День родного языка. Весёлая грамматика
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
РАСУЛОВА ИРИНА
Н- и -НН- в ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Кувшинчик стариННый
Расписанный глинЯНый,
С сушЁНой малиной,
На ткаНой салфетке,
Где вышиты метки,
Красуется в шкафчике,
Соседствуя с ларчиком,
Невиданным, страННым,
С серебрЯНым кантом.
На полке стоят деревЯННой
За дверцею тонкой стеклЯННой,
Что с ручкой витой оловЯННой.
*****
ОЛОВЯННЫХ пять солдат
Дружно выстроились в ряд
На подставке ДЕРЕВЯННОЙ
С танцовщицею СТЕКЛЯННОЙ.
*** ***
ВесеННий ветерок
Загасил костерок.
ЧугуННый котелок
Воришка уволок.
За песчАНой кочкой
Прятался ночью.
ТумаННым утром
Утащил утварь.
***
Песня лебедИНая
На весеННей льдине,
На солнце тающей,
Замереть заставила.
Пели о любви
Лебеди вдали.
***
ВетрЯНая мельница
Крыльями машет,
Зерно в ней мелется
Для хлеба, для каши.
***
След утИНый
В куче муравьИНой.
Утка глупая,
Совсем юная,
К водЯНой кромке шагала,
В муравейник попала.
___________________________________________________________
Правописание НН и Н в прилагательных:
ПИШИ -НН-
1. В основе Н + суффикс Н
чугуН+Н+ый
2.С суффиксами -ОНН- , -ЕНН-
авиациОННый , тыквЕННый
Но! ветрЕНый день
ПИШИ -Н-
1. с суффиксами -АН- , -ЯН- , -ИН-
песчАНый , лебедИНый
2.отглагольные прилагательные
тканый - НО!соткаННый
рваНый - НО! порваННый
ИСКЛЮЧЕНИЯ: оловЯННый , деревЯННый , стеклЯННый
***
ЗАПОМИНАЛКА для двойной «Ж»
Если хочешь научиться,
Где двойную «Ж» писать,
То запомни: «вожжи», «дрОжжи»,
«Можжевельник» и «жужжать»,
А еще словечко «жжёный».
Вот теперь ты, брат, – учёный!
(И. Асеева)
***
ИРИНА РАСУЛОВА
Ё и О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и Ц
ПЧЁЛКА
Села пчЁлка на чЁлку.
Крылышки чешет.
Щёлк по щЁчке
Иголкой колкой.
Жало не жалко?
В пыльце рыльце.
Лапки сладки.
Животик, как желточек.
Аромат ромашки,
Нектар с белой кашки.
Жужжит над медком,
Поела тайком.
Чаю
Не желает.
В колокольчик забралась,
Соку вдоволь напилась.
Носик точёный,
Бочок, как бочонок.
Пора в улей!
Полетела пулей.
На пасеку поеду,
Ее медку отведаю.
**********
Забралась в крыжОвник,
А там шОрох.
Напугал медвежонок.
Бегу по шоссе,
Устала уже.
В клочьях капюшОн,
Выбросила вон.
Треснул шов.
Уже близко кров.
-Шофер! Подвези!
-Кончился бензин.
Добралась домой еле,
Теперь лежу в постели.
************
После шипящих согласных в корне слов пишем "Ё" -пчЁлка
Но есть слова, составляющие исключения.Они во втором стишке, но еще не все.
***
Слова с -ДИР-, -МИР-, -ПИР-, -СТИЛ-
ФОРУМ
Собрали форум правила,
Девиз их: Пишем правильно!
Устали дети разбирать,
Где "И" ,где "Е" когда писать.
Не разберутся в слове -
И двоечек наловят.
Постель ли надо расстилать,
Носочки ль вечером стирать,
У них одни лишь думы:
- Как правила все трудны.
Так, может, всё нам упростить,
И буквой «Е» всё заменить?
Тут буква "А" сказала речь:
- Хочу вас всех предостеречь.
Я "И" не дам в обиду,
Мы дружим не для виду.
За -ДИР-,-ТИР-,-МИР-,-СТИЛ-,
- ПИР- и -БИР- стою всегда на страже.
С "Е" в ссоре мы, а с буквой "И"
Стоять нам рядом важно.
Не стал им форум возражать,
Друзей решили поддержать.
***** *****
РазБИРАю -уБЕРу
ЗаСТИЛАю-поСТЕЛю
ЗаПИРАем-заПЕРли
***
КОРНИ -РАСТ- -РАЩ- -РОС-
ВыРАСТить тыкву в четыре обхвата
Как-то весною решили юннаты.
