Ко дню рождения А. Шопенгауэра
«О различии между возрастами»
Недавно наш друг, независимый журналист М. Михайлов,
вдруг загрустил, удрученный быстротекущим временем и маячащей на горизонте старостью, а потому решил выяснить, как воспринимают возрастные изменения мыслители разных времен и стран. Оказалось, что все думают примерно одно и то же, но выражают по-разному: кто с отрешенной грустью, кто с горчащим юмором.
В качестве эпиграфов приводятся высказывания некоторых из них.
«Сила и красота суть блага юности, преимущество же старости – расцвет рассудительности. Приятен старик, который приветлив и серьезен».
Демокрит
«Все ушло навсегда – юность, ловкость, друзья...
Горечь вместо веселья пью медленно я.
Стан мой, бывший стрелою, как лук изогнулся,
Только посох чуть-чуть выпрямляет меня».
О. Хайям
«Как мало на свете стариков, владеющих искусством быть стариками!»
Франсуа Ларошфуко
«Если б молодость знала, если б старость могла»…
Анри Этьен
«Молодость – заблуждение, зрелый возраст – борьба, старость – сожаление».
Бенджамин Дизраэли
«Едва человек успеет по-настоящему набраться разума, как его уже кличут «старой перечницей».
Эдгар Хау
«Старость приходит слишком поздно – когда у нас уже нет сил».
«Старость печальна. К счастью, она проходит».
Александр Кумор
«Знания – это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца».
Лорд Честерфильд
«Как жаль, что лишь в последние года,
Когда уносит вниз тебя теченье,
Ты лишь тогда способен, лишь тогда
Осознавать свое предназначенье».
Александр Городницкий
«В юности дни бегут, а годы тянутся. В старости наоборот»
Ю. Тувим
«Юность довольствуется парадоксами, зрелость – пословицами,
старость – афоризмами».
Дон Аминадо
Посильно изучив тему, М. Михайлов вступил в мысленный диалог
с самим А. Шопенгауэром.
М. – Уважаемый Учитель, знаменитый мыслитель Франсуа Ларошфуко писал: «Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы ни было нам лет».
Значит ли это, мы постоянно изменяемся, и жизнь делится на разные отрезки, не всегда складывающиеся в одно целое? Я в молодости и Я в старости – это разные люди? Давайте обсудим.
А. Ш. – В течение всей нашей жизни в распоряжении нашем всегда бывает лишь одно настоящее, и никогда не располагаем мы чем-либо бо;льшим. Различается оно только тем, что вначале мы видим долгое будущее впереди,
а под конец – долгое прошлое позади нас, и еще тем, что темперамент наш,
но не характер, претерпевает некоторые изменения, благодаря чему настоящее всякий раз принимает иную окраску.
М. – Начнем с детства, когда закладывается основа характера. Почему оно считается самым светлым периодом жизни?
А. Ш. – В детстве мы являемся гораздо более познающими существами.
От этого именно зависит то счастливое состояние первой четверти нашей жизни, которое впоследствии придает ей вид потерянного рая.
В детстве у нас мало связей, и потребности наши незначительны.
Интеллект, подобно мозгу, уже на 7-м году приобретающему свои полные размеры, рано достигает своего развития, если и не зрелости, и все время ищет себе пищи в целом мире еще нового бытия, где все, все блещет прелестью новизны. Отсюда и происходит, что наши детские годы представляют собою непрерывную поэзию.
М. – Значит, в играх и детских забавах мы учимся жить?
А. Ш. – Именно, жизнь, во всей своей значительности, стоит перед нами еще столь новая, свежая, впечатления еще не успели притупиться от повторения,
и мы, среди своих детских интересов, в тиши и без ясного умысла, все время заняты тем, что в отдельных сценах и происшествиях улавливаем сущность самой жизни, основные типы ее форм и проявлений.
М. – С годами мы утрачиваем эту непосредственность восприятия?
А. Ш. – Чем мы моложе, тем больше каждое единичное явление замещает собою весь свой род. Тенденция эта из года в год становится все слабее, отчего и зависит столь большая разница во впечатлении, какое вещи производят на нас в юные года и в старости.
М. – Таким образом, почти все, что случается с нами в дальнейшем, проистекает из детства и юности? «Все мы родом из детства», как сказал великий француз Антуан де Сент-Экзюпери.
А. Ш. – Опыты и знакомства детской поры и ранней юности оказываются впоследствии постоянными типами и рубриками для всего позднейшего познания и опыта, как бы его категориями, под которые мы подводим все дальнейшие приобретения, хотя и не всегда это ясно сознавая.
