Согрешили ли Адам и Ева?

Недавно был свидетелем интересного религиозного спора.

Один религиозный человек доказывал другим удивительную вещь.

Что Адам и Ева были душевно порочны.

Что Господь Бог изначально создал их не хорошими, а душевно плохими... Из чего, видимо следует, что такими являемся и все мы, как потомки этих мифологических фигур.

Вот его логика.

Адам и Ева совершили грехопадение, поскольку ослушались Бога, и вкусили плод со Древа Познания.

Но почему Адам и Ева сделали это плохое дело?

Потому, что у них в душе возникло ПЛОХОЕ желание сделать это плохой поступок.

НО ПОЧЕМУ У НИХ В ДУШЕ ВОЗНИКЛО ПЛОХОЕ ЖЕЛАНИЕ?

Потому, что у них душа плохая.

Почему же у них душа была плохая?

Они ведь всю жизнь жили в Раю, и не могли нравственно испортиться.

Значит плохой душой они обладали изначально.

То есть Господь Бог создал им плохую душу.

Но как это понять? Ведь учение Церкви утверждает, что Бог создал всем людям НЕ плохую душу?

------------------------—


Действительно, рассуждение необычное. И кажется убедительным.


Но если капельку вдуматься, в таком подходе к райскому происшествию можно вроде бы найти ОШИБКУ.

Во-первых, что значит Адам и Ева имели "плохую душу"?

Душа - это не материальная вещь. Она - не сосиска на столе, чтобы можно было сказать: плохого - она качества или хорошего.

И душа - не неизменная вещь. Человеческая психика (то есть "душа" по-гречески "психея") - всю жизнь развивается и меняется. Может расти и очищаться (отсюда учение католиков о Чистилище), а может тускнеть, скукоживаться и чернеть.

Вы же знаете фразу: "Его душа почернела". Или "его душа посветлела". Это все об этом. О том, что нет ничего неизменного в душевном мире, как и в мире физическом.

Этому нас и учит ДИАЛЕКТИКА... Учение о всеобщем развитии.

С ней стоит ознакомиться каждому. Причем лучше всего, на мой взгляд, изучать диалектику Гераклита... Ее основателя. Она, на мой взгляд, самая древняя и мудрая.

О душе греческий мудрец писал так: "Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока её мера.“
----------------------

Другую модель мы находим у Платона. Но все равно "душевное постоянство и неизменность" философ отвергает.

Он описывает душу скорее как сложный противоречивый процесс, в котором участвует разные психические силы. Результирующая динамика душевного процесса поэтому, зачастую, непредсказуема.

Человек постоянно находится перед выбором. В какую сторону идти? Какому внутреннему импульсу поддаться?

Душа подобна скачущей колеснице. Лошади скачут, хрипят, тянут в разные стороны, соревнуюсь друг с другом.

А образ несущейся неизвестно куда колесницы - удачен еще и потому, что соответствует динамичности и непредсказуемости психической жизни.
-----------------------------------------------

Второе...

Диалектика присутствует и в Христианстве. Не все христиане настаивают на душевной целостности.

Например, Достоевский пишет, что душа - арена постоянной борьбы между дьяволом и Богом. И борьба эта разворачивается в человеческом сердце.

Но с другой стороны, однозначно ли верен такой диалектический подход? Ведь не каждый же способен на совершение любого поступка...

Значит, действительно, в душах Адама и Евы изначально должно быть что-то особенное... Некий бунтарский потенциал, позволивший им ослушаться Всевышнего.
-----------------------------------------

Поэтому в анализе Библейского сюжета я бы зашел с несколько другой стороны.

Почему, вообще, мы считаем поступок Адама и Евы - "плохим"?

Читаем... Ветхий Завет. Книгу Бытия.

"16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь".

Что было дальше ?

"Глава 3

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4 И сказал змей жене: нет, не умрете,

5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7 И открылись глаза у них обоих...".
----------------------------------------------------------

Мало кто обращает внимание, что Бог, как Он описывается авторами Библии, соврал Человеку... Адам и Ева, как мы видим, не умерли от того, что вкусили плод Древа Познания.

Но Бог еще и наказывает людей за это! Наказывает только за то, что они не захотели быть невежественными! За то, что захотели знать, что такое Добро и Зло.

А можем ли мы, вообще, называть Адама и Ева людьми, пока они не ослушались Бога?

Чем они отличались от незнающих Добра и Зла животных, пока не сделали это?

И Библия достаточно объективно этот факт иллюстрирует.

Как только первые люди ослушались Бога, и познали Добро и Зло, - в их душе сразу проснулся стыд. То есть они стали более или менее РАЗУМНЫ. Стали покрывать свои тела... Стали первыми живыми существами делающими это.

"7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания".

Правдоподобность описанного Библией процесса обретения разума первыми людьми поражает...
-------------------------------------------------

Поражает и еще одна вещь. Истинный мотив Бога, почему он не разрешал Адаму и Еве становиться разумными.

БИБЛИЯ ТОЖЕ ПОВЕСТВУЕТ ОБ ЭТОМ СОВЕРШЕННО ОТКРОВЕННО.

"22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от Дерева Жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23 И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни".

То есть истинная причина запрета - нежелание библейского Бога, чтобы люди, после того, как они обрели Разум, могли вкусить плодов Древа Жизни и становились такими же вечными как боги.

Повторяю еще раз. Все это однозначно описано в Ветхом Завете. И почему священники избегают такого анализа священного текста непонятно. Возможно потому, что не хотят бросать на Всевышнего малейшую тень...

Но разве плохо, что наши предки стали разумны ? Разве не должны мы быть благодарны Змею за его "искушение"? За то, что они обрели разум и выделились из остального животного мира?

И разве плохо то, что в душе первых людей... в большей степени в душе Евы, чем Адама... была та искорка... то зерно самостоятельности, которое сделало возможным ослушание Богу ?

Наоборот Адам и Ева сделали очень хорошо, что не рабски выполняли все распоряжения верховного начальства... Небесного Владыки. А сами решили, что им делать. Открыв через это себе дорогу к свободе и знанию.

А ЗНАЧИТ И ОТКРЫВ ЕЕ ДЛЯ ВСЕХ НАС.


Рецензии