Почему боялись 82-летнего старца
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне,» - такие слова мы сейчас слышали из Священного Писания, посвященные Священно Мученику Серафиму.
Представьте себе, 1937 год - Священномученику Серафиму (Чичагову) 82 года, и его на носилках больного выносят на расстрел из своего дома, где он жил последнее время в Подмосковье. Кому помешал этот старец? Как мог он помешать всесильной безбожной власти? Как мог помешать старичок больной и немощный, зачем было его расстреливать? Наверное, никто из тех, кто его расстреливал, не мог понять этого сам. Но вот этот старичок, по их глазам, а по нашим глазам великий Старец, великий Святой, был расстрелян за Иисуса Христа. Был расстрелян за то, что он полюбил святых, что он полюбил величайшего из святых Серафима Саровского и смог прославить этого удивительного Святого.
Каким же образом христианин должен относиться к карьере. Вы скажите, как же связана жизнь Священномученика Серафима с карьерой? Он был из очень знатного рода, он мог иметь прекрасную карьеру военного, и до 37 лет он этим занимался. Но в его душе происходили большие перемены. Когда он вернулся после военных действий, он обрёл в своей жизни великую драгоценность – он стал духовным чадом Святого Иоанна Кронштадтского. По благословению этого Светильника нашей Руси он в 37 лет оставляет свою карьеру. На самом пике своей карьеры он становится обычным священником. Его посылают служить в самый беднейший Храм округи. Хотя он и становится обычным священником, но для него священство является величайшим даром от Господа. И он перерождается полностью: из офицера он становится воином Царя Небесного.
В своём бедном Храме, в котором много-много лет ничего не делалось, он со своей матушкой делают ремонт. Сам Священномученик Серафим расписывает свой любимый Храм Николая Угодника. И эти росписи сохранены до сих пор. Священномученик Серафим коснулся великого горя. В этом бедном Храме умирает его матушка, подруга его жизни, с которой они бок о бок сражались с невзгодами. И он остаётся один на один с невзгодами и детьми. И он принимает решение уйти в монастырь. Дети его уже подрастали, и его близкие пришли к нему на помощь и помогли ему в воспитании детей.
Он через некоторое время становится монахом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а потом направляется в монастырь, где были сосланы различные провинившиеся священники. И вот из этой церковной тюрьмы он делает духовный оазис. Монастырь становится духовным оплотом, где он согревает своим словом этих священников и узников, которые там были, выпускает на свободу. Он договаривается, чтобы многие-многие люди, которые находились там в заключении при этом монастыре, были освобождены и оправданы.
И вот, когда он однажды посетил Серафимо-Дивеевскую обитель, то удивительным образом для него самого к нему подошли сёстры монастыря и стали просить его, чтобы он стал участником прославления Серафима Саровского. А в то время Святых практически не канонизировали. Была такая сделана установка в Священном Синоде, потому что Синодом управлял гражданский человек. Не было Патриаршества, и руководители в то время не понимали на сколько важно канонизировать святых, прославлять святых. А о канонизации Серафима Саровского даже не хотели и слышать.
И Священномученик Серафим, будучи тогда еще обычным священником и обычным монахом говорил: «Как же я могу поучаствовать в этом?» Но вот в его сердце потихонечку пробуждалась любовь к Дивеевской обители и пробуждалась к Серафиму Саровскому. Он начал изучать этот сложнейший вопрос, он стал собирать материалы, опрашивать людей, потому что он застал еще келейниц и тех монахинь, которые видели батюшку Серафима, они уже были престарелыми сёстрами.
И вот удивительным образом он смог написать эту летопись Серафимо-Дивеевской обители, смог её издать и смог передать её царскому двору. А царская семья Николая II и Александры Федоровны постоянно каждый день своим детям читали духовные книги. И вот, когда они прочитали эту летопись Серафимо-Дивеевской обители, то их душа так возгорелась любовью к батюшке Серафиму, что царь Николай II, придя в Село, сказал, чтобы началось прославление Святого Серафима Саровского. Но его не хотели слушать. Через некоторое время, он снова поинтересовался: «Как обстоят дела с прославлением Серафима Саровского?» Но ему сказали: «Это невозможно, слишком мало времени прошло со смерти батюшки». Ему опять отказали. И в этот момент царица Александра Федоровна сказала так: «Как царь приказал, так и будет». И больше уже никто не посмел ослушаться царскую семью, потому что сама царица вступилась за прославление батюшки Серафима.