И вот, таким путем уже в детские годы образуется прочная основа нашего мировоззрения, а, следовательно, и его поверхностный либо глубокий характер:
в последующее время жизни оно получает свою целость и законченность,
но в существенных своих чертах остается неизменным.
М. – Конечно, ребенок сам, как может, постигает мир, но есть же еще воспитание и образование.
А. Ш. – В то время как мы с такой серьезностью работаем над первым наглядным уразумением вещей, воспитание, с другой стороны, старается привить нам понятия. Но понятия не дают подлинной сущности, – последняя, а стало быть, основа и истинное содержание всех наших познаний, заключается, напротив, в наглядном постижении мира. А это постижение может быть приобретено только нами самими, и его никаким способом нельзя нам привить.
М. – Значит, Вы не считаете, что именно воспитание и образование в значительной степени формирует человека?
А. Ш. – Как наша моральная, так и наша интеллектуальная ценность не заимствуются нами извне, а исходят из глубины нашего собственного существа,
и никакие песталоцциевские воспитательные приемы не в силах из природного олуха сделать мыслящего человека: никогда! – олухом он родился, олухом и умрет.
М. – Тут вспоминается стихотворение Саши Черного:
«Ослу образованье дали.
Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осёл,
Он просто чушь порол,
А нынче – ах злодей –
Он, с важностью педанта,
При каждой глупости своей
Ссылается на Канта».
Значит, как гласит народная мудрость, «что заложено, то заморожено»?
А. Ш. – Окружающая обстановка и опыты нашего детства прочно запечатлеваются у нас в памяти. Ведь мы отдавались им безраздельно, ничто нас при этом не отвлекало, и мы смотрели на лежавшие вокруг нас вещи, как если бы они были единственными в своем роде.
Впоследствии наша бодрость и терпение расходуются на массу других, вновь узнанных предметов.
М. – Что происходит с подростками по мере взросления?
А. Ш. – Мир развертывается перед нами, как Эдем: вот та Аркадия, в которой мы все рождены. Отсюда несколько позже возникает жажда действительной жизни, влечение к деяниям и страданиям, которое гонит нас в мирскую сутолоку. Здесь мы и знакомимся с обратной стороной вещей.
М. – В юности мы живем в мире своих фантазий?
А. Ш. – Молодой интеллект во всех тех образах, какие проводят перед ним действительность и искусство, видит столько блаженных существ:
он воображает, что, будучи так прекрасны для взора, они были бы еще гораздо прекраснее, если бы была возможность ими быть.
М. – И скоро понимает, что дело обстоит иначе?
А. Ш. – Тогда-то приходит постепенно великое разочарование, с появлением которого, как говорится, возраст иллюзий проходит.
Можно сказать, что в детстве жизнь рисуется перед нами как театральная
декорация издали, в старости – как та же декорация, только перед самыми глазами.
М. – Что еще делает детство самой счастливой порой жизни?
А. Ш. – Счастью детства способствует, наконец, еще следующее.
Как в начале весны все листья имеют одинаковую окраску и почти одинаковую форму, точно так же и мы в раннем детстве все похожи друг на друга и поэтому отлично между собою сходимся. Но с наступлением зрелости мы начинаем взаимно отдаляться, притом все больше и больше, подобно радиусам круга.
М. – Очень точное наблюдение. Но в юности и ранней молодости люди
далеко не всегда наслаждаются жизнью: часто их угнетает неуверенность
в себе и неудовлетворенность окружающим.
А. Ш. – Что касается юношеского возраста, то его омрачает, даже делает несчастным, именно погоня за счастьем, в твердой уверенности, что оно
должно нам встретиться в жизни.
Отсюда возникает постоянно обманываемая надежда, а из нее – недовольство. Перед нами носятся, играя, картины призрачного, неопределенного счастья в прихотливо выбранных формах, и мы напрасно ищем их реального прототипа.
Юноша ожидает, что его жизнь потечет в виде интересного романа.
Вот почему в годы нашей юности мы большею частью бываем недовольны
своим положением и обстановкою, каковы бы они ни были.
М. – Вы думаете, что с возрастом человек перестает искать «птицу счастья завтрашнего дня»?
А. Ш. – Если особенностью первой половины жизни является неудовлетворенная тоска по счастью, то вторая характеризуется опасением перед несчастьями.
