сущность технического различия поэзии и прозы-8772

сущность технического различия поэзии и прозы
14:04
Публикация номер 8772

Я случайно почти открыл страничку автора Босоножка и увидел в резюме цитату Цветаевой, совершенно открывшей мне моё до сего момента неясное предположение о технике различия поэтического и прозаического текста:

Резюме поэта
Босоножка
http://stihi.ru/avtor/rott280030

"В качестве предисловия Марина Цветаева однажды написала: " Книга должна быть исполнена читателем, как соната. Знаки - ноты. В воле читателя осуществить или исказить".
Разве можно сказать лучше! Давайте читать друг друга, узнавать и понимать".

Безусловно, нельзя не согласиться с этим.

Но меня здесь поразило то, что я именно различие поэзии и прозы всегда видел, но не мог ясно себе сказать - в том, что в поэзии смысл трансформирован таким образом, что является не содержанием текста, а одним из выразительных средств, точнее... стихо-конструкции, и ритма, и размера, и созвучий, в том в т.ч.  и рифмы, почему чаще любой человек и различает, поэтическое перед ним произведение, или проза, даже если ритм "скрыт" , настолько сложен, что ускользает от возможности его протарабанить, толкает признать текст прозой - но "что-то" мешает.
поэтической текст - это и не песня, это именно особые "ноты", по которым читатель "исполняет" композицию, настолько "правильно, насколько он талантливый "исполнитель".

в прозе тоже есть своя система знаков, здесь строится не на "выразительности", а на "изобразительности", так сказать, здесь "ноты" имеют гигантские текстовые  размеры,  читатель в зависимости от объёма текста должен "читать" как ноты целые стопки страниц.

кому это безразлично, тому и разницы нет, и это бывает даже у специалистов, которые иногда даже говорят, что стих - это какой угодно газетный текст, написанный короткой строкой.

если взять "нотный" подход за предположение, можно приблизится и к действительной теории верлибра, то есть - стиха вообще, а не только метрического, а теория стиха нужна не только для общей грамотности и, тем более - не для сочинения со счётом слогов и ударений и поиском рифм, - для поэта, который не так уж и "стихиен", и пусть кокетничает, но сам складывает отчасти сознательно текст, и насколько поэт принял знание о стихосложении за своё, усвоил - настолько свободнее он ищет "поэтические мелодии" и интуитивно строит сами "композиции".

           21 февраля 2021 года примерно 14:30

***


Рецензии
Это интересный подход, но мне ближе иное понимание. Хорошее стихотворение скорее пустая форма, из которой заинтересованный читатель извлекает свои, насыщенные эмоциями, смыслы. Он извлекает музыку не из текста, а из собственной жизни. Настоящее стихотворение это лишь свет, освещающий внутренние пространства читателя. Единственный герой стихотворения -- сам читатель, это его жизнь, это его путешествие. В этом смысле поэтов нет, разве можно хоть как-то назвать камертон сияющей пустоты?!

Рь Голод   21.02.2021 19:24     Заявить о нарушении
Да, я соглашусь, тут я допустил перекос в сравнении с собственными представлениями, я попытабсь сформуьлирвать точнее.
Ваше - я только устраню насчёт того, что текст пуст - все же, есть, пусть не ноты, а побудительные мотивы, которые пробуждают читателя, но не буквально, а с учётом изображённого в тексте, лишь глубинно охватывая весь опыт читателя, весь.
Буду думать точнее.
Без таких гипотез я не могу понять себя.
Но так приятно, когда и коллег, хороших поэтов, сказанное заставляет искать более точное и своё

Август Май   21.02.2021 19:31   Заявить о нарушении
Да, всё лишь повод для нового света и новой ясности: жизнь, подобно поэзии, не стоит на месте. Спасибо!

Рь Голод   21.02.2021 19:42   Заявить о нарушении
Да, как ни странно, жизнь полосатая и в смысле - то пишешь, что попало, то думаешь, о чём придётся

Август Май   22.02.2021 03:40   Заявить о нарушении