2. Дымовуха

                Кто сказал, что нет дыма без огня?
                В некоторой ошибочности этого утверждения наш герой
                мог убедиться без труда, а главное - без особого
                ущерба для себя и окружающих


— Серёга, ты мою расчёску не видел?

Двоюродная старшая сестра, поняв всю безуспешность поисков предмета на этажерке, подошла к столу, ученик за которым тут же усердно углубился в решение задачки на десять действий.

Как, вы не решали таких задач? О, много потеряли — разбираться в хитро сплетённых условиях и прокладывать тропинку к выходу из этого лабиринта пятикласснику на самом деле было весело и интересно…

— Ну, ты что, не слышишь? Мне в кино пора!

Слышать-то я слышал, но отвечать почему-то не хотелось. Ну да, видел, конечно. Расчёска действительно лежала в моём портфеле. Можно бы и вернуть, но беда в том, что искомый предмет был плотно завёрнут в бумагу, что с головой выдавало его планируемое предназначение.

Однако не мог же я допустить, чтобы барышня пошла в кинотеатр непричёсанной, а посему нехотя полез в хранилище.

— Ага, дымовуху задумал! А я-то думаю, куда расчёски пропадают?

Дымовуха — так называлось устройство, столь же гениальное, сколь простое. Расчёски полвека назад были целлулоидными. Основа материала — коллоксилин, почти та же нитроцеллюлоза, из которой делают бездымный порох, только в состав добавлена камфара. Так что горит расчёска хорошо, но гораздо медленнее пороха.

А если плотно завернуть её в бумагу и поджечь с одного конца, то получим приличное дымовое облачко. Можно и с двух концов, тогда облако будет больше, но и сгорит расчёска, понятно, вдвое быстрее.

Такой же эффект можно было получить и от плёнки — кинотеатр был недалеко. Но, во-первых, выбрасывали плёнку редко, а мальчишей, желающих ею поживиться, было много. А во-вторых, киноиндустрия к тому времени почти полностью перешла на другие виды пластмасс — по соображениям пожарной безопасности, так что усилия по розжигу такой дымовухи часто оказывались напрасными.

Вот и пропадали у родителей, а также братьев и сестёр, предметы гигиены, а в дневниках их чад появлялись «неуды» по поведению с почти типовой записью: «Поджёг «дымовуху» в туалете/коридоре школы».

Вскоре промышленность совсем отказалась от первой, синтезированной ещё в 1869 году пластмассы, и плохо горящие её заменители стали неинтересны для будущих юных химиков.

На некоторое время пытливые умы переключились на добычу свинца из старых аккумуляторов. Выплавка тяжёлого металла давала возможность обзаводиться битами, необходимыми для игры в «расшибалочку». Навыки литья использовались и для изготовления макетов пистолетиков, с которыми было интереснее играть в войнушку — выглядели они почти как настоящие.

В общем и целом, учёба в пятом и шестом классах не очень способствовала развитию химической активности по причине отсутствия в учебной программе самого предмета, но впереди была очередная смена места жительства — переезд в славный город над Бугом. И — преддверие седьмого класса с купленным заранее учебником, на обложке которого красовалось волшебное слово «Химия»!

Продолжение следует ...


Рецензии