М. – Столкнувшись с жестокой реальностью, человек начинает понимать,
что на самом деле всё обстоит далеко не так, как ему мечталось?
А. Ш. – У нас образовалось уже более или менее ясное сознание того,
что всякое счастье химерично, страдание же реально. Оттого, по крайней мере, более разумные индивидуумы в этом периоде жизни стремятся более к простому отсутствию страданий и беспокойств, нежели к наслаждениям.
М. – Это понимание делает нашу жизнь более мирной и уравновешенной?
А. Ш. – Вторая половина жизни, как вторая половина музыкального периода, содержит меньше стремительности, но больше спокойствия, чем первая:
это вообще зависит от того, что в юности нам кажется, будто на свете можно найти удивительно много счастья и наслаждения, только трудно до них добраться, тогда как в старости мы знаем, что тут нам ждать нечего, а потому, вполне на этот счет успокоившись, мы довольствуемся сносным настоящим и получаем удовольствие даже от пустяков.
М. – Значит, житейский опыт освобождает нас от бесплодных иллюзий и
делает более свободными?
А. Ш. – Чего зрелый человек достигает опытом своей жизни и благодаря чему он смотрит на мир иначе, чем юноша и мальчик, это прежде всего – беспристрастие. Только он начинает смотреть на вещи совершенно просто и берет их за то, что; они есть. Ведь первая задача, предстоящая опыту, заключается в том, чтобы освободить нас от химер и ложных понятий, которые вкоренились в юности.
М. – Разве умудренные опытом родные и близкие не могут в этом помочь?
А. Ш. – Уберечь от них юношеский возраст было бы, конечно, лучшим воспитанием, правда – лишь отрицательным: но это очень трудное дело.
Было бы большим выигрышем, если бы путем заблаговременных наставлений оказалось возможным искоренить в юношах ложную мечту, будто в мире их ждет много приятного.
М. – Думаю, юноши не поверили бы, да и зачем лишать их возможности
мечтать и пробовать свои силы.
Как точно заметил Д. П. Лоуренс, "Старость – это когда знаешь все ответы, но никто тебя не спрашивает".
Так что уберечь молодого человека от ошибок не только трудно, но и практически невозможно: каждый сам проживает свою жизнь и совершает свои глупости.
Мне приходит на ум мое старое стихотворение «Юность»:
Юность – горестное скитанье
в сотворенном мечтой саду.
Вечных истин непонимание
вместо счастья сулит беду.
Ведь однажды туман рассеется,
и придется открыть глаза.
Не просить. Не ждать. Не надеяться.
Лишь пустыня да небеса...
А. Ш. – С разбираемой здесь точки зрения, жизнь можно, далее, сравнить с вышиванием, в котором каждому в течение первой половины своего века приходится видеть лицевую сторону, а в течение второй – изнанку:
последняя не столь красива, зато поучительнее, так как позволяет видеть связь нитей.
М. – Вряд ли зрелище изнанки вселяет большой оптимизм.
А. Ш. – Всякий сколько-нибудь выдающийся человек, всякий, кто только не принадлежит к столь плачевно одаренным природою 5/6 человеческого рода, едва ли, достигнув сорока лет, останется свободным от известного налета мизантропии.
М. – Что именно делает его мизантропом?
А. Ш. – Он, естественно, судил других по себе, и ему постепенно пришлось разочароваться, увидеть, что они, в отношении головы либо в отношении сердца, а большею частью даже с той и другой стороны, стоят позади его и не могут идти с ним в сравнение: поэтому он охотно избегает связываться с ними.
М. – Тогда его ожидает одиночество. Многие считают, что оно невыносимо.
А. Ш. – Вообще каждый любит или ненавидит одиночество, т. е. свое собственное общество, соразмерно своей внутренней ценности.
М. – Разве общительность и приспособленность к жизни в коллективе не лучший старт для карьеры молодого человека, стремящегося занять видное положение в обществе?
А. Ш. – В молодом человеке дурным признаком, относительно его интеллектуальных, а также и моральных качеств, служит, если он очень рано умеет ориентироваться в людских действиях и стремлениях, тотчас чувствует себя здесь в своей стихии и принимает в них участие, как бы заранее к ним подготовленный: признак этот указывает на пошлость. Напротив, странное, растерянное, неловкое и совсем ненадлежащее поведение отмечает, в этом отношении, натуру более благородного сорта.
М. – Конечно, благородным натурам в общественной жизни приходится нелегко, и они, в конце концов, выбирают уединенный образ жизни.
