Свиделись и Калина красная
1) Главный герой „Калины красной“ (далее - КК) Егор - бесшабашный вор-рецидивист, пьяница, лгун и фантазёр, к месту и не к месту „примеряющий“ на себя различные поведенческие роли и характеры, но уже порядком уставший от жёстких тюремных законов, от рисков воровской жизни, и открывший в себе странную тягу к земле, к крестьянскому труду - сначала вроде шутя, а потом, благодаря Любе, всё более прикипая к этой идее всем своим „неблагородным“ сердцем, и начиная стыдиться своего воровского прошлого. К тому же Егор в отношениях с женщинами легкомыслен и эгоистичен.
Толик из „Свиделись“ - трудяга, не посягающий ни на закон, ни на достоинство, ни на имущество других людей. Наоборот - он полагает все свои силы на то, чтоб честно прийти к благосостоянию, чем очень гордится. Он ценит крепкие, сердечные взаимоотношения в собственной семье. Для своих он - добытчик и тот, кто обеспечивает им надёжность.
2) Встреча с матерью в КК - лишь один эпизод, иллюстрирующий не совсем пропащую душу Егора (денег матери послал), но и его гордыню (вот отрастут волосы, встану на ноги - тогда и покажусь матери, а то, дескать, стыдно). Он, возможно, и навещал бы мать, если бы в тюрьму не угодил: типа, нет тут моей вины. Егору „западло“ показать себя матери без кола-двора и семьи, и убогим, хотя он и попытался по-фраерски „сверкнуть фиксой“ - приоделся на ворованные деньжата, очки тёмные прикупил. Но с матерью переговаривать определил Любу и склонил её ко лжи. Сам же струсил, притворился „невидящим“, скрылся за очками. Егор хотел бы заплакать, а не смог.
В „Свиделись“ встреча сына с матерью - центральная и единственная тема, животрепещущий - будто бы неявный - межличностный конфликт, вокруг которого всё повествование и строится. Толик намеренно приехал к матери с мыслью забрать её к себе. Но при встрече он, сам не отдавая себе в том отчёта, стал вдруг называть мать по имени-отчеству - устыдился и тут же дистанцировался от этого чувства. При этом у него достало мужества то и дело признаваться, что он и есть сын Ольги Герасимовны. И неожиданно для самого себя на упорство матери он отвечает тоже упорством, оправдав обиженным „мне семью поднимать надо!“. Толик заплакал. Он даже завыл бы да постеснялся, сдержался.
3) Повествование в КК местами очень растянуто, даже скучно. И по закону жанра Егор должен умереть - так карается он Провидением за своё воровское прошлое, а умерев несправедливо, тем более на пике трансформации из прожжённого вора в честного крестьянина, как бы очищается от грехов.
Повествование в „Свиделись“ - компактно и ёмко. И тут нет закона жанра, потому что нет и самого жанра. Окончательное решение Толика и матери невозможно трактовать однозначно. Каждый из них своим решением творит и „зло“ и „добро“ другому. Поэтому у каждого читателя - свой личный катарсис.
4) Спустя 30 лет после прочтения КК я делаю этот анализ. „Похожести“ в рассказах о пенсии или собесе - так это жизненная калька: о чём ещё простые старушки в забытых деревнях и сёлах будут чужим людям печалиться как не о мизерной пенсии и жестоком собесе. Но одна мать на своих шестерых детей, двое из которых - пропащие, не держит обиду, а другая мать на единственного сына осерчала. Одна надеется, что „душеньки“ пропавших сынов найдутся, а другая твердит откуда-ни-возьмись представшему перед ней сыну о том, что он уже давно пропал.
Так что посыл, вроде, один - встреча сына с матерью после многих лет разлуки - а масштабы этой встречи в произведении, её значимость, человеческие характеры и смыслы совершенно разные.
С уважением,
Людмила Куликова
Свидетельство о публикации №121022310110