Плод им выРАЩивать так надоело,
Летом РАСТение совка доела.
***
РОСло рядом с тыквой
Семейство бобовых,
РАСТёт и поныне,
Соседей ждёт новых.
***
ЗаРОСли буйны смородины красной,
Солнышком каждый РОСТОЧЕК обласкан.
***
Я скромный вывела цветок,
В земле проклюнулся росток,
Потом немножечко подрос,
И получился кустик роз.
***
(исключения)
В Ростове Ростислав ростовщик
Много денег притащил.
Он корабль снарядил
За ростками плыть в Росток.
Лучше б ехал на Восток.
_______________________________
Если ударение не помогло определить написание "О" или "А",
то 1.Перед -СТ- или -Щ- - пиши "А"
2.В остальных случаях "О"
3 Исключения:росток, ростовщик,Ростов, Ростислав, но: отрасль
___________________________________________________
совка - с.-х. вредитель
юннаты - юные натуралисты
***
ЗАПОМИНАЛКА для дефисов в местоимениях
КОЕ, ЛИБО, ТО, НИБУДЬ –
Про дефис не позабудь!
(Кое-что, что-либо, когда-то, когда-нибудь…)
Запоминалка для «НАдеть» и «Одеть»
Одеваем (кого?) Надежду,
НАдеваем (что?) одежду.
***
«ОДЕТЬ И НАДЕТЬ» Стихотворение
http://stihi.ru/2019/03/25/4668
Запоминалка для «носков» и «чулок»
Носки короткие – слово длинное: «носков»,
Чулки длинные – слово короткое: «чулок».
(С. Белорусец)
*** *** ***
ВАЛЕНТИНА ЧЕРНЯЕВА
ГРАММАТИКА- 1
Грамотно пиши слова:
Ч, Ш, Щ — с буквой А.
Например: площАдка, чАшА,
ЩАвель, рощА, чАщА, кашА.
И не с Ы слова пишИ,
Ч, Ш, Щ — с буквой И!
ЧИж, щИпцы и шИрина,
ЧИнка, шИна, тишИна.
И представь (я не шУчУ!),
Ч, Ш, Щ — с буквой У!
КоршУн, щУка, шуба, чУдо,
ЧУшь, шУруп, чулан, причУда.
С «Ч-Ш-Щ» прошли уже,
Точно так и с буквой Ж:
А, У, И за Ж пиши,
Но не буквы Я, Ю, Ы.
Например, пожИтки, жИдкость,
ЖАба, жИзнь, жУрнал и жИрность.
У жУка жИвот — в ажУре,
Журавель жИл в абажУре.
Но! Но! Но!
Как стихотворение,
Помни исключение:
И «ЖЮри», «парашЮт»
Правил тех не признают!
Не поддалась и дрессуре
Буква Ю — стоит в «брошЮре»!
ГРАММАТИКА-2
После Ц в словах пиши
Ты не Ы, а букву И,
Например: цИклон, вакцИна,
ЦИркуль, цИфра, медицИна.
И запомни назубок
До конца весь мой урок,
Как стихотворение —
Из правил ИСКЛЮЧЕНИЕ:
«В доме все легли уж спать,
Учит сына Ряба-мать:
— ЦЫц, цЫплёнок! ЦЫпочка!
Здесь цЫган на цЫпочках!»
ГРАММАТИКА-3
Разными словами
Наш язык богат.
Есть слова такие,
Что в конце «шипят».
Это — реЧЬ и полноЧЬ,
ХвоЩ, манеЖ, скрипаЧ,
ГореЧЬ, гроШ, ВоронеЖ,
БреШЬ, чертёЖ и граЧ.
Надо ль ставить мягкий знак?
Правило запомни так:
Слово «роскоШЬ» — женский род,
Мягкий знак в конец пойдёт.
Правило не забывай,
«Женские» слова смягчай!
Если слово — род мужской,
Значит мягкий знак — долой!
Проведём-ка тренировку
На смекалку и сноровку.
Если в слове — мягкий знак,
То вскинь руку, будто флаг.
Если знака в слове нет,
То рукой маши «привет».
Ты, читатель мой, готов?
Начинаю чтенье слов:
ЛандыШ(?), молодёЖ(?), малыШ(?),
МелоЧ(?), чиЖ(?), гараЖ(?), камыШ(?),
МуЖ(?), товариЩ(?), ноЧ(?), багаЖ(?),
РоЖ(?), мыш(?), ветоШ(?), тиШ(?), мираЖ(?)