Но какой образ жизни ни выбирай, а время не обманешь. Проходит молодость,
подступает усталость.
А. Ш. – Бодрость и жизнерадостность нашей молодости зависит частью от того, что мы, взбираясь на гору, не видим смерти, которая ждет нас у подножья по другую сторону горы. Когда же мы переступим за вершину, смерть, известная нам до тех пор лишь понаслышке, очутится перед нами въявь, а так как в это же время начинают убывать наши жизненные силы, то от этого зрелища падает и жизненная бодрость.
М. – Приходится пересматривать свой подход к жизни, не откладывать дела
на будущее.
А. Ш. – Пока мы молоды, что бы нам ни говорили, мы считаем жизнь бесконечной и потому не дорожим временем. Чем старше мы становимся, тем более экономим мы свое время.
М. – Значит, постепенно меняется образ мыслей?
А. Ш. – С точки зрения молодости, жизнь – бесконечно-долгое будущее;
с точки зрения старости, это – очень краткое прошлое.
М. – Действительно, в молодости трудно поверить, что жизнь коротка.
А. Ш. – Надо достигнуть старости, т. е. долго пожить, прежде чем станет понятно, насколько жизнь коротка. Чем человек старше, тем мельче кажутся ему человеческие дела, все вообще и каждое в отдельности: жизнь, стоявшая перед нами в юности как нечто прочное и устойчивое, оказывается теперь быстрой сменой эфемерных явлений, – мы познаем ничтожество всего.
М. – Почему прожитая жизнь, сколь бы продолжительной она ни была,
кажется нам короткой?
А. Ш. – Потому, что делается коротким и воспоминание о ней. Именно, из памяти утратилось все неважное и многое неприятное, так что в ней мало что; сохранилось.
Ведь как наш интеллект вообще, так и память очень несовершенны: выученное нуждается в применении, прошлое должно быть перебираемо,– иначе то и другое постепенно опустится в бездну забвения.
Но ведь обыкновенно мы не любим пересматривать вещи незначительные, а также большею частью и вещи неприятные, — что; однако было бы необходимо для сбережения их в памяти.
Между тем, область незначительного всё расширяется: ибо благодаря более частому и, наконец, бесчисленному повторению, постепенно становится незначительным многое такое, что вначале казалось нам важным, –
вот почему о более ранних годах мы вспоминаем лучше, нежели о позднейших.
М. – Это верно. Я замечаю, что дни проносятся, почти не оставляя следа в памяти.
А. Ш. – Далее, мы неохотно останавливаемся на прошлых неприятностях,
в особенности же если они задевают наше тщеславие, как это большею частью и бывает, – ибо немногие страдания постигают нас без всякой вины с нашей стороны. Поэтому равным образом забывается и много неприятного.
Благодаря этим-то двум минусам, наши воспоминания и становятся столь короткими, и – относительно тем короче и короче, чем больше времени их содержанию.
М. – Порой кажется, что в юности дни были длиннее: в них вмещалось больше впечатлений и событий.
А. Ш. – Само время движется в нашей молодости гораздо более медленным темпом: вот почему первая четверть нашей жизни бывает не только самой счастливой, но и самой длинной, так что она оставляет после себя гораздо больше воспоминаний, и каждый, при случае, сумел бы рассказать за этот период больше, чем за два последующие.
М. – А насколько верно утверждение, что с возрастом течение времени ускоряется?
А. Ш. – Можно было бы утверждать, что в полном сознании мы живем только в молодости: на старости оно сохраняется лишь наполовину. Чем мы становимся старше, тем менее сознательно мы живем: вещи проносятся мимо, не оставляя впечатления, подобно тому как перестает действовать художественное произведение, если его видишь тысячу раз, – человек делает то, что от него требуется, и вслед за тем не знает, исполнил ли он это.
Таким образом, жизнь становится все бессознательнее, чем больше она приближается к полному отсутствию сознания; именно потому и время несется все быстрее.
М. – Звучит устрашающее, но, похоже, что так и есть. Неужели старость столь печальна?
А. Ш. – При этом ускоренном ходе времени в позднейшие годы скука большею частью уже не имеет места, а так как, с другой стороны, притупляются также страсти с их мучением, то, если вы только сохранили здоровье, в общем, бремя жизни оказывается тогда действительно менее значительным, чем в юности: вот почему период, предшествующий наступлению слабости и тягот более преклонного возраста, называют „лучшими годами“.
