6. Я мысленно вхожу в ваш кабинет...
познания объективной реальности».
Эти слова классика марксизма-ленинизма вполне характеризуют тропинку, по которой двигался любопытный отрок.
И вела она через кабинет химии...
Это теперь, по прошествии лет — «мысленно», а в то благословенное время ваш покорный слуга из кабинета химии практически не уходил.
Обезьянье любопытство или жажда знаний — как ни назови, результатом было одно: мальчишке явно не хватало пищи духовной, изложенной в учебнике химии, и он жаждал чего-то более материального. Впрочем, учебник, купленный весной, был проглочен ещё на летних каникулах, и задачки на уроках ученик щёлкал, как орешки, чем вызвал вполне законное уважение нашей замечательной и всеми любимой учительницы химии.
Уважение постепенно переросло в доверие, и жаждущий знаний школяр получил негласное позволение заниматься в химкабинете в любое свободное время и сколько ему заблагорассудится. Правда, одного не оставляли, поэтому время работы приходилось согласовывать с лаборантом. Впрочем, тот, будучи ненамного старше и страдая аналогичным любопытством, легко соглашался на «сверхурочные». Несомненно, читатель догадался, что формальным поводом к таким занятиям служила подготовка к вечерам занимательной химии.
Действительно, можете ли вы представить школу без химических вечеров? А таковые вечера — без химических опытов, которые в глазах непросвещённой публики выглядели магическими фокусами?
Самый первый «фокус» из освоенных юным химиком — «превращение воды в вино». «Элементарно, Ватсон» — эта крылатая фраза вполне подходит к случаю.
Магическое действо выглядит следующим образом: участник в костюме алхимика берёт прозрачный химический стакан, демонстрирует зрителям пустоту и чистоту сосуда и наливает воду — можно прямо из крана, чтобы не сомневались. Затем делает над стаканом несколько магических пассов, и вода в стакане становится вином!
Для пущей важности сидящим в первых рядах давали понюхать раствор, чем рассеивали последние сомнения — из стакана действительно пахло спиртным! Что? Нет, пробовать на вкус не давали.
А секрет прост. На стенки стакана изначально было нанесено немного прозрачного раствора щёлочи, а между пальцами фокусника незаметно зажата ватка, пропитанная спиртовым раствором фенолфталеина. Кто-то не знает, что такое «фенолфталеин»? А название «пурген» вам знакомо? Надеюсь, что только понаслышке, а мы с ним были знакомы близко, но не в общеупотребительном смысле. Ведь, вдобавок ко всему, фенолфталеин является индикатором: в присутствии щёлочи его раствор из бесцветного становится… Впрочем, вы уже наверняка догадались.
Итак, лёгкое сжатие ватки — и несколько капель индикатора тихо и незаметно падают в стакан, тут же окрашивая его содержимое в рубиновый цвет. Откуда запах? Да ладно, вспоминайте — ватка была пропитана спиртовым раствором!
Конечно, самым интересным в этих занятиях было изучение химических реакций. Исходя из предыдущего несистематического опыта — в первую очередь, разумеется, экзотермических. То есть тех, что протекают с выделением тепла. И особенно — с быстрым выделением. В общем, всё станет ясно из дальнейшего — если ещё не ясно из предыдущего…
Продолжение следует ...
Свидетельство о публикации №121022205006