И вот в начале 20-века под управлением Архимандрита Серафима собралось огромное количество людей. И вот это прославление дало силы русскому народу претерпеть будущие скорби и гонения. Батюшка Серафим был прославлен перед самыми невзгодами нашей Руси и помог многим людям, которые находились в гонениях и бедах. И сам Священномученик Серафим так полюбил батюшку Серафима, что постоянно к нему обращался за помощью. И Серафим Саровский явился ему после окончания написания этой летописи и спросил его: «Чадо, что ты хочешь? Я всё сделаю тебе». И будущий Священномученик Серафим сказал: «Батюшка, я хочу в Царстве Божьем быть с тобой рядом». Преподобный Серафим Саровский улыбнулся и исчез.
Дорогие братья и сестры! Какой же из святых может быть рядом с Серафимом Саровским – с этим величайшим святым нашей Руси? Конечно же, только мученик. И вот Господь по Своей великой милости сподобил этого удивительного святого стать мучеником. И вот, когда ему исполнилось 82 года, его выносят на носилках и несут на Бутовский полигон, на расстрел. И он остаётся верным до самого конца. Именно в этот момент – момент страдания за Христа, а он страдал всю жизнь, но это было кульминацией. Он уже, идя на это, отдавал себя полностью Богу. Он уже не мыслил себя без Бога. Для него уже всё совершилось.
Священномученик Серафим по истине соединился со своим любимым батюшкой Серафимом. В честь него он и был назван, и поэтому его душа соединилась в вечных обителях у старца.
Мы с вами сказали сегодня, что мы поговорим о карьере. Допустима ли она для христианина? Он оставил карьеру этого мира, но он стал на ступеньки настоящей духовной карьеры, которая идёт к небесам. Священномученик Серафим не остановился в своём духовном делании, и он смог все свои силы бросить на настоящую духовную карьеру. Не в возвышении некоторых ступеней наград, а в наградах духовных он видел лишь своё духовное счастье. Он приложил труды к трудам для того, чтобы написать этот самый важный труд в своей жизни – летопись Дивеево.
И эта летопись стала главным поводом для того, чтобы прославился Батюшка Серафим. Эта летопись стала главным обвинением его советской властью, для того, чтобы его расстреляли. В своей летописи он писал: «За канавку Божьей Матери не войдет антихрист». И советская власть подумала, что он написал именно о советской власти, что советская власть не сможет взять Дивеево. Советская власть Дивеево взяла и разрушила, но она не смогла взять дух Дивеевской Обители. Когда советская власть пала, Дивеево снова расцвело, как цветок, который пролезает сквозь накатанный сверху асфальт. Маленький зеленый нежный росточек пробивает огромную толщу асфальта, и асфальт вздымается. Какая сила есть в ростке! И поэтому эта сила ростка – это и есть та духовная карьера, которая нам необходима для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, чтобы мы разломали своими руками молитвы вот этот асфальт неверия и безбожия. И поэтому каждый из нас пусть задумается, стоит ли ему подойти к Богу и спросить у Бога себе какое-то интересное занятие – духовное занятие.
Священномученик Серафим (Чичагов) выбрал занятие по написанию этой летописи. Эта летопись изменила его жизнь и сделала самым близким к Серафиму Саровскому. И поэтому каждый из нас тоже может у Бога испросить себе занятие. Мы сегодня читали Евангельское чтение о том, как уходит некий господин и оставляет людей, которым даёт мину - некий вид серебра. И кто-то его употребил на благо и принёс из одной десять мин, а кто-то закопал его. И также нам Господь при рождении даёт таланты. Если мы эти таланты закопаем, то мы не сможем добраться до Царствия Небесного. Мы будем думать, что мы идём, а на самом деле мы будем топтаться на месте.
На небо, на гору может взбираться только человек нагруженный. Кажется, что к Богу легче идти пустому, но у Бога всё наоборот. У Бога на небе: два плюс два не четыре. Если мы пытаемся идти на небо, нам нужно как можно больше на себя сгрузить – сгрузить Божьих дел. Чем больше мы будем помогать своим ближнему, тем нам легче будет восходить к Царствию Небесному, потому что у Бога на небе другая логика. У Бога всё по-другому, у Бога небесная арифметика. И поэтому каждый из нас пусть выберет, что ему делать. Чем больше мы будем стараться для Господа, тем больше Он будет притягивать нас на небеса.
Аминь.
11.11.2020 г.
Свидетельство о публикации №121022208581