М. – Конечно, главное – здоровье. А как Вы объясните тот факт, что иные слабые и болезненные люди живут довольно долго, в то время как их более крепкие и энергичные сверстники уходят сравнительно молодыми?
Все дело в образе жизни?
А. Ш. – Для достижения глубокой старости, при безупречной телесной организации в качестве необходимого условия, существует два пути, которые можно пояснить на горении двух ламп: одна горит долго, потому что при небольшом количестве масла имеет очень тонкий фитиль, другая – потому, что при толстом фитиле содержит также и много масла: масло – это жизненная сила, фитиль – ее потребление, во всех его видах и способах.
М. – Этим необходимым условием немногие могут похвастаться.
В то же время, еще неизвестно, так ли выиграли те, кто достиг глубокой старости.
Однако известная писательница В. Токарева находит, что:
«Старость – это самая счастливая пора жизни, и когда придет старость, а она придет неизбежно, как бы вы от нее ни убегали, это будет настоящее счастье.
В этом возрасте уже на все наплевать! Кто любит, кто не любит, кто позвонит,
кто не позвонит, кто бросит, кто оставит, и так хорошо…
В первой половине жизни очень много места занимает любовь и всякие страсти. Еще много времени отнимает работа, на которую, хоть и сам не понимаешь, нужна она тебе или нет, бегаешь как заяц, чтобы только заработать денег.…
А потом наступает момент, когда все ненужное "отшелушивается" и ты понимаешь, какой молодец Создатель, что создал вот такое небо, вот такие деревья и тебя. И можно спокойно сидеть, смотреть на небо, на деревья и никуда не бежать». Вы согласны с таким высказыванием?
А. Ш. – Обыкновенно молодость называют счастливой порой жизни,
а старость – печальной. Это была бы правда, если бы страсти приносили счастье. Они всячески терзают юношу, доставляя ему мало радости и много мучений. Холодную старость они оставляют в покое, и она тотчас получает созерцательный отпечаток: ибо познание становится свободным и приобретает главенство. А так как оно, само по себе, чуждо страданий, то психика наша оказывается тем счастливее, чем более оно в ней преобладает.
Как бы то ни было, молодость – время беспокойства, старость – пора спокойствия: уже отсюда можно сделать вывод об их взаимном благополучии.
М. – Вы считаете, что в старости человек еще может заниматься интеллектуальной деятельностью?
А. Ш. – В юности преобладает интуиция, в старости мышление: вот почему первая – время для поэзии, вторая – более для философии. И поведение человека в молодости направляется наглядными представлениями и впечатлениями, в старости же – только мышлением.
М. – Это обнадеживает. Значит, люди, привыкшие к умственному труду,
и в старости могут найти себе достойное применение?
А. Ш. – Наибольшая энергия и наивысшее напряжение умственных сил наблюдается, без сомнения, в молодости, самое позднее – до 35-летнего возраста: с этих пор начинается ослабление, хотя и очень медленное.
Однако позднейшие годы и даже старость не остаются за это без возмещения в интеллектуальной сфере. Опыт и ученость лишь теперь стали подлинно обширными: у нас было время и возможность рассмотреть и обдумать вещи со всех сторон, мы успели все их сличить одну с другою и открыть их точки соприкосновения и промежуточные звенья, – благодаря чему мы только теперь понимаем их истинную связь.
М. – А раньше мы не могли понять все явления в совокупности?
А. Ш. – Что в молодости только представлялось нам известным,
то в старости мы знаем действительно, а сверх того мы и поистине знаем гораздо больше, и знание наше есть знание, всесторонне продуманное и потому в полном смысле связное, тогда так в молодости сведения наши постоянно неполны и отрывочны. Все стало ясным. Поэтому даже то, что мы знали уже в молодости, теперь мы знаем гораздо основательнее, так как для каждого понятия у нас гораздо больше данных.
М. – До какого возраста человек накапливает и пополняет знания, совершает главные свои открытия и достигает доступных ему высот?
А. Ш. – Первые сорок лет нашей жизни дают текст, последующие тридцать – комментарий к нему, с помощью которого мы только и можем надлежащим образом понять истинный смысл и связь текста, вместе с его моралью и всеми тонкостями.
Под конец жизни дело идет, таким образом, как в конце маскарада, когда снимаются маски. Мы видим тогда, кто собственно были те, с кем мы приходили в соприкосновение на протяжении своей житейской карьеры.
Ибо характеры выяснились, дела принесли свои плоды, труды наши получили себе правильную оценку, и все призраки рассеялись. Ведь для всего этого нужно было время.
