши сие,
Прельститель-вестник сладкозвучный,
И без размаху старине
Нанёс в лицо удар могучий,
Затем, что тот хамелеон,
Преобразился в миг единый,
И стал не юношею он,
А зверем с гадкой образиной,
Раскрылись чёрных два крыла,
Из пасти вонь, сверкает жало,
Заверещал служитель зла:
«Тебе, тщедушному, всё мало?!»
Махнул когтями — всюду свист,
И гвалт такой, что рвётся ухо,
Но и монах был норовист -
Нырнул чудовищу под брюхо,
И ну оттуда голосить,
Понятно: натерпелся страсти,
Стал слёзно Господа просить,
Его избавить от напасти...
Вздохнули мрачно небеса,
И горизонт пришёл в движенье,
Как дождь излились словеса:
«Довольно! Кончено мученье!»
В момент злодей свершил нырок,
Сомкнулись преисподней доли...
(Сей демон на короткий срок
Отпущен был гулять на воле);
Все чары рухнули как прах,
Пронёсся ветер ураганный,
И стихло всё... Один монах,
Остался в кельи бездыханный,
Потом чихнул, главой потряс,
Поднялся, запалил лучины,
Потёр заплывший левый глаз,
Услышав: «Иже Херувимы!»...
***
До вековых своих седин
Монах твердил: «Отсель и присно -
Во искушенье не введи...»
Молил... и бил поклоны исто.
Александр Юфик
25-27 января 2011 г.,
Флорида,США
СЛОВАРЬ ПРИМЕНЁННЫХ В ПОЭМЕ ИСТОРИЗМОВ И АРХАИЗМОВ:
ЗАТВОР — (здесь) затворничество, уединение от мира.
ЧЕРНЕЦ - устар. то же, что монах
СКИТ — в христианстве жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединенное жилище.
МОРОК - рег., устар. мрак, темнота
РУМЯНЕЦ (здесь) - перен., поэт. отражённый свет утренней или вечерней зари на чём-либо
АВВАДОН - (др.греч. - ангел смерти)
КУС — (здесь) устар. участь,
КУРАЖ - непринужденно-развязное поведение, наигранная смелость
АНАЛАВ .(греч. - воспринимать) - принадлежность облачения монаха великой схимы.
БУДУАР - Термин будуар появился в XVIII в. Будуар исторически сложился как часть комнат, принадлежащих женщине, для купания, одевания. Там находилась её спальня.
ИПАКОИ (греч. внимание, послушание) - краткое изменяемое песнопение, поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами), повечерии и полунощнице (вместо тропарей), на праздничных утренях праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и др. (после третьей песни канона), а также в составе пасхальных часов.
АЛЬКОВ - (араб. alqubba;; — шатёр, маленькая комната, через романское посредство) — углубление, ниша в стене. Преимущественно служит спальней, Слово «альков» первоначально обозначало любое спальное помещение или даже отделённую занавесью кровать.
САНДАЛ, или Сантал — род деревьев, из которых извлекают ароматное эфирное масло. Курения из сандалового дерева обладают слегка дурманящим действием.
ПАПЕРТЬ, или внешний притвор— непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся.
ПОРФИР, -а; м. [от греч. пурпурный]Вулканическая горная порода, в которой отдельные крупные кристаллы выделяются по величине или цвету из общей основной массы. (использовали для украшений и скульптур в Древнем Риме).
ПОМИЛУЙ МЯ (Молитва Иисусова)- Эта краткая молитва звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Или он прочёл Псалом 50.
ВОЛЬТЕР - По легенде, на предложение священнослужителей «отречься от Сатаны и прийти к Господу» Вольтер ответил: «Зачем перед смертью приобретать новых врагов?». Его последними словами было «Ради бога, дайте мне умереть спокойно».
ПРЕЛЕСТЬ — устар.Прельщение, Обольщение.
ИЖЕ ХЕРУВИМЫ - Херуви;мская песнь ( кратко по первым словам — Иже херувимы) — в Православной церкви молитва, поётся на литургии и служит подготовкой верующих к великому входу, который разделяет эту молитву на две части.
ПРИСНО - церк. то же, что всегда
ИСТО — (здесь) истинно, по настоящему.
Свидетельство о публикации №121022301409
Люди – не ангелы и слабО им устоять пред
соблазнами, кои случается встретить.
Но большинство озабочено просто выживанием,
причём и за счёт других. Не счесть пороков
душ людских. Редко можно встретить человека
с большой буквы, куда-то они все подевались…
Аннаис Аронова 03.03.2023 15:29 Заявить о нарушении
Александр Юфик 04.03.2023 05:31 Заявить о нарушении