БроШ(?), мяч(?), стороЖ(?), борЩ(?), вираЖ(?),
Лещ(?), меч(?), стриЖ(?), калаЧ(?), тираЖ(?).
*** *** ***
ОЛЬГА КЛИМЕНКО 6
пЕрепел, перепЕл - омографы
Воробей чирикал звонко,
Ворон каркнул как сумел.
Вдруг раздался голос громкий:
пЕрепел всех перепЕл!
Где росла трава густая
Перепёлки жили стаей.
***
По калачу и поколочу - омоформы
Был очень добрым хлебопёк-
Испёк малиновый пирог.
ПО КАЛАЧУ хотел всем дать...
Да, только где же всех искать?
Все разбежались, кто-куда.
Какая же стряслась беда?
- Он нам сказал "ПОКОЛОЧУ"?
- По голове иль по плечу?
***
Туш и тушь - омофоны
-Когда оркестр вдруг грянул ТУШ,
Из шкафа вниз упала ТУШЬ.
И чёрной лужей разлилась...
- А,что оркестр?
- Сыграл нам вальс!
***
Прозаик и про заек - омоформы
Писал рассказ ПРОЗАИК
Про кролика, ПРО ЗАЕК.
Писал, писал...да, позабыл:
"А, кто из них домашний был?"
***
Стать и стать - омоформы
Пони мечтал СТАТЬ
Большим скакуном,
Стремя с уздечкой
Всегда есть на нём.
СТАТЬ и походка
Его хороши...
"Останься таким же!"-
Кричат малыши:
"Милый наш пони,
Останься малышкой,
Чтобы без страха
Катались детишки!"
***
Немой - не мой...
Утренний город, сонный, НЕМОЙ,
Странный, холодный, серый, НЕ МОЙ...
Обувь НЕ МОЙ - торопясь убегай
В яркий, цветущий и праздничный край.
***
Дорогой...
Подарил мне ДОРОГОЙ
Перстень очень ДОРОГОЙ.
Раз пошла лесной ДОРОГОЙ -
Там грабитель с бородой...
*** ОЙ!!!
Бука у бука...
Голодная БУКА стояла у БУКА,
А панда хрустела зелёным бамбуком!
***
Тараканы и катраны - скороговорка
Два картавых таракана плыли на катамаране,
Окружили тараканов в океане два катрана.
Ловко кинули арканы
На катранов тараканы!
На арканах два катрана
Вдаль уносят тараканов.
***
Катран — это мелкий вид акулы, длина которого достигает чуть больше полутора метра, а вес – до 12 кг.
ОЛЬГА ШАРКО 2
Омоформы. Углы
А ты уверял, будто глыбы ПОКАТЫ,
И нас убеждал до момента, ПОКА ТЫ
Не съехал внезапно с верхушки У ГЛЫБЫ…
Ах, знай мы заранее - спилили УГЛЫ БЫ!
***
Омоформы. На ферме
Серьёзно озабочен фермер СКОТТ!
Меню сменил его рогатый СКОТ:
Сожрал пальто и принялсЯ ЗА БОТЫ.
Разиня Скотт! Вот не было ЗАБОТЫ!
ФРИДА ПОЛАК
ПАДЕЖИ
.
Именительный.
Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
.
Родительный.
Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Нет у меня братишки
И корабля – ни одного,
И Винни-Пуха-мишки...
.
Дательный.
Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Хомяку? А может, Рите?
… Лучше я себе возьму.
.
Винительный.
Ой, в игрушках – кавардак!
Не пойму я сам никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Ленку? Кубики? Лото?
.
Творительный.
Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
С сестрёнкой? А писать... пером
Или цветным карандашом?
.
Предложный.
Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О Тане, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Чему нас учит школа…
.
И вот теперь все падежи
Я заучил на память.
Друзья попросят - "Подскажи!" -
Скажу - "Учите сами!"
СПАСИБО ВСЕМ АВТОРАМ ЗА СТИХОТВОРЕНИЯ!
Команда Страны Детства
Свидетельство о публикации №121022208040
Несомненно надо знать.
Чтобы грамотно и верно
Мог всегда ты написать!
Молодцы Авторы!!!
Людмила Осипова 4 02.03.2021 11:49 Заявить о нарушении
Хочется верить, что наши подборки помогут и учителям, и детям.
С теплом и добрыми пожеланиями красивой и тёплой весны.
Дружана 02.03.2021 11:53 Заявить о нарушении