М. – Все это прекрасно, но ведь подступают болезни и слабость.
А. Ш. – Ослабление телесных сил мало приносит ущерба, если человек не нуждается в них для заработка.
М. – С другой стороны, в этом возрасте не так уж много и нужно. Многие потребности отпадают сами собой.
А. Ш. – Бедность в старости – большое несчастье. Если она предотвращена и сохранилось здоровье, то старость может быть очень сносной частью жизни. Спокойствие и обеспеченность – вот главные ее потребности: поэтому в старости, еще больше прежнего, любят деньги, которые заменяют собою недостающие силы. Уволенный Венерою, человек охотно ищет развлечения у Бахуса.
М. – Некоторые пожилые люди начинают путешествовать, стремятся побольше увидеть, набраться новых впечатлений. Однако большинству это недоступно из-за болезней и отсутствия средств.
А. Ш. – На место потребности видеть, путешествовать и учиться является потребность учить и говорить. Но это счастье, если у старика осталась еще любовь к его умственным занятиям, а также к музыке, к театру и вообще известная восприимчивость к внешним воздействиям, которая, во всяком случае, у некоторых держится до самой глубокой старости.
М. – Нередко пожилые люди изо всех сил держаться за службу, не умея
по-другому себя занять и опасаясь скуки.
А. Ш. – Скука неизбежна лишь для тех, кто не знал иных удовольствий, кроме чувственных и общественных, не позаботившись об обогащении своего ума и развитии своих сил. Правда, в глубокой старости убывают и умственные силы: но где их было много, там все еще останется достаточно для борьбы со скукою.
М. – Стало быть, чтобы обеспечить себе достойную старость, надо готовиться к ней еще в молодые, а особенно, в зрелые годы?
А. Ш. – То, что человек „имеет в себе самом“, никогда не может пригодиться ему больше, чем в старости.
Большинство людей, конечно, которые всегда были тупы, в глубокой старости все больше и больше превращаются в автоматов: они думают, говорят и делают все одно и то же. И никакое внешнее впечатление не в силах здесь что-нибудь изменить или вызвать их на что-нибудь новое. Обращаться к таким старцам с речью – все равно, что писать на песке: наши усилия почти немедленно исчезают без следа.
М. – Итак, подведем итоги: что можно сказать о жизни?
Наш знаменитый поэт И. Бродский писал в 40 лет: «Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной».
А. Ш. – Человеческую жизнь собственно нельзя назвать ни долгой, ни краткой, так как в сущности она служит меркой, по которой мы делаем оценку всем остальным периодам времени.
Основная разница между молодостью и старостью остается все-таки та, что у первой впереди жизнь, у второй – смерть, что, стало быть, первая обладает коротким прошлым и долгим будущим, а вторая – наоборот.
М. – И все-таки, несмотря на это, у старости есть, как мы уже поняли, свои преимущества.
А. Ш. – Лишь в пожилые годы человек в полном смысле приходит к горациевскому nil admirari*), т. е. к непосредственному, искреннему и твердому убеждению в суетности всех земных вещей и в пустоте всякого земного величии: химеры исчезли.
Он уже не мечтает, что где-то, во дворце или в хижине, обитает особенное блаженство, большее, чем каким, в существенных чертах, и он пользуется в любом месте, если только его не тревожат телесные либо духовные страдания.
Великое и малое, высокое и низкое, на оценку людей, не представляют уже для него разницы. Это сообщает старику особый душевный покой, в котором он с улыбкою взирает на обманчивые успехи мира.
*)nil admirari – ничему не дивиться (лат.), – Гораций. Послания.
На этом закончилась беседа с великим мыслителем.
Свидетельство о публикации №121022205158
Шопенгауэр как бы переложил философию буддизма на нашу действительность, применил её конкретно к нашему времени, к мировосприятию европейца, афористично, образно, на жизненных примерах, нам понятных и близких, её расшифровал и пояснил. Я бы отвёл ему роль пропагандиста буддийской философии, её популяризатора и толкователя для человека, чьи интеллектуальные силы не столь велики, чтобы на лету поймать смысл учения Будды.
"Мир, как Воля и представление" - это по сути учение Будды, где те понятия, о которых говорит Будда, у Шопенгауэра называются просто другими именами.
По этой причине восхищение перед Шопенгауэром у меня несколько померкло, но я отдаю ему должное, как философу, глубоко усвоившему и постигшему философию Будды и мастерски истолковавшему её в великолепной книге своих "Афоризмов". Афоризмы Шопенгауэра превосходны. Один из его афоризмов подтолкнул меня к написанию рассказа "Витькино "Зачем ?"" Этот рассказ есть на моей главной странице, если Вы проявите к нему интерес.
Первым переводчиком книги "Мир, как Воля и представление" в России был Афанасий Фет, если я не ошибаюсь. В России Шопенгауэр обрёл своих горячих поклонников в то время, как в Европе он ещё не был признан. Афанасий Фет и Лев Толстой поначалу были очарованы его философией. Но позже Толстой в одном из писем ( не помню, в каком ) обронил фразу :"Когда-то я поверил этому талантливому пачкуну Шопенгауэру." Для меня по сей день остаётся загадкой - почему он так сказал ?
Хотел бы возразить Шопенгауэру уже теперь, когда мной прожит достаточно большой отрезок жизни. Это касается его размышлений о старости. Он любит часто о ней говорить.
Итак :
Старости не существует в том смысле, что душа не старится. Постараюсь пояснить.
Прожив уже несколько десятков земных лет, внутренне я ощущаю себя точно таким же, каким ощущал себя в детстве, в юности. Нет никаких принципиальных перемен во мне. Главная духовная перемена - это приобретение опыта, большее познание себя и через себя - мира. Но нечто сокровенное, что является моей глубинной духовной составляющей, моим фундаментом, то, что я именую словом "душа", не претерпело никаких принципиальных перемен. Это обстоятельство стало для меня открытием. Я бы не поверил в это, если бы мне сказали бы этом в юности. Да, есть определённые перемены в здоровье, в физическом состоянии, в состоянии органов восприятия - зрения, слуха, осязания, обоняния... Физическое тело, куда помещена душа, как в некий скафандр, безусловно, изнашивается и у долго живших людей с годами изнашивается до такой степени, что облик человека становится безобразен, а здоровье ужасным.
Однако повторюсь. Прожив достаточно долгий отрезок времени, внутренне я не ощутил того, что я изменился. Если бы мне об этом не напоминал мир и мой паспорт ( если бы я жил среди дикарей, не считающих земные года ), если бы не было рядом зеркал, то я бы искренне полагал, что мне всё те же 6, 10, 15, 17 лет.
Только опыт, как увиденный кинофильм, такой, как "Иди и смотри", и огромное количество проделанной внутри души работы, пытаются обмануть меня и внушить душе, что она якобы переменилась, постарела. Но даже этот, нередко отрицательный, опыт не может её ни в чём убедить.
В глубине души, в её самых сокровенных истоках, в её неких бессмертных началах, на которых базируется всё моё мировосприятие, я остался прежним, каким был в раннем детстве. И в какие-то мгновения жизни, когда я отбрасываю этот опыт, пренебрегаю им, забываю его, я снова воспринимаю мир таким, каким воспринимал в раннем детстве ( подчёркиваю !) - в его потрясающей, первозданной, величественной, бесконечной и таинственной красоте. Перемен нет !
Таким образом мне открылся тот факт, что душа человека на протяжении всей его жизни не изнашивается, как это происходит с телом. Душа старика, это всё та же душа ребёнка, юноши, заваленная грузом впечатлений и переживаний, несколько деформированная и помятая опытом, упрятанная в изношенный скафандр тела, но не переменившаяся в своей глубинной основе. И если снять с неё этот груз и ослабить болезненное воздействие "скафандра", она улыбнётся так же ясно и радостно, так же открыто навстречу жизни и миру, как это делала в детстве. В этом принцип действия психотропных лекарств. Они просто помогают душе смыть память, притормозив негативную работу сознания.
Подчеркну, что Душа и Сознание - не совсем одно и то же. В бессознательном состоянии Душа остаётся, когда Сознания нет.
Это я и имел в виду, написав Вам рецензию в стихах. Я хотел сказать, что не следует чересчур увлекаться негативными впечатлениями, мыслями, образами - всем тем, на чём постоянно фиксирует внимание, что любит исследовать и во что любит погружаться Достоевский, увлекая за собой читателя. Во всё это погружает нас сама жизнь, эту "свинью" она всегда нам охотно подложит ! Поэтому следует делать обратное усилие, производить обратную работу, делать то, чего жизнь обычно не делает : помогать душе освобождаться от некомфортного, совершенно ненужного ей груза.
"Сотри случайные черты и ты увидишь - мир прекрасен !" Мне очень нравится этот афоризм Александра Блока.
И вот об этом важнейшем обстоятельстве, которое известно, вероятно, не только мне, Шопенгауэр почему-то нигде, рассуждая о старости, не говорит ни слова - я не припомню. Поэтому он, оседлав эту тему, становится порой утомительно скучен своим бесконечным однообразным брюзжанием и болезненным пессимизмом, порождённым не столько его философией, сколько, мне кажется, обстоятельствами его жизни и особенностями его неуживчивого, раздражительного характера.
В юности ( в 20 земных лет ) я посвятил Шопенгауэру стихи. Вот они :
АРТУРУ ШОПЕНГАУЭРУ
Мы всё мудрим, а жизнь ведь так проста,
Так плен её круговоротов тесен.
Проста беседа ветра и куста
И первые созвучья детских песен.
От самого истока нам твердит
Неясное, но крепнущее чувство :
" Живи ! Промедлишь - время не простит.
Возвысь привычку жизни до искусства !
Пусть мир трагичен, завещай ему
Духовный дар, как спелый колос в поле ! "
То чувство вместе с вечным "Почему ?" -
Вот лучшее из проявлений Воли !
Владимир Привалко 12.11.2021 08:58 Заявить о нарушении
Не входя в подробности, скажу, что я уважаю, но не разделяю Ваши поздние взгляды на А. Шопенгауэра.
Как писал замечательный Роберт Льюис Стивенсон (день рождения которого я сегодня отмечаю, разместив на ленте рецнзий)"Давайте согласимся иметь разногласия".
Рассказ "Витькино "Зачем ?" прочитала.
Желаю всего самого доброго.
Эрлена 13.11.2021 20:37 Заявить о нарушении
Я имел в виду и хотел сказать другое, однако, вероятно, сделал это не вполне ясно и убедительно.
Я хотел сказать, что главнейшая жизненная задача каждого человека заключается в том, чтобы прежде всего разогнать тучи в самом себе и дать возможность солнцу, которое спрятано в нём, светить и согревать его самого. Согревать в каждое мгновение жизни. Тогда можно смело идти по любой, по самой мрачной, самой тёмной улице на свете, не замечая темноты. Лучей этого солнца вполне хватит и на то, чтобы осветить улицу, и даже на то, чтобы осветить мрачные, что нередко случается в наши дни, лица прохожих.
Владимир Привалко 13.11.2021 21:34 Заявить о нарушении
Если бы точно знать, что такое Душа и где она находится, когда человек теряет
сознание? Вам, видимо, это открыли Высшие силы, а мне - нет.
"В бессознательном состоянии Душа остаётся, когда Сознания нет".
Желаю Вам всего доброго!
Эрлена 14.11.2021 16:02 Заявить о нарушении
Владимир Привалко 14.11.2021 20:58 Заявить о нарушении
Пока мы тоскуем и тужим,
И грустный подводим итог,
Душа моя скачет по лужам
И мартовский топчет ледок.
Душа моя где-то на воле
В надзвездных мирах Пикассо,
А может, на Марсовом поле
Поет и играет в серсо.
А может, у моря в Алупке
Лепечет и лепит кулич -
Оттуда не видно голубке,
Какой я зануда и сыч.
Эрлена 15.11.2021 13:52 Заявить о нарушении
Однако в последних строках поэт говорит о том, что его голубка-душа, являясь непосредственным, весёлым существом, в своих детских забавах не видит того, что рядом с нею, в едином с нею духовном пространстве, находится и другое духовное существо - занудное, неприятное, мрачное. Голубка-душа, являющаяся по своей сути ребёнком, и это мрачное, занудное существо, естественно, будучи антиподами, вступают в конфликт между собой. Этот конфликт неизбежен, это ясно и доказывать его неизбежность излишне.
Психиатр, прочитав такие стихи, ставит следующий диагноз : "раздвоение личности"
Цельность личности, иначе ещё называемая словом "целомудрие" - важнейшее качество её (личности ), от которого зависит как и душевное здоровье человека, так и его жизненный путь.
У многих творческих людей, в особенности - у поэтов, нередко и возникает такого
рода психическое расстройство - раздвоение личности. Этим заболеванием страдал Маяковский, Есенин и другие поэты. Заболевание это очень опасное и приводит нередко к трагическим последствиям. Запустить такого рода заболевание легко, лечить очень трудно. Поэтому Александра Тимофеевского мне искренне жаль.
Я бы сказал всем людям на свете : храните цельность души, как зеницу ока !
Владимир Привалко 15.11.2021 14:58 Заявить о нарушении